Статья
800 27 апреля 2011 4:16

Четверо мужчин для одной учительницы

Накал страстей позволяет превратить книгу Евы Лански из "женского романа" в "психологический триллер". Но лучше думать, что в России появилась хорошая женская романистка.

Комментарии экспертов

Традиция «женского романа» как-то так и не сформировалась в постперестроечной России. Во-первых, мы по прежнему вынуждены оценивать наше общее историческое литературное наследие глядя в призму советского, а советская идеология всегда насторожено относилась к любому роману как к инструменту угнетения буржуазией пролетариата, а уж что касается романа о любви (если это только не любовь ко всему человечеству) — то он просто выпал на обочину, как нечто бесполезное, непонятное, а следовательно — опасное. Во-вторых, «женский роман», т.е. написанный чаще всего для одних женщин — другими женщинами, несет в себе нечто неловкое, нездоровое, способное вызвать подозрение. Скажем, в Японии это давление подозреваемой/невысказанной порочность привела к зеркальному эффекту в культуре, появлению такого под- жанра «женского романа», как яой — манги, посвященной гомосексуальным отношениям двух мужчин, но при условии, что под одним из персонажей (чертами характера, внешностью, поведением и т.д.) подразумевается женщина. Т

Неудивительно, что именно поэтому традиционная критика (большинство критиков — все-таки мужчины) закомплексовано относит «женский роман» — к пошлой и пустой литературной форме, лишь бы по возможности дистанцироваться от него, как от чего-то «нечистого».

Поэтому, приятно, когда в России появляются книги, доказывающие, что какая-то, пусть и игнорируемая, жизнь в жанре все-таки есть. В этом смысле стоит обратить внимание на то, что пишет Ева Ланска — уже опытный автор, особенно на её последний роман «Четверо мужчин для одной учительницы». Завязка простая: Некое влиятельное лицо просит выпускницу филологического факультета МГУ Наталью Ситникову (девушку с необычной судьбой) «разыскать по миру четверых мужчин и выяснить у них у всех, не были ли они 14-го мая на острове L с девушкой по имени Дина».

Этот неприхотливый сюжет (который временами в романе пропадает начисто) — не главное. Ланска играет в опасную игру, экспериментируя вопреки законам жанра с формой текста: избавляется от «постельных сцен», превращает роман в запутанный лабиринт и разновременных событий, выдержек из документов и десакрализирует пространство подразумеваемого, вводя в сюжет откровенно лесбийскую тему.

Эти эксперименты приводят к мысли, что настоящим сюжетным двигателем романа становиться внутреннее состояние главной героини. Через текст выражены её язык, её способность воспринимать действительность и т.д. Поэтому, персонаж Натальи Ситниковой и выглядит почти весь роман не цельным, нелогичным: в начале романа Наталья вместе с пятилетним мальчиком собирает пазл — именно в образе пазла срыта структура романа и психологический портрет самой главной героини, а общая картина будет видна только в финале. Дневник Ситниковой — единственная периодически появляющаяся на страницах проекция целостной картины, точка сборки. Именно он становиться местом, где скреплены два «я» главной героини — сама Наталья и её подруга Вика. Но (и тут как раз кроется своеобразная интрига) одновременно же дневник, будучи цельным произведением, тоже разрезан на элементы пазла и исчезнет со страниц только в тот момент, когда все четыре новеллы об искусстве соблазнения будут рассказаны и главная героиня, которую читатель собрал из кусочков текста, будет готова встретить свою любовь.

Все это в купе позволяет превратить книгу Евы Лански из «женского романа» в «психологический триллер» — как бы поднять на ступень выше. Но гораздо приятнее думать, что в России наконец появилась хорошая женская романистка.

Ева Ланска, «Четверо мужчин для одной учительницы», М.: АСТ, 2011 — 320 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".