Чосер
Художественное совершенство Чосера превратило лондонский диалект, на котором он писал, в образец для подражания и стяжало автору славу создателя английского литературного языка.Питер Акройд, образцовый британский интеллектуал и оскорбительно плодовитый писатель-историк, начал свою серию коротких биографических зарисовок с Чосера не случайно.
Чосер был и остается для Англии чем-то средним между Жуковским и Пушкиным для России. Несмотря на то, что в мировом масштабе его заслуги не слишком велики, для соотечественников он один из самых первых полноценно «английских» поэтов и, во всяком случае, точно один из первых поэтов, которые начали писать придворную лирику по-английски, а не по-французски.
Однако, литературоведение и филология не самые популярные гуманитарные дисциплины и для того, чтобы открыть соотечественникам глаза на значение Чосера, нужен историк-популяризатор Акройд. Который, в свою очередь очень старается свести литературный анализ работ английского поэта к минимуму, а описательную составляющую его биографии наоборот, привести к максимуму, вероятно, предполагая, что если уж нельзя заставить окружающих засесть со словарем за «Кентерберийские рассказы», то можно попробовать сделать так, чтобы они заучили пару недостоверных скабрезностей, вроде того, что Джон Гонт наставил Чосеру «рога» с женой, а уж рассказывая о них, добавили что-то про рождение английской поэзии.
Такой подход к просветительству можно одновременно назвать и нечистоплотным и эффективным. С моральной стороной все понятно, что же до эффективности, то, что преступного в том, что Акройд напоминает про существование секса в средневековой Англии и придворные интриги с целью заполучить «зимний костюм»? Впрочем, читать об этом целую монографию мало у кого хватит духа, так что Акройд, зная свою аудиторию, в этот раз ограничивается двумястами с небольшим малоформатными страницами.
На выходе получается продукт годный для чтения в общественном транспорте и смотрящийся содержательней книг Улицкой или Акунина, но не выглядящий в такой обстановке так абсурдно, как могли бы выглядеть книги Ad Marginem. Т.е. вроде как и интеллектуально, но без лишних претензий.
Питер Акройд, «Чосер», М.: КоЛибри, 2012 — 240 с.