Статья
967 2 ноября 2008 0:47

Д. Медведев, И. Алиев и С. Саргсян подписали декларацию по Нагорному Карабаху

2 ноября в Москве по инициативе Дмитрия Медведева прошла встреча глав Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, посвященная проблеме урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. По итогам встречи была подписана декларация об урегулировании карабахского конфликта
«Президенты поручили способствовать оздоровлению ситуацию на Южном Кавказе, - говорится в декларации. - Они подтвердили важность значения посреднических усилий ОБСЕ. Кроме того, президенты подтвердили, что достижение мирного урегулирования должны сопровождаться юридически обязывающими международными гарантиями».
Комментарии экспертов

Предстоящую встречу я оцениваю как демонстрацию Россией своего влияния в регионе Закавказья и стремления укрепить взаимодействие как с Азербайджаном, так и Арменией. В этом аспекте предстоящую встречу можно рассматривать как успех: во-первых, России удалось уговорить президентов двух стран встретиться друг с другом, а во-вторых – уговорить встретиться именно в Москве.

Роль России как посредника в кавказских делах объективно усиливается. После грузино-югоосетинского конфликта Баку стало очевидно, что в экстренном случае (например, в случае начала конфликта за Карабах) ждать помощи от США и Евросоюза не приходится, а влияние России в любом случае останется высоким. Поэтому Баку вынужден слегка пересмотреть свои внешнеполитические ориентиры. В этом смысле согласие Баку и Еревана на встречу в Москве косвенно свидетельствует о признании ими повышения роли России в делах региона.

Вместе с тем, негативным фактором для России является объективная невозможность решения нагорно-карабахской проблемы в ближайшей перспективе, а следовательно – и вероятный неуспех по основной теме встречи. Я пока не вижу того компромиссного варианта, на который могут согласиться и Баку, и Ереван. Ереван считает, что Нагорный Карабах имеет право на самоопределение, Баку с этим категорически не согласен. Совсем недавно я встречался с армянскими экспертами, которые подтвердили сохранение этих позиций у политических элит Армении. Пересечение позиций почти нулевое, у них почти нет точек соприкосновения. Оно почти такое же нулевое, каким было пересечение позиции Абхазии и Южной Осетии с позицией Грузии. Поэтому серьёзных перспектив для урегулирования нет. Впрочем, вполне возможно, что риторика встречи будет достаточно конструктивная. Демонстрация этого позитивного тона, по-видимому, и будет главной задачей мероприятия.

Мне кажется, что урегулирование нагорно-карабахской проблемы невозможно, во-первых, без признания субъектности Нагорного Карабаха в переговорном процессе, а во-вторых – без признания приоритета гуманитарных вопросов над сугубо территориальными. Армения и Азербайджан понимают, что эта проблема должна быть как-либо решена. В её решении заинтересована и Россия, также в этом заинтересована и Турция. Впрочем, движение сторон с существующих диаметрально противоположных позиций к соглашению будет очень долгим.

Актом серьёзного сближения могло бы стать постепенное согласие Армении на возвращение азербайджанских беженцев в Нагорный Карабах, откуда они были незаконно и жестоко изгнаны в начале 90-х годов, и создание органов власти, в которых было бы адекватное, предпочтительно равное представительство армянской и азербайджанской стороны. Я бы ввёл термин «армяно-карабахская сторона» и «азербайджано-карабахская сторона», поскольку на самом деле этнически карабахцы очень похожи друг на друга. Они являются особым этносом в пределах Южного Кавказа. «Армяне» и «азербайджанцы», скорее, отличаются по вероисповедальному признаку.

Необходимо также признание субъектности карабахской стороны в урегулировании. Исторически Карабахское ханство входило в состав России на основании автономного договора, а не как составная часть другого государства. И это даёт нам возможность для выделения карабахского вопроса в отдельную от собственно интересов Азербайджана и Армении тему. В этом случае главным пунктом становится безусловная гарантия возвращения мусульманских карабахских беженцев в места своего исконного проживания. После этого растворение Нагорного Карабаха в Азербайджане или Армении в той или иной существующей форме уже станет невозможным. После возвращения беженцев должны начаться переговоры по формированию представительских органов власти, после чего можно будет с участием карабахского народа обоих вероисповеданий, решить вопрос о будущем Карабаха. Кстати говоря,  в Нагорном Карабахе есть очень старые и известные аристократические роды, бекские роды, которые существуют по сей день. Я считаю, что представителей этих фамилий также надо привлекать к урегулированию карабахского вопроса и определению будущего региона. Думаю, что в конце концов Карабах получит расширенную автономию в составе Азербайджанской Республики.

Никто не может обеспечить 100% - ное силовое решение карабахской проблемы. Понятно, что в случае силового присоединения Карабаха к Азербайджану «карабахские армяне» окажут очень жёсткое сопротивление. Мне кажется, что политики в современном Баку очень разумны и понимают, что силовыми методами Карабах не вернуть. Поэтому возвращение беженцев может стать реальным в деле установления мира в регионе. Но карабахский вопрос не следует рассматривать отдельно, в контексте лишь Азербайджана или Армении. Это часть единого комплекса проблем мира в Южном Кавказе. Без единого рассмотрения всей системы отношений в Южном Кавказе, без создания в этом регионе системы безопасности и системы договорённостей между существующими там государствами, проблемы каждой отдельно взятой страны не будут решены – будь то проблемы Азербайджана или Армении, Грузии или Абхазии.

Ситуация с Нагорным Карабахом зашла в тупик и прежде всего - зашла в тупик для Армении. Кроме того, что Арменией удерживается Нагорный Карабах, ей также удерживаются ещё несколько районов самого Азербайджана. Возможные подвижки в переговорах могут касаться согласия Армении на вывод войск из части районов, которые она оккупирует. Но больших изменений ожидать не следует, потому что любое армянское руководство находится под очень большим прессингом своих избирателей. Они за эти годы привыкли к тому, что Нагорный Карабах принадлежит Армении.

Кроме того, России нужно как-то пытаться выстраивать отношения с Азербайджаном. Эта страна является одним из основных сырьевых поставщиков в регионе, поэтому плохие с ним отношения могут в грядущей геополитической ситуации, особенно после кризисов, иметь для России трагические последствия. России необходима дружба с Азербайджаном. Я думаю, что в действительности состоится очередной раунд переговоров с попытками выйти на осторожные, небольшие подвижки. Если президенты собираются в Москве, то вполне возможно, что подготовлены какие-то очень осторожные и небольшие подвижки, и Россия торопится зафиксировать эти решения.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".