Статья
3089 12 августа 2021 19:10

Чувство гордости: эксперты о патриотизме россиян

Большинство россиян считают себя патриотами, а тема гордости за свою страну может стать ключевой в рамках текущей и будущей избирательных кампаний, считают эксперты, принявшие участие в круглом столе ЭИСИ «Гордость за страну: что и как влияет на патриотические настроения граждан».

Так, директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктор Потуремский заметил, что 78% россиян считают себя патриотами. По словам эксперта, чаще всего о патриотизме говорят люди с высшим образованием, а также представители старших поколений.

Приводя данные исследования ИНСОМАР, эксперт добавил, что 61% россиян отмечают, что для патриота важно воспитывать в детях уважение к своей стране, 28% — знать историю своей страны, 28% — быть готовым защищать Родину с оружием в руках, 23% — честно работать. Кроме того, 33% участника опроса подчеркивают, что в отношении России у них возникает чувство гордости, а 22% — любовь.

Помимо этого, респондентам задали вопрос, чем они особенно гордятся, живя в России. Так, 19% заявили, что гордятся людьми, которые живут в нашей стране, 17% — природой, 12% — в целом родиной, 9% — качеством жизни и стабильностью, 7% — историей.

«Когда мы сужаем этот вопрос и пытаемся обсуждать, приводя конкретные примеры, то мы получаем более интересные результаты. Например, единственный в мире ледокольный флот является предметом гордости для 83% россиян, плавучая атомная теплоэлектростанция „Академик Ломоносов“ — для 75% россиян. Кроме того, 93% россиян гордятся русской литературой, 84% — историей, 83%- российской культурой и искусством, 82% — природными ресурсами. Это во многом ожидаемые предметы гордости, но степень процента вызывает некоторое удивление», — заметил Потуремский.

Он добавил, что в связи с прошедшей Олимпиадой российским спортом и спортсменами гордятся 78% граждан. При этом российской наукой и учеными — 71%, сильной армией — 70%, национальным российским характером — 67%.

В свою очередь респондентов также спросили, развитие каких сфер они считают важными для будущего России, подчеркнул эксперт.

«Вооружение — 14%. Это связано не с тем, что это перестанет быть важным, а с тем, что мы уже сейчас достигаем лидирующих позиций. Сельское хозяйство — 35%. Образование (57%) в представлении россиян будет иметь главенствующую роль», — указал Потуремский.

Между тем, отдельный блок вопросов касался также праздников и памятных дат. По данным исследования, 91% россиян считают самым главным праздником страны — 9 мая, 22 июня — День памяти и скорби (34%), 12 апреля — День космонавтики (33%), 12 июня — День России (26%).

В свою очередь профессор Финансового университета при Правительстве РФ Олег Матвейчев указал, что если бы гордость не имела бы никакого смысла, то мы бы ее не испытывали.

«Однако огромное количество людей постоянно испытывают гордость именно в связи с достижениями других людей. Значит есть какое-то эволюционное объяснение этой гордости, как-то она помогала выживать, имеет какой-то смысл. Я обратился к этимологии, понятно, что различные ученые спорят, но я считаю, что „гордость“ однокоренное с латинским „хордо“. Мы знаем из биологии, что это наш хребет, собственно, оно так и переводится, как скелет, струна и т.д. Вертикальное состояние человека, вертикальная позиция, устремленность вверх к чему-то, на что мы готовы равняться. Собственно, это девиз Олимпиады», — подчеркнул эксперт.

Однако, по его словам, в мире сейчас другая тенденция — уничтожение любой вертикальности.

«У нас везде сети, все горизонтально. Нам навязывают мнение философы, психологи о том, что надо любить себя, „ты — сам хороший“, „куда тебе стремиться“, „зачем с кого-то брать пример?“. Отсюда, когда исчезает иллюминация вертикального движения, исчезает и гордость», — рассказал Матвейчев.

По словам руководителя научного совета Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова, тема гордости в последние годы становится одной из наиболее интересных в контексте избирательных кампаний.

«Правда здесь речь идет не столько о явке, сколько о разного рода проявлениях патриотизма. В 2008 году тема гордости возникла в контексте дебатов Обамы и МакКейна. Постепенно темами любой избирательной кампании стали: тема гордости за свою страну и отношение кандидатов и политических партий к ней. Вообще классическая политология считает фактор национальной гордости одним из основных для определения политической культуры», — заметил эксперт.

Он добавил, что государство обращает внимание на развитие гордости за свою страну, а также на то, чтобы население укрепляло позитивные эмоции по отношению к флагу, гербу, гимну, героям и т.д.

«В этом контексте гордость напрямую связана с патриотизмом, с державной мощью, достоинством и крепким государством. А это одни из ключевых тем избирательных кампаний. Каждая из политических партий стремится противопоставить себя другой и продемонстрировать, что она более восприимчива к патриотическим запросам электората. Как правило уровень гордости за страну выше у сторонников действующей власти», — указал эксперт.

Еще один важны момент — игра на символах, отметил Чеснаков. Например, цвета российского флага.

«Это активно обыгрывается в деятельности политических партий. В ближайшее время мы сможем наблюдать, насколько партии способны проявить себя в этом контексте: поддерживать гордость за свою страну через символические репрезентации в своей собственной кампании. Бренд „Единая Россия“ как раз апеллирует к гордости, а КПРФ — нет, потому что коммунистическая партия не воспринимается, как симоволическое, смысловое, с точки зрения восприятия электората», — подчеркнул он.

По мнению эксперта, особое влияние на избирательную кампанию оказывают партийные и государственные деятели, которые так или иначе ассоциируются с патриотизмом. Например, Шойгу и Лавров, которые часто говорят о патриотизме, об отношениях России с другими странами.

«В поседений месяц избирательной кампании будет уделяться внимание символическим репрезентациям, связанным с гордостью за страну, персональными проявлениями. Это окажется в фокусе внимания электоральных групп. Нам предстоит отметить в ближайшее время День государственного флага. Посмотрим, как партии разыграют эту тему в контексте избирательной кампании. Тема гордости за страну будет от кампании к кампании усиливаться. Я надеюсь, что мы увидим сигналы, что тема гордости будет ключевой в ходе президентской кампании 2024 года», — резюмировал Чеснаков.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".