Статья
2984 29 ноября 2017 20:00

Что ждать от саммита ОДКБ?

Завтра в Минске пройдет саммит ОДКБ. В рамках сессии саммита состоятся совместное заседание Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности стран-участниц организации. Какие проблемы стоят перед саммитом, какие сложности предстоит разрешить участникам и будут ли приняты какие-то реальные решения?

Предыдущий саммит ОДКБ прошел 14 апреля 2017 года, и главными его темами стали вопросы экономического сотрудничества и региональной безопасности. Сейчас упор делается на борьбу с терроризмом и вопросы коллективной безопасности в условиях меняющегося баланса сил.

Накануне саммита в Минске Путин принял нового генерального секретаря организации. Юрий Хачатуров был назначен генеральным секретарем ОДКБ сроком на три года решением совета коллективной безопасности 14 апреля 2017 года. Именно поэтому от саммита в Минске ожидают принятия новых решений. Генеральный секретарь ОДКБ в иерархии организации занимает одну ступень с Постоянным Советом и выполняет контроль за консультативными и исполнительными органами ОДКБ.

Терроризм VS расширение НАТО

Главная тема саммита ОДКБ — терроризм. Текущий саммит стран ОДКБ проходит на фоне тревожной обстановки. Кыргызстан становится одним из главных поставщиков терроризма в мире — известно, что две трети боевиков, воюющих в Сирии на стороне экстремистов — из Оша. Уроженцем этого киргизского города был и Акбаржон Джалилов, совершивший теракт в Санкт-Петербурге.

Неспокойно и в соседнем Таджикистане, находящемся также в «зоне риска». Коррупция и бедность в центральной Азии создают почву для распространения экстремистских объединений, которые чаще всего маскируются под религиозными организациями, зачастую занимающимися вербовкой людей под крылом мечетей.

К проблеме прямой вербовки террористов в последние годы еще добавилась «секретная» вербовка через мессенджеры — терроризм перестал иметь жесткую иерархичную структуру — часто прямого контакта между исполнителем и «заказчиком» теракта просто не существует.

Ключевая проблема ведения совместной борьбы с терроризмом в рамках ОДКБ в последние годы заключается в том, что страны недостаточно быстро реагируют на изменения повестки. Прошлогодний саммит в Ереване завершился совместным заявлением о растущем влиянии ИГ* и «Талибана»** в Афганистане. При этом была фактически проигнорированы внутренние изменения в странах центральной Азии, где терроризм, во многом благодаря новым технологиям, вышел на качественно другой уровень, что привело к его более тесной интеграции в регионы ОДКБ.

В частности, военные учения в рамках ОДКБ, прошедшие в каждой из стран-участниц альянса был проведены с точки зрения противоборства внешним угрозам, в то время как внутренние болевые точки — в первую очередь страны Центральной Азии — были проигнорированы.

Показательны последние учения, прошедшие в Таджикистане в середине ноября. Там был отработан классический сценарий «внешней угрозы»: из Афганистана в Таджикистан отправляются боевики, чтобы нанести организованный удар по бывшей советской республике рядом терактов. При этом сценарий «внешний угрозы» террористы сейчас не используют, действуя все чаще автономно, неорганизованно и совершенно не в духе военной логики.

Несмотря на то, что главной темой саммита объявлена борьба с терроризмом, безусловно, будет затронута и тема расширения НАТО, которая ставит под угрозу безопасность всех стран-участниц. В случае, если Украина вступит в НАТО, а эксперты не исключают такой возможности, Россия и ее партнеры будут вынуждены пересматривать свои военные позиции. Как отмечают военные эксперты, в таком случае будут российские войска будут передислоцированы, ракетные комплексы перегруппированы, а военный бюджет будет увеличен, так как стране необходимо будет заниматься разработкой нового вооружения.

Кроме внутренних действий необходимы и общие шаги стран-участниц ОДКБ, которые бы позволили сохранить требуемый уровень государственной безопасности. А для нормального диалога необходимо решение конфликтов между партнерами.

Нерешенные локальные конфликты

Страны ОДКБ зачастую неверно воспринимают ОДКБ, забывая, что это в первую очередь не политический альянс, а организация по обеспечению безопасности каждой из шести стран. Поэтому борьба с терроризмом остается зачастую только на словах.

В частности, существует серьезная проблема тесного переплетения преступности и терроризма, которую страны центральной Азии стараются не замечать — наркоторговля является ключевым спонсором для террористов. Беспрепятственный наркотрафик на таджикско-афганской границе позволяет незаконным экстремистским формированиям расти и развиваться.

Существует немало локальных конфликтов, которые страны ОДКБ игнорируют. Как сообщается в докладе ООН за 2012 год, контроль над провинцией Такхар вблизи таджикско-афганской границы осуществляют боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ)*** и «Талибана»**. Проблема продолжает оставаться актуальной и сегодня. Сообщается о налогообложении наркотрафика со стороны экстремистов, де-факто контролирующих границу. В том же Таджикистане существует проблема Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), которая граничит с Кыргызстаном и Афганистаном. Она слабо контролируется Душанбе, и также является важным пунктом в линии наркотрафика.

Один из главных сложностей ОДКБ — недостаточно слаженная коллективная работа по борьбе с терроризмом и отсутствие единого свода экстремистских структур для всех стран. В частности, экстремистская организация «Таблиги Джамаат»****, в Кыргызстане существует фактически легально.

Мало ресурсов

Практически все из вышеперечисленных проблем упираются в одну — отсутствие потенциала для эффективного противоборства терроризму. У стран ОДКБ слишком разные ресурсные возможности. Государства Средней Азии не обладают ни должной подготовкой, ни необходимым опытом, ни соответствующими ресурсами для борьбы с наркотрафиком и исламистами.
Однако страны-участницы ОДКБ занимают стратегически важную территорию, которая в случае обострения международной обстановки, может сыграть ключевую роль.

Поэтому во многом «коллективное» реагирование на террористические угрозы ложится на Россию, которая сейчас является системообразующей для ОДКБ.

В ОДКБ уже создан Центр кризисного реагирования, которому предстоит выполнить функции информационно-аналитического обеспечения борьбы с экстремизмом. Но этого мало: нужно, чтобы этот орган эффективно функционировал путем совместных усилий.

Задачи на будущее

Важность ОДКБ несколько раз отмечал Владимир Путин. Выступая на саммите в апреле 2017 года, он особенно подчеркнул приоритет сотрудничества в рамках организации: «В этом году у нас не только 25-летие подписания договора, но и 15-летие создания ОДКБ как организации. И это очень важные вехи, которые дают нам возможность посмотреть назад, оценить все, что сделано в сфере безопасности. Оценить критически: вносить какие-то коррективы, если нужно, как-то дополнительно согласовывать наши действия, укреплять нормативную базу. В общем, для нас, как и для наших партнеров — я в этом глубоко убежден, — сотрудничество в сфере безопасности является одним из приоритетов, и оно выгодно для всех участниц организации коллективной безопасности».

Как отмечала пресс-служба Александра Лукашенко: «главы государств обсудят важнейшие проблемные моменты современной обстановки в мире и дальнейшее развитие организации в качестве мощной структуры, обеспечивающей безопасность в регионе», — сообщат ТАСС.

Существующие проблемы организации могут быть использованы как стимул для развития и повышения статуса ОДКБ не только в регионе, но и в мире. Политическая воля глав основных стран-участниц для этого есть, поэтому от саммита ожидается принятие стратегических решений.

*ИГ (Исламское государство) — запрещенная в России организация

**Движение Талибан — запрещенная в России организация

*** Исламское движение Узбекистана (ИДУ) — запрещенная в России организация

**** Таблиги Джамаат — организация, признанная экстремистской на территории России


Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".