Статья
3201 20 апреля 2021 13:14

Два года Зеленского: итоги и перспективы

Два года назад Владимир Зеленский победил во втором туре президентских выборов на Украине. В 2019 году он обещал своим избирателям завершить конфликт на юге-востоке страны, защитить русский язык, наладить отношения с Россией, а также решить проблему с коррупцией. «Актуальные комментарии» о том, как прошли первые два года президентства Зеленского, и что из заявленного ему удалось сделать.

Рейтинг

Пик доверия к Зеленскому, по данным социологов, пришелся на сентябре 2019 года — 75%, с тех пор его поддержка падает. В начале 2020 года ему доверяли уже 50% украинцев. По последним данным группы «Рейтинг», президенту доверяет менее половины граждан страны (45%).

В свою очередь депутату и лидеру партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко доверяют 30% граждан. При этом о доверии лидеру партии «Европейская солидарность» Петру Порошенко сообщили 25% опрошенных.

Рейтинг президента также падает. Если бы выборы проходили в ближайшее воскресенье, то Зеленскому не удалось бы избежать второго тура, его готовы поддержать 24,9% избирателей. В начале сентября за него проголосовали бы 26,2% граждан, в марте прошлого года — 40,4%. При этом во втором туре президентских выборов в 2019 году он набрал 73,22% голосов. За Порошенко готовы проголосовать 13,1% респондентов, за Тимошенко — 12,1%, за лидера «Оппозиционной платформы — За жизнь» Юрия Бойко — 11,9%.

Продолжает снижаться рейтинг партии «Слуга народа». Два года назад на досрочных парламентских выборах за нее проголосовали 43,16% избирателей. На местных выборах в 2020 году партия не смогла победить в большинстве регионов, а в некоторых заняла третье или четвертое место. В июне прошло года поддержка «Слуги народа» упала до 29,3%. Сейчас за партию готовы проголосовать 22,9% граждан. «Европейскую солидарность» на ближайших выборах поддержали бы 14,6% избиратели, ОПЗЖ — 14,2%, «Батькивщину» — 12,9%.

По данным социологов, моделирование второго тура президентских выборов показало, что Зеленский побеждает во всех возможных вариантах с ближайшими оппонентами, при этом около трети избирателей выразили неготовность прийти на выборы или затруднились с ответом.

Мирное урегулирование

Прекращение войны на юго-востоке Украины и интеграцию неподконтрольных территорий Зеленский назвал в своей предвыборной программе в числе главных приоритетов.

Активизация переговорного процесса по Донбассу в 2019 году действительно началась. 11 июля Зеленский провел первый телефонный разговор с Владимиром Путиным, в ходе которого лидеры двух стран обсудили продолжение переговоров в «нормандском формате». 17 июля на заседании Контактной группы в Минске было согласовано бессрочное прекращение огня, которое началось 21 июля.

9 декабря в Париже прошел саммит «нормандской четверки». Тогда стороны договорились произвести обмен пленными и развести силы на новых участках. Кроме того, участники переговоров подтвердили приверженность Минским соглашениям, выступили за внесение «формулы Штайнмайера» в украинское законодательство, в соответствии с версией, согласованной в «нормандском формате» и Трёхсторонней контактной группе, а также выразили заинтересованность в согласовании всех правовых аспектов особого статуса Донбасса с целью обеспечения его функционирования на постоянной основе.

После чего, 29 декабря, между Украиной и ДНР и ЛНР произошел первый за два года большой обмен пленными: республики Донбасса передали 76 человек, Киев вернул 124 человека.

Однако с начала 2020 года в урегулировании конфликта наметилась стагнация, а с конца 2020 наметилось обострение. По  данным ОБСЕ, число нарушений перемирия возросло в несколько раз. При этом стороны возложили ответственность за обострение друг на друга.

Так, 11 февраля наблюдатели ОБСЕ зафиксировали антирекорд этой зимы — 896 случаев нарушения перемирия. Отмечалось, что боевые действия велись в том числе в районе Донецкой фильтровальной станции и села Софиевка. 6 и 7 февраля наблюдатели зафиксировали 374 случая нарушения перемирия.

По словам представителя народной милиции ДНР, в начале апреля было обнаружено более 50 единиц военной техники подразделений оперативно-тактической группировки «Восток» в 14 населенных пунктах возле жилых домов. Помимо этого, украинская сторона 24 раза нарушила комплекс дополнительных мер по контролю режима прекращения огня.

Киев, в свою очередь, обвиняет Россию в переброске войск к украинским границам. В ответ на это пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Россия вправе перемещать войска на своей территории по собственному усмотрению. Параллельно Дмитрий Козак заметил, что новая атака на Донбасс станет началом конца Украины. Кроме того, Украина пытается увести переговоры по Донбассу в «нормандский формат», где есть Москва, но нет ОРДЛО.

В целом эксперты считают, что эскалация конфликта на юге-востоке страны продолжится.

«Зеленскому нужно продемонстрировать перед администрацией президента США Джо Байдена свою нужность. Он будет показывать, что ему нужна помощь, а для этого нужны боевые действия. Другое дело, что, когда начинает работать логика войны, ее уже нельзя остановить, она начинает диктовать свои правила. Нельзя изобразить, что вот здесь война идет, а вот здесь она не начнется. Это очень сложно. Как правило, когда ты уже сваливаешься в начало боевых действий, то назад вернуться очень сложно», — отметил директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко.

Советник главы ЛНР Родион Мирошник добавил, что Киев не рискнет перейти к открытому наступлению.

«Военные действия и обострение эскалации на сегодняшний день — это основной продукт экспортной Украины. Это то, что она может предложить своим западным „партнерам“, в частности США. Поэтому украинская сторона по крайне мере в среднесрочной перспективе не заинтересована ни в каком урегулировании. Они будет стремится к созданию „картинки войны“, то есть ровно настолько, насколько Киев сможет привлечь внимание Запада, активизировать какие-то дипломатические переговоры и продуцировать определённый набор заявлений со стороны лидеров и дипломатических представителей, которые комментировали бы сложное положение на Украине и говорили о том, что она нуждается в защите и финансовой поддержке. Такое привлечение к себе внимания с целью получения выгод, — это достаточно прагматичная постановка вопроса, которому сегодня следует украинская сторона», — заметил он.

НАТО и ЕС

Зеленский подчеркнул свое стремление дать новый импульс взаимодействию Украины с НАТО. Еще в 2019 году при Порошенко в Конституции прописали «необратимость европейского и евроатлантического курса» страны, а уже 12 июня 2020 года НАТО предоставило Украине статус партнёра расширенных возможностей, который дает возможность участвовать в совместных операциях и обмениваться разведданными.

Кроме того, в октябре 2019 года Украину посетили члены Североатлантического совета во главе с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Перед прибытием в Киев делегация побывала в Одессе, в порту которой накануне пришвартовались четыре корабля стран-членов альянса, патрулирующие Черное море. По итогам заседания комиссии Украина-НАТО стороны договорились об обновленном пакете проектов и обсудили перспективы сотрудничества.

Тогда Столтенберг снова заявил о том, что альянс поддерживает территориальную целостность страны, призвал украинские власти продолжать реформы, а также заявил, что двери НАТО для Украины остаются открытыми. Уже в ноябре 2020 года Минобороны впервые прозрачно и без посредников закупило военные товары через агентство НАТО: гусеницы для БМП.

«Мы готовы еще теснее сотрудничать с альянсом и ускорить подготовку к членству в НАТО, не снимая с повестки дня возможность присоединения Украины к плану действий по членству в НАТО (ПДЧ). Мы готовы уже сегодня своей практической работой доказывать: Украина заслуживает нового формата отношений с альянсом», — заявил президент.

В свою очередь в феврале 2020 года начался процесс внедрения системы управления армией по стандартам альянса, а в сентябре прошли совместные учения — украинская армия подтвердила способность взаимодействия с армиями НАТО.

Получение ПДЧ — последний шаг перед вступлением в НАТО. Перспектива принятия такого плана остается туманной, однако в Киеве надеются получить его уже в этом году. Кроме того, стать полноценным членом альянса украинские власти рассчитывают уже к 2030 году.

На фоне обострения конфликта в Донбассе Украина снова заговорила о желании быть членом альянса. Военный обозреватель Владислав Шурыгин, ссылаясь на свои источники заявил, что руководство страны намерено в ускоренном порядке принять закон, разрешающий размещение военных баз НАТО и США на своей территории.

Сам Зеленский ни раз заявлял о том, что Украина заслужила выйти из «зала ожидания» ЕС и НАТО. По мнению Киева, именно вступление в Североатлантический альянс — единственный путь к окончанию конфликта на юго-востоке страны.

Между тем эксперты считают, что Украина не сможет стать полноценным членом альянса еще несколько лет.

«Пример Грузии, которая реализовала все реформы, необходимые для достижения всех критериев по членству в НАТО, говорит о том, что сегодня внутри альянса отсутствует консенсус в отношении способности принимать страны с неразрешенными территориальными спорами, страны, которые являются зоной конкуренции и зоной влияния с РФ, поэтому, конечно, в ближайшее время при нынешнем тренде у Украины нет никаких шансов стать членом НАТО, более того, этих шансов сейчас меньше, чем в 2008 году во время Будапештского саммита», — заметил директор украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

В свою очередь, оказавшись у власти, Зеленский продолжил курс предшественника, направленный на получение «полноправного членства в ЕС».

«Для меня самое главное, чтобы Украина не только была членом ЕС, для меня важно, чтобы Украина была равноправным членом. Я хочу, чтобы Украину приглашали в ЕС. Мы хотим быть за этим столом переговоров и ценностей на одинаковом уровне и с одинаковым статусом», — говорил глава государства в октябре прошлого года.

На встрече с вице-президентом Европейской комиссии по вопросам Энергетического союза Марошем Шефчовичем, украинский президент заявил, что рассчитывает «на дальнейшую поддержку Еврокомиссии в рамках переговорного процесса между Украиной, ЕС и РФ с целью заключения контракта на транзит российского природного газа газопроводами Украины после 2019 года. Мы также будем благодарны за солидарную позицию ЕС в вопросе противодействия реализации строительства газопровода «Северный поток — 2», — подчеркнул он.

По словам Зеленского, Украина активно выстраивает «независимую антикоррупционную политику», формирует «привлекательный инвестиционный климат» и модернизирует инфраструктуру, чтобы присоединиться к ЕС.

Однако европейские страны не торопятся с принятием решения. Осенью 2020 года по итогам 22-го саммита Украина-ЕС Зеленский отметил, что членство в ЕС — это не перспектива завтрашнего дня.

В то же время украинский президент регулярно сетует на отсутствие поэтапного плана европейской интеграции, продолжая настаивать на том, что членство Украины в ЕС «нельзя откладывать на неопределенный срок» якобы из-за «российской агрессии».

«Поэтому Зеленский регулярно и ездит в Донбасс, приглашая с собой иностранных журналистов. Между тем ситуация в самом ЕС неоднозначная. Польша и страны Балтии поддерживают Украину в её стремлении стать членом ЕС. Тогда как „старая Европа“, например Испания и Франция, гораздо более осторожны в этом вопросе. К Киеву много претензий, и перспектива членства выглядит туманной», — рассказали источники в украинском МИД.

При этом европейские чиновники затягивают и с выработкой дорожной карты по вступлению в ЕС.

«В Брюсселе не спешат обсуждать дорожную карту вступления в Европейский союз, а в обмен на предоставленные Европой кредиты приходится выполнять множество требований, что негативно сказывается на уровне жизни населения», — отметили источники в офисе президента Украины.

Тем временем руководство страны намерено решить вопрос членства в ЕС до конца 2030 года.

«О реальных шансах на вступление в ЕС говорить вообще не приходится. Однако Евросоюз официально не отказывает, понимая, что тем самым он подорвёт проевропейские настроения украинцев, там наступит разочарование. Вот мы и наблюдаем текущую политическую игру со стороны ЕС и симуляцию реформ со стороны Украины. Объективно Украина абсолютно не готова ни политически, ни экономически. К тому же её вступление в ЕС ухудшит отношения Брюсселя с Москвой и усилит позиции блока восточноевропейских государств в Евросоюзе, что противоречит интересам «старой Европы», — подчеркнул директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Экономика

Экономика Украины продолжает падать, а ее росту, по мнению властей, мешают длительный локдаун, проблема с вакцинацией, а также затяжной конфликт на юге-востоке страны. При этом в Киеве по-прежнему надеются решить часть финансовых проблем благодаря МВФ и увеличению внешнего долга. В своей предвыборной программе первоочередными задачами развития экономики Зеленский называла ее выход из тени, свободу конкуренции, развитие внутреннего производства, долгосрочное недорогое кредитование.

Между тем глава Национального банка Украины (НБУ) Кирилл Шевченко отметил, что украинские власти не рассматривает сценарий, при котором страна все-таки не получит транши от МВФ. По его словам, без иностранной помощи возникнут проблемы с бюджетом, а также с экономическим ростом. Из обещанных $5 млрд Украина уже получила $2,1 млрд. Остальная часть так и не поступила в связи с тем, что Киев не выполнил обязательства по борьбе с коррупцией. В свою очередь, как только возникают сомнения, что МВФ выделит деньги, стоимость внешних заимствований для страны на долговом рынке сразу же возрастает.

Кроме того, еще до пандемии в 2019 году в Украине не наблюдался приток инвестиций в экономику. Тогда гривна укрепилась на 17%, однако это произошло из-за жесткой денежно-кредитной политики НБУ. Процентная ставка в тот момент была на уровне 9-9,5%.

По итогам прошлого года из-за пандемии ВВП Украины упал на 4,2%, передает Госстат. Больше всего пострадала сфера временного размещения и организации питания (-28,5%). Кроме того, значительно просели сферы транспорта, складского хозяйства, почтовой и курьерской деятельности (-16,4%). При этом в 2019 году ВВП вырос на 3,2%.

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозирует рост ВВП на уровне 4,1% в 2021 году. В свою очередь Всемирный банк ожидает, что этот показатель будет на уровне 3%.

Сейчас уровень инфляции в стране достиг 8,5% — максимальный уровень за 1,5 года. При этом на курс гривны продолжает давить риск вооруженного конфликта в Донбассе. Чтобы как-то сдержать рост инфляции, НБУ повысил учетную ставку до 7,5%.

«Наша задача — вернуть инфляцию к цели, которая у нас запланирована, — это 5% +/-1 п. п. Если НБУ, для того чтобы достичь этой цели, нужно будет повысить процентную ставку, мы абсолютно готовы это сделать. Благодаря действиям НБУ и таким факторам, как новый урожай, мы ожидаем переломного момента — это примерно 8-9-й месяц 2021 года», — рассказал Шевченко.

При этом значительно вырос и внешний долг страны. В пошлом году он увеличился на $4 млрд и достиг рекордных $125,7 млрд. Относительно ВВП долг за год вырос с 78,6 до 83,4%.

Серьезно падает и промышленное производство. По данным Госстата, в 2019 году оно сократилось на 1,8%, в марте 2020 года падение ускорилось до 7,7%.

В перерабатывающей промышленности в марте 2020 года к марту 2019 года падение составило 8,5%, в поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха — 10%, в добывающей промышленности и разработке карьеров — 4,3%.

Ситуация в критически важных для ВВП отраслях к лучшему не изменилась. Особенно сильно просело сельское хозяйство — доля в ВВП около 15%, а в валютных поступлениях от экспорта — на уровне 40%. Только с начала этого года производство яиц упало на 16,1%, поголовье птицы — на 4,9%, а крупного рогатого скота — на 6,4%.

Металлургическая отрасль, предприятия которой обеспечивают 12% ВВП Украины и 30% валютных поступлений, находится в кризисе с 2019 года в связи с понижением спроса на сталь и металлопродукцию.

По данным МВФ, Украина остается одной из самых бедных страны в Европе. Низкий уровень дохода привел к резкому росту миграции. Сегодня Украина на первом месте среди европейских стран по объему получаемых денежных переводов от трудовых мигрантов.

При этом, самой серьёзной проблемой граждане считают высокую стоимость жизни и низкие зарплаты. Об этом сообщили более 92% респондентов, передает Info Sapiens. В свою очередь в 2019 году средняя зарплата на Украине была около $427, для сравнения в 2016 году во время Майдана она составляла $423.

Падение доходов граждан привело к высоким долгам по ЖКХ. По данным Госстата, задолженность украинцев за февраль 2021 года выросла на 1,1 млрд гривен и достигла 82,1 млрд гривен.

По данным Oxford Economics, экономика при Зеленском может вернуться к росту 3–4% после пандемии, однако риски продолжительного спада под влиянием прежде всего слабого экспортного спроса по-прежнему сильны.

В свою очередь директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров отметил, что в ближайшее время экономическая ситуация будет ухудшаться. По его словам, к осени в стране может упасть уровень жизни, доступ к медицинской помощи, вырастет смертность и тревожность в обществе.

«Первый этап — обвальное падение прямых иностранных инвестиций (впервые с 2015 года НБУ зафиксировал чистый отток прямых иностранных инвестиций из Украины за 2020 год в объеме $868,2 млн США); второй этап — резкое сокращение реальных доходов людей (по данным вице-спикера ВРУ Елены Кондратюк, уровень бедности на Украине вырос на 50%, за чертой бедности живут около 19 млн граждан); третий этап — экономия на занятости (по подсчетам ТПП Украины, количество безработных у нас выросло на 1,3 млн человек, а обещанных Шмыгалем новых 500 тыс. рабочих мест так до сих пор и не создано)», — заметил эксперт.

Олигархи

Еще один из предвыборных лозунгов Зеленского звучал так: «Весна придет — сажать будем». Несмотря на неоднократные заявления о нулевом уровне терпимости к коррупции, громких «посадок» так и не произошло.

Из громких дел, которым за этот период дали ход, стали уголовные производства в отношении Порошенко, которого обвинили в «госизмене», «легализации доходов, полученных преступным путем» и «злоупотреблении властью», однако в феврале 2021 года многие из них были закрыты.

В рамках избирательной кампании реальное поддержание отношений, на тот момент кандидата в президенты, с Коломойским стало поводом для множества спекуляций. Оппоненты Зеленского предполагали, что он будет марионеткой в руках олигарха, который попытается вернуть в собственность Приватбанк. Кроме того, главой Офиса президента тогда был назначен бывший юрист олигарха Андрей Богдан.

Однако уже к концу первого года президентства Верховная рада приняла так называемый «антиколомойский» закон, который касался в первую очередь разбирательства с Приватбанком. Согласно документу, финучреждения, которые были выведены с рынка с нарушениями, не вернут владельцам даже по решению суда. Голосование и обсуждения проекта проходил со скандалами. Так, против «антиколомойского закона» активно выступила Тимошенко, которая назвала его антиконституционным, а одобрили его благодаря помощи «Европейской солидарности» Порошенко и «Голоса» олигарха Виктора Пинчука.

Еще один принятый законопроект № 1210 получил неформальное название «антиахметовский», который должен был многократно увеличить рентные платежи на добычу железной руды. Он был направлен против холдинга Метинвест Рината Ахметова и Вадима Новинского, а также Ferrexpo Константина Жеваго. Компании могли потерять миллионы долларов, однако в итоге рента увеличилась незначительно — с 8% до 11-12%.

Отметим, что теневая экономика составляет почти половину ВВП (4,5 трлн гривен в 2020 году). Только от нелегального оборота нефтепродуктов в прошлом году потери составили около 19 млрд гривен ($652,9 млн).

«Оттепель» в отношениях с олигархами наступила в период первой волны пандемии. Оказалось, что система здравоохранения страны не была готова к такому кризису. В итоге Зеленский провел встречу с 14 крупнейшими бизнесменами страны, на которой попросил о помощи. Как пишет «Украинская правда», регионы фактически поделили между всеми присутствующими. Например, за Ахметовым закрепили Ивано-Франковскую, Львовскую, Донецкую и Луганскую области, Виктору Пинчуку досталась Днепропетровская, Коломойскому — Запорожская.

Как сообщают СМИ, всего на борьбу с пандемией крупный бизнес выделил почти 349 млн гривен. При этом помощь олигархов в регионах привела к конфликтам с местными властями.

Кроме того, в новом правительстве появились менеджеры из очень крупного бизнеса. Например, премьер-министр Денис Шмыгаль ранее работал в ДТЭК Ахметова, а министр экономики, развития и сельского хозяйства Игорь Петрашко был топ-менеджером агрохолдинга «Укрлендфарминг» Олега Бахматюка.

В феврале 2021 года Зеленский также утвердил санкции СНБО против одного из лидеров партии «Оппозиционная платформа — за жизнь» Виктора Медведчука, его супруги, а также связанных с ними физических и юридических лиц. Они предполагают арест имущества на три года. В СБУ заявляли, что дело связано с поставками угля из ЛНР на Украину.

Кроме того, в марте президент поручил вернуть в государственную собственность нефтепровод «Прикарпатзападтранс» и выяснить, как он оказался в руках частников в 2015 году. Он пообещал, что те, кто присваивает стратегические предприятия и национальные ресурсы, будут отвечать перед законом. Глава государства подчеркнул, что поддерживает санкции США против Коломойского, а также отметил, что власти видят «разницу между понятиями «большой бизнес» и «олигархический класс».

Несбывшиеся надежды

Почти за два года у власти Зеленский не выполнил большинство предвыборных обещаний. Так, ему не удалось добиться серьезного прогресса в реформировании страны и преодолении «эпохи бедности». Вместе с падением ВВП и ростом инфляции продолжают снижаться объемы промышленного производства и сельского хозяйства. При этом снижение основных экономических показателей началось еще до начала пандемии. Обещания Зеленского заморозить рост цен на коммунальные услуги также не были выполнены. В октябре 2019 года президент объявил, что МВФ требует от Украины установления рыночных цен на газ, включая повышение тарифов.

Обещанный мир в Донбасс Зеленский так и не принес. Более того, ситуация в зоне конфликта обострилось, а число нарушений перемирия возросло в несколько раз. Зеленский также предлагал расширить Минский формат и пригласить в него США и Великобританию, однако переговоры проходят без участия американских и британских дипломатов.

Кроме того, обещанных во время избирательной кампании громких «посадок» так и не последовало. Никто в прошлом из высокопоставленных представителей украинской элиты до сих пор так и не был осужден за коррупцию. При этом рейтинг президента продолжает стремительно падать.

Все это привело к резкому падению рейтингов Зеленского и его партий, что ставит президента в затруднительное положение: реализовывать реформы, многие из которых являются непопулярными (по линии МВФ) становится все труднее. По мнению экспертов, положение президента будет только ухудшаться.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".