Комментарий
2119 14 июня 2023 10:22

ЕДГ-2023: главные этапы кампании

Алексей Чеснаков политологАлексей Чеснаков

Алексей Чеснаков
политологАлексей Чеснаков
Определение этапов избирательных кампаний, которые сейчас проходят в регионах, чрезвычайно важно для того, чтобы избиратели лучше разбирались в их будущем.
После того как Единый день голосования в России был перенесен с декабря на сентябрь, можно выделить четыре основных этапа избирательной кампании.

Первый. Этап предкампании. Начинается условно с января, с момента завершения долгих новогодних праздников и длится до начала июня — официального старта кампании, фиксируемого датой назначения выборов и публикации информации об этом. Напомню, что если речь идет о выборах высшего должностного лица или регионального парламента, то решение об этом принимают ЗАКСы.

Второй этап. Избирком с момента публикации приступает к конкретным и жестко фиксируемым протокольным действиям. Все они по алгоритму расписаны буквально по дням: сколько дней осталось до дня голосования и что должно быть предпринято за такое количество дней до дня голосования. Это зафиксировано законодательно.
Данный этап длится до момента завершения регистрации кандидатов. Когда становится понятно их точное количество. Что принципиально важно в качестве одного из главных параметров кампании. Можно сказать, что для технологов это главная интрига кампании, потому что лишь зная точное количество и персональный итоговый состав кандидатов можно моделировать результат. Пока количество конкурентов неясно, говорить о том, какой результат может быть получен, — «тыкать пальцем в небо». Слишком многое зависит от того, кто эти люди, и от того, насколько активно они проведут избирательную кампанию. То есть — количество, качество и стиль.

Третий этап. От регистрации кандидатов до дня голосования, когда, собственно, разворачивается агитационная кампания. Тут все понятно.

Последний, четвертый этап — голосование и подсчет голосов, легитимация результатов, официальная публикация и вступление победителя в должность.

Такое деление может показаться слишком грубым. Можно дать куда более дробное и точное деление, но это уже для профессионалов.

Сейчас мы находимся в самом начале второго этапа, который стартовал с момента объявления ЗАКСами даты выборов и публикации об этом. Это важно для понимания сценирования избирательного процесса, чтобы участники хорошо представляли, где они сейчас находятся.

Нужно четко разделять две линии кампании — собственно организационно-протокольную (техническую, юридическую и нормативную), прописанную в законе, которую ведут кандидаты, органы власти, наблюдатели, и драматургическую линию, которую они все вместе формируют своими действиями и бездействиями. Первое — обязательная программа. Общая для всех избирательных кампаний. Вторая — произвольное выступление. Которое может быть похожим на другие в чем-то, а в чем-то сильно отличаться. Многое зависит от персоналий участников, информационного контекста и ситуативных факторов.
© 2008 - 2025 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".