Статья
3181 29 ноября 2017 20:00

Что ждать от саммита ОДКБ?

Завтра в Минске пройдет саммит ОДКБ. В рамках сессии саммита состоятся совместное заседание Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности стран-участниц организации. Какие проблемы стоят перед саммитом, какие сложности предстоит разрешить участникам и будут ли приняты какие-то реальные решения?

Предыдущий саммит ОДКБ прошел 14 апреля 2017 года, и главными его темами стали вопросы экономического сотрудничества и региональной безопасности. Сейчас упор делается на борьбу с терроризмом и вопросы коллективной безопасности в условиях меняющегося баланса сил.

Накануне саммита в Минске Путин принял нового генерального секретаря организации. Юрий Хачатуров был назначен генеральным секретарем ОДКБ сроком на три года решением совета коллективной безопасности 14 апреля 2017 года. Именно поэтому от саммита в Минске ожидают принятия новых решений. Генеральный секретарь ОДКБ в иерархии организации занимает одну ступень с Постоянным Советом и выполняет контроль за консультативными и исполнительными органами ОДКБ.

Терроризм VS расширение НАТО

Главная тема саммита ОДКБ — терроризм. Текущий саммит стран ОДКБ проходит на фоне тревожной обстановки. Кыргызстан становится одним из главных поставщиков терроризма в мире — известно, что две трети боевиков, воюющих в Сирии на стороне экстремистов — из Оша. Уроженцем этого киргизского города был и Акбаржон Джалилов, совершивший теракт в Санкт-Петербурге.

Неспокойно и в соседнем Таджикистане, находящемся также в «зоне риска». Коррупция и бедность в центральной Азии создают почву для распространения экстремистских объединений, которые чаще всего маскируются под религиозными организациями, зачастую занимающимися вербовкой людей под крылом мечетей.

К проблеме прямой вербовки террористов в последние годы еще добавилась «секретная» вербовка через мессенджеры — терроризм перестал иметь жесткую иерархичную структуру — часто прямого контакта между исполнителем и «заказчиком» теракта просто не существует.

Ключевая проблема ведения совместной борьбы с терроризмом в рамках ОДКБ в последние годы заключается в том, что страны недостаточно быстро реагируют на изменения повестки. Прошлогодний саммит в Ереване завершился совместным заявлением о растущем влиянии ИГ* и «Талибана»** в Афганистане. При этом была фактически проигнорированы внутренние изменения в странах центральной Азии, где терроризм, во многом благодаря новым технологиям, вышел на качественно другой уровень, что привело к его более тесной интеграции в регионы ОДКБ.

В частности, военные учения в рамках ОДКБ, прошедшие в каждой из стран-участниц альянса был проведены с точки зрения противоборства внешним угрозам, в то время как внутренние болевые точки — в первую очередь страны Центральной Азии — были проигнорированы.

Показательны последние учения, прошедшие в Таджикистане в середине ноября. Там был отработан классический сценарий «внешней угрозы»: из Афганистана в Таджикистан отправляются боевики, чтобы нанести организованный удар по бывшей советской республике рядом терактов. При этом сценарий «внешний угрозы» террористы сейчас не используют, действуя все чаще автономно, неорганизованно и совершенно не в духе военной логики.

Несмотря на то, что главной темой саммита объявлена борьба с терроризмом, безусловно, будет затронута и тема расширения НАТО, которая ставит под угрозу безопасность всех стран-участниц. В случае, если Украина вступит в НАТО, а эксперты не исключают такой возможности, Россия и ее партнеры будут вынуждены пересматривать свои военные позиции. Как отмечают военные эксперты, в таком случае будут российские войска будут передислоцированы, ракетные комплексы перегруппированы, а военный бюджет будет увеличен, так как стране необходимо будет заниматься разработкой нового вооружения.

Кроме внутренних действий необходимы и общие шаги стран-участниц ОДКБ, которые бы позволили сохранить требуемый уровень государственной безопасности. А для нормального диалога необходимо решение конфликтов между партнерами.

Нерешенные локальные конфликты

Страны ОДКБ зачастую неверно воспринимают ОДКБ, забывая, что это в первую очередь не политический альянс, а организация по обеспечению безопасности каждой из шести стран. Поэтому борьба с терроризмом остается зачастую только на словах.

В частности, существует серьезная проблема тесного переплетения преступности и терроризма, которую страны центральной Азии стараются не замечать — наркоторговля является ключевым спонсором для террористов. Беспрепятственный наркотрафик на таджикско-афганской границе позволяет незаконным экстремистским формированиям расти и развиваться.

Существует немало локальных конфликтов, которые страны ОДКБ игнорируют. Как сообщается в докладе ООН за 2012 год, контроль над провинцией Такхар вблизи таджикско-афганской границы осуществляют боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ)*** и «Талибана»**. Проблема продолжает оставаться актуальной и сегодня. Сообщается о налогообложении наркотрафика со стороны экстремистов, де-факто контролирующих границу. В том же Таджикистане существует проблема Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), которая граничит с Кыргызстаном и Афганистаном. Она слабо контролируется Душанбе, и также является важным пунктом в линии наркотрафика.

Один из главных сложностей ОДКБ — недостаточно слаженная коллективная работа по борьбе с терроризмом и отсутствие единого свода экстремистских структур для всех стран. В частности, экстремистская организация «Таблиги Джамаат»****, в Кыргызстане существует фактически легально.

Мало ресурсов

Практически все из вышеперечисленных проблем упираются в одну — отсутствие потенциала для эффективного противоборства терроризму. У стран ОДКБ слишком разные ресурсные возможности. Государства Средней Азии не обладают ни должной подготовкой, ни необходимым опытом, ни соответствующими ресурсами для борьбы с наркотрафиком и исламистами.
Однако страны-участницы ОДКБ занимают стратегически важную территорию, которая в случае обострения международной обстановки, может сыграть ключевую роль.

Поэтому во многом «коллективное» реагирование на террористические угрозы ложится на Россию, которая сейчас является системообразующей для ОДКБ.

В ОДКБ уже создан Центр кризисного реагирования, которому предстоит выполнить функции информационно-аналитического обеспечения борьбы с экстремизмом. Но этого мало: нужно, чтобы этот орган эффективно функционировал путем совместных усилий.

Задачи на будущее

Важность ОДКБ несколько раз отмечал Владимир Путин. Выступая на саммите в апреле 2017 года, он особенно подчеркнул приоритет сотрудничества в рамках организации: «В этом году у нас не только 25-летие подписания договора, но и 15-летие создания ОДКБ как организации. И это очень важные вехи, которые дают нам возможность посмотреть назад, оценить все, что сделано в сфере безопасности. Оценить критически: вносить какие-то коррективы, если нужно, как-то дополнительно согласовывать наши действия, укреплять нормативную базу. В общем, для нас, как и для наших партнеров — я в этом глубоко убежден, — сотрудничество в сфере безопасности является одним из приоритетов, и оно выгодно для всех участниц организации коллективной безопасности».

Как отмечала пресс-служба Александра Лукашенко: «главы государств обсудят важнейшие проблемные моменты современной обстановки в мире и дальнейшее развитие организации в качестве мощной структуры, обеспечивающей безопасность в регионе», — сообщат ТАСС.

Существующие проблемы организации могут быть использованы как стимул для развития и повышения статуса ОДКБ не только в регионе, но и в мире. Политическая воля глав основных стран-участниц для этого есть, поэтому от саммита ожидается принятие стратегических решений.

*ИГ (Исламское государство) — запрещенная в России организация

**Движение Талибан — запрещенная в России организация

*** Исламское движение Узбекистана (ИДУ) — запрещенная в России организация

**** Таблиги Джамаат — организация, признанная экстремистской на территории России


Автор:
17 июня 2025 Новости  Стратегия государственной национальной политики РФ до 2036 года. Главное Федеральное агентство по делам национальностей представило проект обновленной Стратегии государственной национальной политики РФ, рассчитанной на период до 2036 года. Документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для публичного обсуждения. КомментарийКомментарий Формула Якушева для «Единой России»: последовательность, результативность, гибкость политологИлья Гераскин   11 июня 2025 Главное  Патриотизм и гордость: как россияне воспринимают свою страну Для россиян слово «Россия» в первую очередь связано с чувством гордости, величием страны и патриотизмом, свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ, проведенного в преддверии празднования Дня России. Эмоциональное восприятие преобладает над рациональным: нарратив «я горжусь» встречается вдвое чаще, чем «я здесь родился». 
© 2008 - 2025 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".