Статья
2929
29 января 2015 17:48
Эмбрион донбасской дипломатии
Народные республики Донбасса по праву могут считаться уникальными примерами квазигосударственной самоорганизации.В условиях колоссального давления извне, практически не прекращающихся военных действий и бегства большинства высоковалифицированных управленцев на этих территориях зарождается особый жизненный уклад, аналогов которого на постсоветском пространстве не существует.
Несмотря на все имеющиеся проблемы и недоработки нынешних руководителей ДНР и ЛНР, усилия по становлению в регионе обособленных, сформированных снизу органов власти дали свой результат — на сегодняшний день местные правительства по эффективности и репрезентативности не уступают администрациям ряда подконтрольных Киеву областей.
Вместе с тем в большинстве стран мира, включая даже нейтральные и дружественные России, достижения Донецка и Луганска, как правило, игнорируются, хотя и навязываемое Украиной видение республик в качестве «террористических организаций» всерьез не воспринимается. Вопрос о необходимости корректировки имиджа ДНР и ЛНР за рубежом уже достаточно давно является одним из первоочередных.
Сегодня связанный с ними в глазах широкого круга наблюдателей ассоциативный ряд — падение Боинга, пропагандистские клише о «российском вторжении» и недавний обстрел Мариуполя — не добавляет республиканским лидерам очков накануне следующих раундов переговоров. В связи с этим активизацию дипломатии донбасских сецессионистов можно назвать не прихотью, а давно назревшей необходимостью.
После налаживания контактов с Абхазией и официально признавшей их независимость Южной Осетией главой МИД ДНР Александром Кофманом был анонсирован еще один шаг к выходу из изоляции и прорыву информационной блокады — создание в Донецке «Лиги новейших государств».
При грамотном подходе запланированная на февраль конференция обретет не просто символическое или пропагандистское значение.
Это начинание, с одной стороны, выглядит весьма амбициозным и неординарным, с другой — соответствует сложившейся международной практике. Разного рода непризнанные образования так или иначе устанавливают между собой контакты, периодически проводят многосторонние мероприятия и даже отправляют спортсменов на альтернативный чемпионат мира по футболу.
Встраивание в соответствующую систему отношений станет для ДНР и ЛНР неизбежной альтернативой возможной неудаче переговоров по их реинтеграции в состав Украины. Поэтому инициативу Кофмана можно расценивать как работу на будущее и демонстрацию Киеву серьезности намерений по развитию обособленной государственности, в случае если украинское руководство не сможет предложить приемлемый вариант «особого статуса».
Но при грамотном подходе запланированная на февраль конференция обретет не просто символическое или пропагандистское значение. Так, отдельные самопровозглашенные государства способны стать площадкой для ведения консультаций и переговоров с представителями дружественных им третьих стран – членов ООН.
Немаловажно наличие у многих из них обособленных финансовых систем и возможностей по налаживанию торговли. На пользу народным республикам пойдет и получение из первых уст информации о зарубежном опыте поддержания на плаву системообразующих институтов.
Ключевой вопрос заключается в том, с кем именно Донецк и Луганск намереваются сотрудничать в рамках учреждающейся «Лиги».
В конечном счете, хоть это и крайне маловероятно, некоторые подобные территории в будущем, подобно Южному Судану, имеют шанс обрести более широкое международное признание. В таком случае они теоретически смогут налаживать диалог с Донбассом уже в новом качестве.
Впрочем, ключевой вопрос заключается в том, с кем именно Донецк и Луганск намереваются сотрудничать в рамках учреждающейся «Лиги». В заявлении Кофмана прозвучала настораживающая информации о том, что приглашения получили представители виртуальных образований, включая неких сепаратистов Венеции, Техаса и пр. Сама по себе идея полезности таких контактов не только является отражением интернет-конспирологии невысокого пошиба, но и автоматически понижает статус самого мероприятия до уровня «потешного саммита».
Вопреки распространенным в определенных кругах представлениям о происходящих на Западе политических процессах, упомянутые техасцы, венецианцы и иже с ними как правило выполняют у себя на родине роль абсолютно маргинальных персонажей, не обладающих и толикой реального влияния.
Их визит на Донбасс лишь предоставит критически настроенным СМИ очередной повод для злорадства и издевок над организаторами конференции. Конечно, в ряде европейских регионов, в частности, в Басконии, Каталонии, Шотландии, Северной Ирландии и на Корсике, действуют куда более солидные, широко известные сепаратистские структуры, которые десятилетиями ведут кампании за отделение.
Однако на данный момент они разделились на адептов институциональной борьбы в рамках парламентских и электоральных процедур и ряд увядающих с годами террористических групп (ЭТА, ИРА, ФНОК). Среди первых немало депутатов и государственных деятелей достаточно высокого уровня, возможность приезда которых в Донецк в силу общей сложившейся конъюнктуры невелика; вторые как раз могут с энтузиазмом откликнуться на призыв Кофмана, но с точки зрения мира, разумеется, нанесут колоссальный репутационный урон ДНР и ЛНР, едва ступив на их землю.
Особым случаем остается Северный Кипр — одно из немногих полноценных непризнанных государств в средиземноморском регионе, но налаживание связей с ним способно настроить против дончан и луганчан Грецию и Кипр, зачастую противостоящих антироссийской (и антидонбасской) линии в рамках органов ЕС.
За пределами европейского региона очевидный интерес для народных республик представляют Палестина и Западная Сахара, которые, впрочем, находятся в другой «весовой категории», признаны многими десятками стран и включены в состав крупнейших наднациональных организаций. Для них участие в «Лиге новейших государств» стало бы шагом назад, хотя на некоторые симпатии со стороны ООП и Фронта ПОЛИСАРИО донецко-луганская дипломатия все же имеет основания рассчитывать.
Нельзя не упомянуть и расположенный на Африканском роге Сомалиленд; впрочем, выгоды от поддержания контактов с ним для Донецка и Луганска также следует признать достаточно условными, если не считать некоторого потенциала установления через Харгейсу контактов со стоящим за ней эфиопским правительством.
По-настоящему заметный результат созыв «Лиги» способен принести в деле реанимации так называемого СНГ-2. Созданное в 2000 году объединение Абхазии, Южной Осетии, ПМР и НКР в последнее время не проявляло практически никакой активности. Это обстоятельство было связано, в частности, с юридическим «взрослением» Сухума и Цхинвала, добившихся ограниченного международного признания и возвысившихся таким образом над Тирасполем и Степанакертом.
В то же время, потребность во взаимодействии упомянутых образований на политическом, экономическом и культурном уровне все еще существует, особенно в условиях ограничения финансовых возможностей РФ (уже проявившегося в отношении Приднестровья) и отсутствия значимых перспектив новых дипломатических прорывов.
В связи с этим ДНР и ЛНР способны предложить коллегам по постсоветскому сецессионизму новый формат интеграции, задел для которого недавно был создан в ходе первых контактов с абхазскими и югоосетинскими представителями. В рамках возрожденного СНГ-2 шесть республик смогут в организованной и централизованной форме решать общие задачи и прорывать международную информационную блокаду.
Подобное объединение будет регулярно напоминать региональным и общеевропейским организациям о проблеме замороженных конфликтов на территории бывшего СССР и тех трудностях, с которыми сталкиваются их стремящиеся к самоопределению жители.
Нельзя исключать и пользы такого сотрудничества в случае возникновения угроз безопасности одного из участников СНГ-2. Даже ограниченное взаимодействие его членов позволит значительно облегчить взаимное оказание гуманитарной и, как сейчас принято говорить, «негуманитарной» помощи по заранее налаженным каналам.
Бесспорно, вероятны и сценарии дальнейшего развития событий, при которых Донетчина и Луганщина смогут ставить перед собой более масштабные цели, а их дипломатия будет отталкиваться от опыта Палестины или Косова, нежели Приднестровья и Карабаха. Но в нынешних реалиях заслуживает внимания и более банальное стремление к несколько спонтанным и сумбурным, но оригинальным инициативам, из которых в будущем может быть соткан полноценный внешнеполитический курс.
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев»
1 октября 2024
Колонки
Нисходящая эмоция
Михаил Карягин о главных ресурсах руководства
Украины
30 сентября 2024
Колонки
Последняя надежда Зеленского
Алексей Чеснаков об итогах встречи Зеленского
с Байденом
23 сентября 2024
Колонки
Диагноз Зеленского
Алексей Чеснаков о психологическом портрете
президента Украины