Комментарий
2398 6 июня 2022 13:30

Дискуссия об образовании пошла по странному пути

Александр Филиппов социологАлександр Филиппов

Александр Филиппов
социологАлександр Филиппов
К сожалению дискуссия, если это дискуссия, местами пошла по какому-то странному пути, вам не кажется?

Что это за путь? 

Ну, представьте себе результат образования в виде большого сундука с сокровищами на горе. И кто доползет, схватит сокровище, оно же что такое? Билет в хорошую жизнь. ОК. 
Нормальная такая соревновательная система со множеством узких тропинок наверх, и тут вдруг оказалось, что она, блин, Болонская. Система. То есть по этим тропинкам русскому человеку ползти невмочь, они ему чужды. Потому что их придумали те, кто не хочет его пустить к сундукам с билетами в офис, где кондиционеры и кулеры. 

Сундук продолжает стоять на горе, у подножья ведутся дикие споры насчет того, что раньше залезали без этих модных штук и в люди вышли. А самые умные добавляют, что вообще-то там разные сундуки. Один с билетами в наши офисы, а другой во все остальные офисы мира. Тогда крики усиливаются. Некоторые говорят, что нефиг соблазняться чуждыми нам сундуками с чуждыми билетами. 

При этом как-то никто не особо не заморачивается тем простым соображением, что образование дает билет в счастье в дополнение к знаниям и навыкам, и если вы считаете, что мировой науки и мирового обучения навыкам нет, а знания производятся исключительно автономно на своих холмах и подгружаются к билетам в счастье тоже на сугубо национальной основе, то вы несколько неправы. 

То есть дело не в ом, что пакет знаний и скилов нельзя локализовать. Еще как можно и даже нужно. Но скил — собака такая штука. Но есть лаборатория, где можно было бы поработать, но она на другом конце света. Есть навыки и то особе знание, которое передается через общение. Или есть библиотека. Кстати, в нашей стране библиотек нет, учтите. Или: некие важные навыки приобретаются через участие в конференциях, подготовку докладов и статей, причем в определенном формате. Или, или, или.

Какое это имеет отношение к делению на бакалавров и магистров? К тому, чтобы вцепиться в ляжку подрастающему поколению с криком не пущу? И кстати. Какое это имеет отношение к счастливой жизни в офисе полном бездельников? Вообще-то люди с высшим образованием довольно часто много и тяжело работают и отказывают себе в куче разных удовольствий. В результате идет приращение знаний, умений и технологий, которого нельзя достичь по-другому. Вот просто нельзя. Те, кто передает знания из рук в руки, могут быть рядом, не надо уезжать. А могут быть далеко. Заранее никогда не знаешь, вот в чем беда. То есть создавая возможности и даже поощряя и подталкивая к движению студентов и ученых, в целом мировая наука и образование продвигаются. Это все довольно тривиальные вещи, но их надо напоминать, потому что фоновое убеждение для нынешних споров состоит в том, что сам по себе запас знаний и умений не меняется, что это вроде примитивного божка: кто первый добежал, тот потер ему нос, тут же стал опытным хирургом и получил в довесок билет в счастье. Это ошибка. 

Ну и мы уже не говорим о том, что само пребывание в культурных и образовательных центрах, в бурлящей среде, в шаговой доступности от книг, программ, коллег, лабораторий и библиотек , сказывается на формировании продуктивного интеллекта. 

Впрочем, и это тривиально.

Но мб стоит иногда вспоминать о тривиальном, не все же о сложностях?

Источник
© 2008 - 2025 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".