Комментарий
2119
14 июня 2023 10:22
ЕДГ-2023: главные этапы кампании

После того как Единый день голосования в России был перенесен с декабря на сентябрь, можно выделить четыре основных этапа избирательной кампании.
Первый. Этап предкампании. Начинается условно с января, с момента завершения долгих новогодних праздников и длится до начала июня — официального старта кампании, фиксируемого датой назначения выборов и публикации информации об этом. Напомню, что если речь идет о выборах высшего должностного лица или регионального парламента, то решение об этом принимают ЗАКСы.
Второй этап. Избирком с момента публикации приступает к конкретным и жестко фиксируемым протокольным действиям. Все они по алгоритму расписаны буквально по дням: сколько дней осталось до дня голосования и что должно быть предпринято за такое количество дней до дня голосования. Это зафиксировано законодательно.
Данный этап длится до момента завершения регистрации кандидатов. Когда становится понятно их точное количество. Что принципиально важно в качестве одного из главных параметров кампании. Можно сказать, что для технологов это главная интрига кампании, потому что лишь зная точное количество и персональный итоговый состав кандидатов можно моделировать результат. Пока количество конкурентов неясно, говорить о том, какой результат может быть получен, — «тыкать пальцем в небо». Слишком многое зависит от того, кто эти люди, и от того, насколько активно они проведут избирательную кампанию. То есть — количество, качество и стиль.
Третий этап. От регистрации кандидатов до дня голосования, когда, собственно, разворачивается агитационная кампания. Тут все понятно.
Последний, четвертый этап — голосование и подсчет голосов, легитимация результатов, официальная публикация и вступление победителя в должность.
Такое деление может показаться слишком грубым. Можно дать куда более дробное и точное деление, но это уже для профессионалов.
Сейчас мы находимся в самом начале второго этапа, который стартовал с момента объявления ЗАКСами даты выборов и публикации об этом. Это важно для понимания сценирования избирательного процесса, чтобы участники хорошо представляли, где они сейчас находятся.
Нужно четко разделять две линии кампании — собственно организационно-протокольную (техническую, юридическую и нормативную), прописанную в законе, которую ведут кандидаты, органы власти, наблюдатели, и драматургическую линию, которую они все вместе формируют своими действиями и бездействиями. Первое — обязательная программа. Общая для всех избирательных кампаний. Вторая — произвольное выступление. Которое может быть похожим на другие в чем-то, а в чем-то сильно отличаться. Многое зависит от персоналий участников, информационного контекста и ситуативных факторов.
28 апреля 2025
Анонс
Открытый диалог «Будущее мира»
С 28 по 30 апреля национальный центр «Россия»
проведет Открытый диалог «Будущее мира. Новая платформа глобального роста».
11 февраля 2025
Новость
Россияне считают себя успешными
Большинство россиян — 54% — считают
себя успешными людьми, свидетельствуют результаты опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение». С 2019 года этот показатель увеличился на 11 п.п.
10 февраля 2025
Новость
Россияне стали чаще ездить в Европу
Российские туристы стали чаще бронировать
номера в отелях Испании, Франции и Италии.