Бюджетное послание
Президент России Дмитрий Медведев обратился к парламенту и правительству с Бюджетным посланием, в котором отразил основные направления бюджетной политики на 2012-2014 годы.
В послании Дмитрий Медведев назвал 12 ключевых направлений, по которым необходимо принять системные действия.
«Сегодня я подписал бюджетное послание, и оно посвящено бюджетной политике на ближайшие три года. Этот документ суммирует поручения, по которым уже ведется работа органами государственной власти, и включает в себя целый ряд дополнительных мер, которые, на мой взгляд, актуальны для сегодняшнего периода», - сказал Медведев в ходе оглашения тезисов послания.
Он подчеркнул, что «новый трехлетний бюджет должен способствовать запуску новой модели роста, снизить риски и обеспечить макроэкономическую устойчивость».
«Исходя из этого, нам необходимо осуществить системные меры по целому ряду направлений. Их 12», - сказал президент.
Ключевыми задачами бюджетной политики глава государства назвал модернизацию, создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и долгосрочного устойчивого развития.
Бюджетное планирование должно быть интегрировано в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития РФ, считает президент Дмитрий Медведев. «Не позднее 2012 года необходимо утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России и увязанную с ней бюджетную стратегию», - говорится в Бюджетном послании главы государства.
В этих документах «должны найти комплексное отражение долгосрочные цели социально-экономического развития страны, финансовое и нормативно-правовое обеспечение механизмов их достижения», сказано в послании.
В бюджетной стратегии также должны быть предусмотрены критерии и процедуры оценки рисков устойчивости бюджетной системы.
Кроме того, президент призвал начать полномасштабное внедрение с 2012 г. «программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления, в том числе утвердить основные государственные программы».
Что касается отдельных положений послания, то документ в том числе содержит информацию о социальной политике.
Президент объявил, что средний размер пенсий в 2012 году увеличится на 11% по сравнению с текущим годом. Кроме того, не позднее 2012 года должна быть решена проблема обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с принятыми обязательствами.
Отдельно в послании сказано о том, что правительство до 1 сентября должно разработать предложения по повышению на 50% зарплаты среднего медперсонала в бюджетных учреждениях дошкольного и общего образования.
Согласно документу, в целях модернизации региональных систем общего образования субъектам РФ в 2011-2013 годах будут выделены масштабные субсидии из федерального бюджета.
«Считаю, что за счет части высвободившихся средств региональных бюджетов субъекты РФ смогут повысить зарплату учителям, работающим на высоком профессиональном уровне», - заявил Медведев.
Что касается взаимоотношений Центр – регионы, то Дмитрий Медведев, оглашая послание, высказался за увеличение доли налогов, которые направляются на формирование местных бюджетов.
Также, по его мнению, необходимо повысить требования к порядку определения объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и пропорции соотношения дотаций и субсидий, предоставляемых местным бюджетам из региональных бюджетов.
Как считает Медведев, в условиях экономического роста поддержка региональных бюджетов за счет кредитов из федерального бюджета должна сокращаться, нужно наращивать использование рыночных механизмов покрытия дефицитов этих бюджетов.
Президент полагает, что необходимо увязывать объем предоставляемых бюджетных кредитов в очередном финансовом году с предполагаемым объемом возвращаемых бюджетных кредитов.
Что касается темы снижения страховых взносов для компаний, то выпадающие доходы можно компенсироваь за счет приватизации, нефтегазовых доходов и других резервов.
«У нас есть источники для компенсации "выпадающих" доходов. Есть возможности получить дополнительные средства в результате распоряжения федеральным имуществом, то есть приватизации, есть нефтегазовые доходы, есть резервы. Возможны, наконец, другие источники», - заявил Медведев, оглашая Бюджетное послание.
Глава государства напомнил, что максимальные ставки обязательных страховых взносов на 2012-2013 годы будут снижены с 34% до 30%, для малого бизнеса - с 26% до 20%.
Бюджетное послание этого года носит определенную печать предвыборного периода. Во многом предложенная президентом схема налогообложения обусловлено ростом социальных расходов, которые необходимо покрывать за счет налогообложения в других отраслях. Очевидно, что социальные расходы, которые формируются и являются долгосрочными в Российской Федерации, нуждаются в поддержке. Так что в этом смысле идея, связанная с увеличением налогообложения газовой отрасли и производителей табачной продукции абсолютно понятна. Другое дело, чтобы не сломить экономику и не привести ее в тень, необходимо дополнительно разработать меры стимулирования.
Очевидно, что рост налогообложения в нефтяной сфере необходимо сбалансировать.
Речь необходимо стимулировать переработку. Здесь ключевые меры являются не налоговые как таковые, а именно поддержка государства в этой сфере.
На мой взгляд, крайне важно все-таки решить вопрос с фронтальным снижением налогового бремени (не по сырьевым секторам), а в целом по экономике. Очевидно, что такими ключевыми налогами, которые платят все, являются НДС, страховые взносы, фналог на прибыль. Именно от их снижения будет зависеть конкурентоспособность российских компаний в долгосрочной перспективе. Изначально присутствовало три или даже четыре основные конкурентоспособных преимущества: наличие определенного раздела производства индустриального Советского Союза, относительно дешевая рабочая сила, сырьевой фактор и т.д. Стоимость рабочей силы постепенно растет, причем здесь демпингует именно государственный сектор. Также увеличивается стоимость энергоресурсов для Российской Федерации, очевидно, что без гармонизации в налоговой сфере мы будем проигрывать нашим основным конкурентам по внешним контурам.
Поэтому в ближайшее время помимо точечных вещей в энергетике, в сырьевом секторе на необходимо будет говорить об улучшении в целом климата, причем как налоговыми мерами, так и мерами снижения административного регулирования.
В этом случае бюджетное послание органично впишется в экономическую политику Российской Федерации. Пока же необходимо создать эту платформу для ее реализации, без нее целый ряд инициатив, которые заложены в документе, могут оказаться не столь эффективными как изначально предполагалось в послании.
Что касается единого налога на недвижимость, проекту этому несколько лет. Он давно лоббировался. Предполагалось, что введение комплексной системы позволит снизить расходы. Помимо прочего следует отметить, что без четких расчетов по регионам, в том числе по стоимости, проект может столкнуться с серьезными проблемами. По мнению целого ряда экспертов, налоговая нагрузка в результате особенно на крупногабаритные квартиры для целого ряда граждан может очень серьезно вырасти. В этом смысле нужно продумать соответствующие механизмы, которые позволили бы снизить подобные риски. В целом идея, связанная с тем, что платить налог необходимо с рыночных позиций, - в целом правильная, также как и обосновано создание комплексного налога, который позволит объединить в себе фактически налог на имущество и налог на землю. Направление выбрано верно, но необходимо опять же продумать механизмы реализации.
В бюджетном послании президент конкретизирует те идеи, которые он высказал недавно, речь идет о конкретизации, в частности, идеи децентрализации. Эта идея будет воплощаться в жизнь за счет, если я правильно понял, перераспределения административных и финансовых полномочий. Причем, судя по всему, с одной стороны, основное внимание будет уделено повышению возможностей муниципалитетов как наиболее важного звена в механизме экономической политики, поскольку именно там происходит непосредственное соприкосновение органов власти и управления с гражданами и предприятиями. А с другой стороны, это по многим показателям и наиболее слабое звено, как с точки зрения финансовой обеспеченности, так и с точки зрения административных возможностей и тех кадров, которые там работают.
Движение в сторону децентрализации, в сторону создания новых возможностей для развития российских территорий - шаг, безусловно, в правильном направлении. Другое дело, остается неясным, в какой мере предложенные президентом сыграют роль реального стимула для экономического развития и не потребуется ли со временем изыскивать какие-то новые рычаги экономической, финансовой и административной политики.
Здесь я бы также обратил внимание еще на одну вещь. Она непосредственно в выступлении президента не звучала, но это важно в связи с тем политическим контекстом, в котором будут восприниматься шаги по децентрализации управления. Речь идет о том, что децентрализация управления делает еще более актуальным политическую консолидацию. Российские регионы, получив большую возможность для экономического развития, будут нуждаться также и в повышении уровня связности, то есть согласованности тех действий, которые там будут предприниматься. В этой связи движение в сторону управленческой децентрализации и создание Общероссийского народного фронта - это движение в одном направлении.
Конечно, в первую очередь предложенной президентом моделью воспользуются те регионы, где уже созданы определенные заделы. То есть регионы, которые уже сейчас обладают определенными ресурсами, причем ресурсами не только в плане финансовых ресурсов и развития промышленности, но и в плане адекватных управленческих кадров.
Во-первых, давно назрело повышение налоговой нагрузки на газовиков и «Газпром» в частности. Достаточно долго говорилось о том, что по сравнению с теми же нефтяниками «Газпром» в льготных условиях, в том числе, за счет того, что он является крупным лоббистом и монополистом, и было принято решение консенсусное для правительства и президента о довольно существенном повышении НДПИ для «Газпрома». Это абсолютно резонно.
Что касается нефтяников, то там обращает на себя внимание не факт изменения в большую или меньшую сторону нагрузки, а стремление выстроить более дифференцированное налогообложение, стимулируя ввод новых месторождений и более глубокую переработку. Особое внимание уделяется соответствию более высоким экологическим стандартам. Последние два момента представляются мне крайне важными.
Напомню, что несколько месяцев назад была инициирована правительственными экспертами дискуссия, в рамках обновленной стратегии 20-20, что вообще хорошо бы не бороться за нефтепереработку, а продавать сырую нефть, так как на этом мы можем получить больше денег. Президент ставит точку в этой дискуссии, выступая за более глубокую переработку нефти. Он понимает, что это путь индустриализации, создания рабочих мест, более развитого индустриального контура. Кроме того, настаивая на высоких экологических стандартах, предполагается также дифференцированное налогообложение. Это важно не только с точки зрения заботы об окружающей среде, но и как стимул к технологическому обновлению производства. Поэтому схема такова: для газовиков - повышение нагрузки, для нефтяников дифференцированное налогообложения. И то и другое решение представляется вполне оправданным.
В некоторой мере, бюджетное послание выглядит как размышление о том, где можно изыскать источники для снижения социально-страховых отчислений. Однако такой подход, на мой взгляд, вполне оправдан. В том числе и по акцизам на табак и алкоголь. Здесь есть и социальная составляющая, чтобы люди меньше пили и курили. Здесь, конечно, возможны какие-то чувствительные социальные последствия и недовольства, но в общем и целом стратегически эта мера выглядит вполне здравой и важной мерой. Это шаг в сторону того, что делается в развитых странах и, как мне представляется, осуществляется вполне обосновано.
Безусловно, обсуждаются и дополнительные меры стимулирования в тех или иных отраслях, связанные с внедрением новых технологий и технологическим перевооружением. Это достаточно важные вещи, но многие эксперты почему-то говорят о том, что даже существующие налоговые льготы в этой сфере недостаточно востребуются бизнесом. Поэтому не уверен, что эти налоговые льготы станут непосредственно сильным стимулом, то есть это пока открытый вопрос.
Есть в бюджетном послании и момент, связанный с налогом на недвижимость. На мой взгляд, этот налог является важным и полезным, но также социально рискованным. Его параметры не определены. Существует опасение, что он может очень сильно ударить и по обеспеченному населению, и по той части среднего класса, для которого эта нагрузка будет чрезмерной. С другой стороны он важен, потому что позволит усилить местные бюджеты и представляет собой форму относительно легкого администрируемого налогообложения крупных состояний.
Подоходные налоги прогрессивные ввести сложно, потому что все равно большие зарплаты в этом случае будут прятать, но крупную дорогую недвижимость спрятать гораздо сложнее, чем финансовые потоки. Поэтому в принципе налог на недвижимость может быть такой мерой прогрессивного налогообложения на богатых. Опасность в том, что может обернуться бедных и людей среднего класса. На самом деле все зависит о того, какие конкретно параметры и механизмы этого налога будут введены.
В своем бюджетном послании президент задал основные направления развития бюджетной политики страны на ближайшие годы. Главное из которых - ориентированность бюджетной системы на конкретный результат для улучшения жизни людей.
Глава государства предложил в послании механизмы, которые позволят сокращать бюджетный дефицит, обеспечить устойчивость бюджетной системы, привлекать инвестиции на масштабные проекты, перевод экономики на инновационные рельсы, обеспечить децентрализацию в пользу регионов и местного самоуправления. Особое внимание уделяется вопросу выполнения государством своих социальных обязательств перед людьми - то что сегодня составляет главный принцип работы власти. В частности, речь идет о реализации программ по развитию здравоохранения, развитию пенсионной системы.
На этих же принципах основывается сегодня и обсуждение основных приоритетов федерального, региональных и местных бюджетов на будущие годы в рамках Общероссийского народного фронта. За оставшиеся месяцы до поступления проекта бюджета в федеральный и региональные парламенты планируем дойти до каждого трудового коллектива, до жителей каждого населенного пункта, собрать предложения людей о том, как эффективно использовать возможности государства, чтобы решить максимально большее количество проблем за счет тех финансовых ресурсов, которые есть сегодня в стране.
Сейчас проходит обсуждение федерального бюджета на следующий год в рамках встреч участников Народного фронта с представителями Правительства РФ, экспертного сообщества на площадках, посвященных самым разным направлениям.
Однако, основная работа по формированию Народного бюджета разворачивается в регионах. Сейчас проходят так называемые «отраслевые чтения» во всех территориях. Они предполагают встречи в коллективах - с учителями, медработниками, аграриями, рабочими производств. Будем говорить о том, как наиболее эффективно развивать эти сферы в регионах.
Следующим этапом станут межрайонные конкурсы проектов. В ходе них будут отобраны самые креативные проекты, которые смогут дать стимул для развития территорий, способствовать появлению новых рабочих мест, повышению качества жизни. И соответственно будем добиваться, чтобы на их реализацию были выделены бюджетные средства.
Заключительным этапом, обсуждения бюджета станут народные сходы в населенных пунктах по всей стране, на которых планируется обсуждение приоритетов муниципальных бюджетов.
Впервые в истории по инициативе лидера Общероссийского народного фронта, главы правительства Владимира Путина, формирование бюджетов всех уровней происходит с участием максимально большого количества жителей страны. Люди сегодня не только могут быть в курсе, на что планируется направить средства, но и стать непосредственными участниками этого процесса, самим определить свое будущее и проконтролировать как власть решает поставленные перед ней задачи.