Статья
2377 5 июня 2017 15:45

Блогеры оптом

У Навального нет доступа к федеральным телеканалам, поэтому если он хочет, чтобы его услышали, он должен по максимуму использовать доступные технологии. На его основном канале уже более миллиона подписчиков и практически 150 миллионов просмотров у роликов. Но этого оказалось мало, и команда Навального создает целую информационную инфраструктуру.

Навальный LIVE

Перед акциями протеста 26 марта был создан канал Навальный LIVE. И до истории с массовыми задержаниями он не пользовался особой популярностью. У первых серий шоу «Кактус» 20-50 тысяч просмотров. Но после 26 марта ролики стали стабильно набирать более 100-200 тысяч просмотров. Помимо шоу «Кактус» на канале выходили ролики Леонида Волкова с информацией о ходе избирательной кампании Навального, но очевидно, что этого было недостаточно для заполнения всего эфирного времени.

Поэтому 20 апреля на канале появляется еженедельный прямой эфир с самим Навальным, набирающий стабильно более миллиона просмотров. В начале мая появилась программа «Где деньги» с Владимиром Миловым, а следом за ней стали выпускать программу «Будет хуже», ведущим которой стал главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов. А неделю назад на канале стала выходить еще одна передача – «Облако» с Леонидом Волковым в качестве ведущего.

Теперь практически в любое время на канале есть что посмотреть. А за счет привлечения сторонних ведущих удалось выйти на другую аудиторию. Ведь не случайно некоторые авторские программы ведут не члены команды Навального, а достаточно медийные личности Владимир Милов и Сергей Смирнов.

Разные передачи довольно хорошо перекрывают федеральную повестку, но без внимания остаются региональные проблемы. В эфир попадают только те региональные истории, которые обладают большим резонансом, например, Исаакий в Питере или реновация в Москве. Но митинги 26 марта показали, что и в регионах есть протестный потенциал, с которым тоже можно и нужно работать, поэтому Навальный пошел дальше.

Блогеры по оптовой цене

Открывая штабы в регионах, команда Навального надеялась на то, что на их базе будут формироваться инициативные группы, которые начнут заниматься освещением региональных проблем в сети. Но, как мы видим, этого не происходит. Нанимать людей на зарплату в крупных городах, чтобы те вели свои блоги – это дорого, неэффективно и ресурсоемко. На управление такой армией блогеров будет уходить слишком много ресурсов. Кроме того, всегда можно нарваться на негативный креатив как в Волгограде. Поэтому команда Навального объявила конкурс на лучший региональный блог, который будет обоснованно критиковать власти региона. В конкурсе может принять участие любой начинающий блогер, выпуски должны выходить не менее 2 раз в неделю, а итоги конкурса будут подведены в середине сентября.

Такой ход позволяет Навальному распространить свое информационное влияние в регионах. Кроме того, неслучайно итоги конкурса будут подводиться сразу после единого дня голосования, одной из задач конкурса является атака на региональные власти во время избирательной кампании в регионах.

И самое главное – нет ответственности за действия участников конкурса. Да, они участвуют в конкурсе Навального, но они не работают на него и могут даже не являться членами его команды в регионе, поэтому все, что они говорят – это исключительно авторская позиция и «может не совпадать с мнением редакции».

Но объявление конкурса является выгодным и с финансовой точки зрения. На первый взгляд кажется, что миллион – это огромная сумма, но даже после приблизительных подсчетов становится ясно, что это выгодная сделка.

На ближайший митинг Навального уже заявились инициативные группы из 212 городов. То есть, в них есть хотя бы несколько его сторонников. Допустим, что в 150 из них найдется хотя бы один желающий принять участие в конкурсе на лучший блог.

Конкурс будет длиться 3 месяца, и каждый участник за это время должен будет записать по 24 ролика. При наличии 150 участников получаем 3600 роликов. Допустим, что не все дойдут до подведения итогов, поэтому за время конкурса будет снято 2500 роликов. Выходит, что за один ролик ФБК заплатит 400 рублей или 3200 рублей в месяц блогеру.

За такие деньги даже в самых депрессивных регионах не удалось бы найти человека, который бы каждую неделю делал качественные ролики, а за счет конкурса – пожалуйста.

Последствия

У Навального даже после митингов 26 марта остается достаточно низкая узнаваемость, а показатели одобрения его деятельности еще ниже. В крупных городах о нем слышал практически каждый, но в регионах еще остаются те, кто ничего не знает о его деятельности. Именно поэтому он просит своих сторонников рассказывать о расследованиях своим старшим родственникам, приводить друзей подписываться за его выдвижение в президенты и так далее.

Во многих регионах действительно слабая оппозиционная повестка в информационном поле. У федеральных телеканалов есть региональные подразделения. У глав регионов есть карманные СМИ, а оппозиция проявляет себя в основном в социальных сетях. Поэтому за счет конкурса Навальный стремится не только получить известность в регионах, но и наладить контакт с региональной оппозицией, способной не только на митинге покричать, но и выступить с аргументированной критикой региональных властей.

В случае успеха конкурс на лучший оппозиционный блог может стать настоящей проблемой для региональных властей, особенно острой ситуация будет в выборных регионах, где губернаторы будут показывать, как они способны действовать в условиях неблагоприятного информационного фона. Ведь к выборам 2018 борьба в информационном поле будет только усиливаться.

На фоне сделки «400 рублей за ролик» кампания властей по привлечению топовых блогеров за крупные суммы и создание клипов за 2 миллиона рублей выглядят чудовищно неэффективными, поэтому в ближайшее время власть будет вынуждена подготовить внятный ответ на эти действия.

Михаил Карягин, политолог
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".