Двадцатая весна ВГТРК
Всероссийская государственная телерадиокомпания отмечает свое двадцатилетие. Поздравить коллектив канала с юбилеем приехал президент России Дмитрий Медведев.
«Что бы ни говорили, ни писали про наше телевидение, свою миссию оно выполняет. Несмотря на то, что есть новые технологии, несмотря на то, что есть интернет, большая часть наших людей узнает о событиях в мире, нашей стране, включая телевизор и обращая взоры к вашему новостному вещанию», - сказал Медведев.
Обращаясь к сотрудникам компании, президент заметил: «Миссия, которой вы занимаетесь, абсолютно необходима».
За минувшие два десятка, конечно, многое изменилось. 20 лет – это возраст, когда человек, преодолев подростковые этапы, вступает во взрослую жизнь, которая полна планов, экспериментов и перспектив. По большому счету, это можно сказать и о ВГТРК, и о российском телевидении, рождение которого состоялось в переломные 1990-ые.
Появление в России альтернативного источника информации стало тогда одним из важнейших событий общественной жизни. Постановление Президиума Верховного совета РФ о создании ВГТРК было принято в июле 1990 года, а 13 мая 1991 года телезрители увидели в эфире второго, тогда еще общесоюзного телеканала новую заставку «Вестей» со скачущей по звездному небу тройкой запряженных лошадей.
С тех пор обосновавшийся на «второй кнопке» канал трансформировался и видоизменялся, но стремительная «птица-тройка» остается символом «Вестей», благодаря которым зрители узнают о главных событиях в стране и мире.
Создание ВГТРК было формальной вехой, разделяющей историю советского и постсоветского телевидения. За двадцать лет, из маленького романтично-революционного телеканала, ВГТРК превратилась в крупнейшую вещательную компанию. ВГТРК имеет филиалы в каждом регионе страны. А государственный телеканал «Россия» теперь по праву считается главным каналом страны.
Впрочем, юбилей - это не только время подведения итогов, но и хороший повод задуматься о том, что и как сделано, определить планы на будущее.
Это весьма актуально, с учетом того, что за минувшие двадцать лет изменилась страна, стал другим зритель, изменилось и само телевидение.
Несмотря на то, что телевидение прошло сложный период становления, в его адрес все чаще слышны критические замечания и обвинения в скучности и официозе.
Впрочем, отрицать изменения, произошедшие на отечественном телевидении, не имеет смысла. Они есть. И оценивают их эксперты и сами тележурналисты по-разному.
Так, публицист Леонид Радзиховский в беседе с «Актуальными комментариями» отметил, что 20 лет назад телевидение являлось предметом обожания, к нему было религиозное, сакральное отношение. Сейчас, по его словам, телевидение стало продуктом потребления, развлечения и шоу.
«В России - просто копия западного, американского и немножко европейского телевидения. Там есть какие-то оригинальные идеи, а у нас за 20 лет существования российского телевидения не придумано ни одной оригинальной программы», - сказал он, и привел в качестве примера многочисленные шоу – « Кто хочет стать миллионером», «Умные дети», шоу с животными, «Дом-2», «Дом-3».
Коснувшись вопроса информационного телевидения, Радзиховский отметил, что оно «цензурное больше, чем западное».
«На Западе есть своя цензура. Есть, допустим, цензура политкорректности, цензура, связанная с политикой компаний. У нас всего этого больше. Значительно меньше допускается критики властей. То есть, это нечто среднее между классическим советским информационным вещанием и западным вещанием», - сказал он.
Однако, по отношению к телевидению есть не только критика. Журналист и политолог Михаил Леонтьев считает, что «огромное количество наездов на наше телевидение со стороны общественности, в особенности прогрессивной ее части, связано с тем, что эти люди не понимают, какую аудиторию должно обслуживать телевидение».
Он считает, что сейчас телевидение заняло в обществе то место, которое оно занимает в современной традиционной западной цивилизации западного образца. «То есть, оно в первую очередь коммерческое и профессиональное. Оно четко понимает, какую аудиторию оно должно обслуживать», - объяснил он.
Анализируя события 20-летней давности, Леонтьев подчеркнул, что эффект падения цензуры был ошеломляющим. «Но другое дело, что если мы сейчас покажем картинку и послушаем текст тех времен, то в очень большой части, за редким исключением, картинка будет убогой и непрофессиональной, а текст - глупым. Я не имею в виду чисто развлекательные программы, их тогда было меньше», - отметил он.
Леонтьев убежден, что все достоинства и недостатки телевидения связаны с той социальной системой, в которой живет вся страна.
Аналогичную точку зрения высказал и директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Он считает, что мнение о том, что в 1990-е годы СМИ были пропитаны духом свободы, а сейчас умирают, далеко от реальности. По его словам, и тогда позиция телеканалов зависела от позиции собственников, которые играли крайне высокую роль и в политических процессах.
По его словам, главная претензия к современному телевидению – это то, что оно зачастую потакает не очень высоким вкусам большинства населения, потому что «телевизор - это всегда погоня за рейтингом».
По его словам, телевидение не должно потакать низменным вкусам. В этом смысле, как сказал Симонов, ВГТРК как государственный холдинг имеет преимущество, потому что у него имеются средства на реализацию затратных проектов, которые могут не окупиться. Яркий пример такого рода затрат - телеканал «Культура».
«К сожалению, людей с плохим вкусом всегда больше, чем с хорошим, и это касается не только нашей страны. Поэтому у государственного телевидения здесь есть возможность на этот вкус влиять», - отметил Симонов.
В последнее время у телевидения появился мощный конкурент. Сможет ли Интернет, с его необъятными возможностями и свободой, потеснить голубой экран?
По мнению экспертов, конкуренция будет увеличиваться, но смерть кому-нибудь из противников в этом бою не грозит.
Декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков отметил «Актуальным комментариям», что Интернет - это лишь новый способ передачи сигналов, текстов и изображений. «То, что телевизионное изображение и информация будут передаваться не по традиционным для телевидения каналам, а по интернет-каналам, по сути ничего не меняет», - сказал он.
В том, что Интернет не сможет вытеснить никакое профессиональное телевидение, уверен и Леонид Радзиховский, который не скрывает своего теплого отношения к всемирной сети.
«Сейчас идет период тотального наступления Интернета. Действительно, огромное количество людей, и я к ним принадлежу, и телевидение практически не смотрит, и радио почти не слушают, а пользуются информацией только из Интернета. Но постепенно, я думаю, какой-то симбиоз возникнет. И, конечно, полностью телевидение вряд ли будет вытеснено», - сказал он.
О трансформации телевидения за минувшие двадцать лет «Актуальные комментарии» спросили и ведущего «Вестей» Николая Сванидзе.
По его словам, за это время сильно изменилось само общество, что не могло не сказаться и на телевидении. По его словам, телевидение стало прагматичным, и на это есть объективные причины. «В 1990-е годы в стране была революционная ситуация. Это был совершенно весенний воздух свободы. У всех от него кружилась голова. На телевидении присутствовала команда очень талантливых и ярких людей. Постепенно телевидение перестало быть романтичным. Оно давно стало абсолютно прагматичным», - сказал Сванидзе.
По его словам, чтобы телевидение изменилось, должны быть другие общественные запросы.
Телевидение - производная от состояния общества, считает Сванидзе. «Общество ничего не требует, но за какие-то вещи голосует, нажимая на кнопки пульта. Сейчас общество в политическом плане абсолютно инертно, аполитично и лениво. Оно не хочет воспринимать никакую информацию, которая его не развлекает. Поэтому сейчас на всех телеканалах на первых местах рейтинга расположены исключительно развлекательные программы, причем разного качества, а политические информационные программы большим спросом не пользуются», - сказал журналист.
Тем не менее, несмотря все перечисленные минусы и критику, мы нажимаем на кнопку телевизора и включаем «Вести». И желаем новых успехов команде ВГТРК.
Телевидение, конечно, стало продуктом потребления. 20 лет назад оно таковым не было, а являлось предметом обожания, к нему было такое религиозное, сакральное отношение.
Сейчас это продукт потребления, развлечения, шоу. Оно, конечно, отличается от советского телевидения в том смысле, что стало побойчее, понаглее, поразвязнее.
Но на самом деле, это, как я понимаю, самое обычное западное телевидение. В нем оригинального не больше чем в автомобиле «Жигули». Что такое «Жигули»? Это «Фиат», который назвали словом «Жигули». Вот в российском телевидении абсолютно ничего оригинального нет, все программы, все идеи, все шоу – это просто чуть-чуть адаптированные, или совсем не адаптированные западные шоу, продукт стандартного евро-американского потребления.
Что касается политического телевидения, информационного телевидения, то оно цензурное больше, чем западное телевидение. На Западе есть своя цензура. Есть, допустим, цензура политкорректности, цензура, связанная с политикой компаний. У нас всего этого больше. Значительно меньше допускается критики властей. То есть, это нечто среднее между классическим советским информационным вещанием и западным вещанием. А все остальное, что есть в телевидении - это обычные продукты западного потребления – шоу, сериалы бесконечные, «мыло» и так далее.
Интернет в значительной степени заменил телевидение, но все-таки в истории цивилизации бывают разные процессы. Автомобили действительно вытеснили кареты. А вот кино совершенно не вытеснило театр, и телевидение не заменило кино. То есть, бывает, когда новый продукт полностью вытесняет старый продукт, а бывает, когда они мирно уживаются и находят себе другую логическую нишу. Также как радио и телевидение не вытеснило газеты.
Я думаю, что сейчас идет период тотального наступления Интернета. Действительно, огромное количество людей, и я к ним принадлежу, телевидение почти не смотрит, и радио почти не слушают, а пользуются информацией только из Интернета. Но постепенно, я думаю, какой-то симбиоз возникнет и, конечно, полностью телевидение вряд ли будет вытеснено.
Другое дело, что до сих пор, по крайней мере, в нашей стране, не знаю как на Западе, пропагандистская политическая мощь телевидения больше, чем Интернета. Потому что даже если считать, что Интернет читают и смотрят больше людей, чем телевидение, а это не факт, большие информационные программы смотрит одновременно несколько миллионов человек.
Сайтов, которые смотрят миллионы людей, насколько я понимаю, нет. Если и есть, то это - не политические сайты. Поэтому эффективность как политического инструмента у телевидения по-прежнему больше чем у Интернета, оно способно мобилизовать значительно большее количество людей.
Конечно, после появления Интернета информационный мир стал другим и сейчас вопрос демократии или недемократии, к счастью, ушел из рук политиков и перешел в чисто технологическую сферу. Поэтому очевидно, что закрытые режимы как в Северной Корее - они обречены. Весь вопрос только во времени, потому что долго держать в современном мире свою страну отрезанной от Интернета невозможно. Вот в Китае внедрили цензуру в Интернете, в Иране. Но насколько я понимаю, это вопрос чисто технической изобретательности и соревнования между технической изобретательностью, тех, кто внедряет цензуру и преодолевает цензуру. По-видимому, победа все-таки будет за теми, кто находит способы эту цензуру преодолевать.
Что касается телевидения, еще раз повторяю, в России - просто копия западного, американского и немножко европейского телевидения. Там есть какие-то оригинальные идеи, а у нас за 20 лет существования российского телевидения не придумано ни одной оригинальной программы.
Все игры, все реалити-шоу - западные. Раньше воровали и показывали без лицензии, теперь это покупают по лицензии. Все это - «Кто хочет стать миллионером», «Умные дети», шоу с животными, «Дом-2», «Дом-3» и т.д. – все, что есть на телевидении России, придумано на Западе. Поэтому говорить о российском телевидении просто смешно – это как говорить о российских джинсах или о российских компьютерах – нет таких, в природе не существует.
Что касается того, будет ли меняться мировое телевидение – разумеется будет. Любой продукт меняется. Конечно, меняться будет в том числе и в ходе конкуренции с Интернетом. Также как живопись – когда появилась фотография многие говорили, что живопись стала не нужна. Однако живопись устояла. Живопись, которая была в середине 19 века, она тоже осталась. При этом, как известно, она в значительной степени сдала свои позиции, и появились другие виды живописи. Однако, начиная с импрессионизма и до сегодняшнего дня живопись дает то, что фотография все-таки дать не может.
Я думаю, что конечно под влиянием конкуренции с Интернетом будет меняться и телевидение. Что касается российского телевидения, то здесь есть одна проблема - насколько будет сильна или слаба цензура. Единственное наше ноу-хау - это размеры цензуры, в какой степени она больше или меньше чем на Западе. А это зависит совсем не от телевидения, а исключительно от политической ситуации в стране.
А телевидение – это инструмент политической ситуации, очень важный инструмент, но не телевидение ее определяет.
То, что происходило 20 лет назад, казалось выдающимся прорывом с точки зрения качества телевидения и смысла. Да, эффект падения цензуры был ошеломляющим. Но другое дело, что если мы сейчас покажем картинку и послушаем текст тех времен, то в очень большой части, за редким исключением, картинка будет убогой и непрофессиональной, а текст - глупым. Я не имею ввиду чисто развлекательные программы, их тогда было меньше.
Сейчас телевидение заняло в обществе то место, которое оно занимает в современной традиционной цивилизации западного образца. То есть, оно в первую очередь коммерческое, профессиональное, оно четко понимает, какую аудиторию оно должно обслуживать. Это огромное количество наездов на наше телевидение со стороны общественности, в особенности прогрессивной ее части, связано с тем, что эти люди не понимают - какую аудиторию должно обслуживать телевидение. Они не понимают, как функционирует телевидение в том образце общества, на которое они молятся, потому что там оно исключительно выполняет функции политического и социального зомбирования, развлечения и коммерции. При этом есть всегда очень четкая и неумолимая ориентация на вкусы основной аудитории.
Вы, конечно, можете выделить основную аудиторию в виде 1,5% от потенциальной и работать с ней, но рынок вам так работать не позволит. Да и политика так работать не позволит, потому что мощные эфирные каналы должны обслуживать массы.
Но есть здесь одно «но» - современный тренд развития это огромное количество специальных продуктов для специальных аудиторий. А там место, наверное, найдется всему.
Утверждения, что мы перейдем на цифру, и Интернет убьет телевидение – необоснованны. Ничего он не убьет. В перспективе будет гораздо больший процент людей, которые ориентированы не на общие универсальные каналы, а на каналы и программы по интересам – групповым, профессиональным, эстетическим, половым, политическим, каким угодно. Но важно, что всегда выигрывает тот, кто может производить качественный контент.
Посмотрите сейчас на современные СМИ – качественный контент, который может воспринимать большинство, производят единичные каналы, обладающие для этого ресурсами, профессиональными возможностями, мощностями, талантом, в том числе. Это все взаимосвязано – если есть ресурсы, то можешь набирать более качественный персонал.
Другое дело – контент. Я по себе очень хорошо знаю, что есть тематики, которые, например, мне и основной фокусной аудитории очень интересны, но основному контингенту Первого канала они не интересны, и поэтому эти тематики не годятся для программ в прайм-тайм.
Так что все достоинства и недостатки телевидения связаны с той социальной системой, в которой мы живем. Нельзя иметь телевидение, принадлежащее к одной социальной системе, а общество и государство - принадлежащее к другой социальной системе. Поэтому все эти бредовые идеи по созданию общественного совета ни к чему не приведут.
Ребята, если вам не нравится социальный строй - меняйте его. Но менять телевидение, чтобы у вас картинка была более приятная, оставляя на месте социальный строй – это паранойя.
Телевидение постоянно трансформируется. Есть меткое высказывание: телевидение – это зеркало общества. Но прежде всего, оно - не прямое зеркало, а искаженное, как в комнате смеха. Но всякое зеркало в комнате смеха отражает только то, что есть в этой комнате, ничего своего собственного отражать и придумывать оно не может. Понятно, что на него воздействуют разные импульсы и давления и поэтому оно всегда немного в разных местах искажено, но это зеркало. Поэтому по мере того как меняется общество, меняется идея о том, что телевидение будет двигать мир, и что телевидение идет впереди, как партия нового типа, возродившаяся из искры. Это тоже абсолютно нелепая идея.
Идея о том, что телевидение будет формировать культуру – да. Только когда в государстве есть четко разработанная программа, как это было при Советском Союзе – имелась мощная тотальная культурная политика. Я не хочу сказать, что она была плохая или хорошая, я хочу сказать, что она была. Тогда телевидение выполняет эту функцию, поскольку эта культурная программа ему вменяется. Но вы можете сколько угодно махать кисточкой или резаком, но из вас не получится ни резчик по дереву, ни великий художник, если вы сами не ставите себе такой задачи. Кисточке нельзя вменять в обязанности формировать великую живопись, кисточка - это инструмент. Так и телевидение – инструмент. Он в руках у общества.
Все равно профессиональным делом будут заниматься те, кто это умеет. Иного не бывает. То же самое с поддержкой сети. От того, что тысяча человек сняли одно событие на тысячу мобильников, это не значит что все 1000 записей выпустят в эфир. То есть, в принципе ты можешь выложить свою запись. Но для всеобщего обозрения все равно кто-то будет делать отбор из тысячи этих самодеятельных записей. Разве что несколько изменится форма организации труда.
В информационном пространстве России по праву ведущее положение занимает Всероссийская государственная телерадиокомпания, которая зарекомендовала себя как современный, надежный, содержательный и востребованный источник информации. Огромное доверие и симпатии зрителей – в этом, несомненно, огромная заслуга всего творческого коллектива ВГТРК.
От Камчатки до Калининграда во всех федеральных округах работают региональные представительства компании и пользуются большой популярностью.
Искренне желаю всему большому творческому коллективу телерадиокомпании успеха, новых удачных творческих планов и проектов и дальнейшей созидательной работы в интересах России и ее граждан.
Что изменилось за 20 лет, на этот вопрос нужно пару томов написать, потому что все изменилось. Легче сказать - что не изменилось. Страна изменилась, жизнь изменилась, а телевидение – это вещь производная от состояния общества. Поэтому сравнить просто нельзя. Это просто совершенно другой канал, другая программа. Общего ничего нет - кроме названия и географического месторасположения. Больше нет ничего общего с той программой «Вести», которая начиналась весной 91-го года.
Кажется, совсем недавно мы увидели на экранах наших телевизоров заставку новой информационной программы «Вести» с тройкой запряженных коней, надолго ставшей для наших телезрителей символом новостного потока. Сегодня информационные программы ВГТРК заслуженно пользуются признанием профессионального союза и доверием миллионов российских телезрителей.
Особо отмечу большое информативное и социальное значение программ ВГТРК, вещающей практически на всей территории Российской Федерации. Среди телезрителей телекомпании большое количество представителей старшего поколения, наших пенсионеров и ветеранов, которые благодаря ВГТРК узнают о том, что происходит в стране и мире, какая политическая обстановка в стране, как меняется законодательство, какие социальные программы реализует государство. В программах ВГТРК освещаются особенности функционирования пенсионной системы России и долгосрочные перспективы ее развития.
Много положительных эмоций несет людям старшего поколения телеканал «Культура». Ведь это наше отечественное кино, театр, встречи с людьми науки, культуры. Круглосуточное качественное обеспечение самыми свежими новостными сюжетами несет информационный канал «Россия 24». Среди людей старшего поколения особой любовью пользуются радиостанции ВГТРК: «Радио России», «Маяк», «Культура», «Вести ФМ» и «Юность». А любители спорта уважают динамичную информационную подачу спортивных программ телекомпании.
Я искренне желаю всем сотрудникам ВГТРК хорошего настроения, большого творческого потенциала.