Статья
2560 25 ноября 2022 16:30

Изменение правил игры: что мешает реформированию Совбеза ООН

Реформирование Совета Безопасности ООН стало актуальной темой для западных стран после начала Россией спецоперации на Украине, однако эксперты считают, что эта инициатива обречена. Эксперт американского аналитического центра The Heritage Foundation Бретт Шефер пояснил, что именно является препятствием для реформирования Совбеза ООН.

Изменение размера совета, сроков и порогов для утверждения резолюций или полномочий постоянных членов требует внесения поправок в устав. Поправки вступают в силу, когда их поддерживают две трети голосов в Генеральной Ассамблее ООН и две трети государств-членов Ассамблеи, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. В Устав ООН вносились поправки всего пять раз с момента его принятия в 1945 года, причем самые последние изменения вступили в силу в 1973 году, напоминает эксперт.

Решение принимается квалифицированным большинством голосов совета. «Все пять постоянных членов имеют право вето, и любой из них может использовать его для блокирования решений и резолюций органа, даже если все остальные члены поддерживают меры. Первоначально в состав Совета входили пять постоянных членов ООН: Тайвань, Франция, СССР, Великобритания и США, а также шесть государств-членов, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на два года. Из-за власти и престижа совета многие государства-члены ООН стремятся заседать в нем и работать в рамках своих региональных групп, чтобы заручиться поддержкой своих кандидатур. Во избежание острых споров региональные группы часто за годы договариваются о том, какие страны они будут выдвигать для избрания в совет», — пишет Бретт Шефер. 

Совет уполномочен принимать дополнительные меры для урегулирования кризисов, угрожающих международному миру и безопасности. «Они включают применение санкций и одобрение применения силы, необходимой для восстановления мира. Согласно уставу ООН, государства-члены обязаны „принимать и выполнять решения Совета Безопасности“», — отмечает эксперт американского аналитического центра The Heritage Foundation Бретт Шефер.

Совет безопасности ООН критикуют за то, что он «не отражает нынешний мировой порядок». Расширение Совета Безопасности обсуждалось с начала эпохи после «холодной войны». Обоснования повторяли аргументы, высказанные в 1960-х годах: членство в ООН снова значительно увеличилось (до 193 государств-членов), при этом развивающиеся страны заслуживают большего представительства. 

Между странами остаются существенные разногласия по поводу реформирования. «Было выдвинуто несколько предложений , наиболее заметным из которых является так называемая G4 (Бразилия, Германия, Индия и Япония поддерживают заявки друг друга на места в постоянном совете), коалиция „Объединение ради консенсуса“ и Африканский союз. Все три фракции выступают за существенное расширение до 25 или 26 мест в Совете Безопасности и добавление шести новых постоянных членов с правом вето. Ни одно из этих предложений не получило достаточной поддержки в Генеральной Ассамблее, чтобы начать процесс внесения поправок», — поясняет эксперт.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".