Статья
981 17 октября 2011 8:11

Евразийская экономика

Основным экономическим трендом последних дней стала активизация экономической интеграции на евразийском пространстве. Катализатором обсуждения стала статья Владимира Путина в «Известиях», в которой глава правительства призвал форсировать создание Единого экономического пространства (ЕЭП). До последнего времени процесс интенсификации сотрудничества натыкался на позицию Белоруссии. Последний этап противостояния был связан с торпедированием нефтяного реэкспорта. Минск настаивал на обнулении в рамках таможенного союза пошлин на нефть. В ответ Москва требовала ликвидировать схему реэкспорта и повысить импортные пошлины на автомобили. Параллельно «Газпром» потребовал погасить задолженность Белоруссии по газу. Причем, в случае просрочки уплаты 200−миллионного долга газовая монополия грозила на 85% сократить подачу газа «братской республики». Учитывая, значительную энергоемкость экономики Белоруссии и серьезные финансовые проблемы Минска, инициативы «Газпрома» могли серьезно ухудшить политическую конъюнктуру в преддверии президентских выборов в Белоруссии. Фактически демарш Москвы должен был ослабить давление со стороны Минска по вопросу формирования Таможенного союза и «купировать» враждебные проекты Минск на энергетическом направлении.

Давление со стороны РФ все же заставило Белоруссию ратифицировать кодекс Таможенного союза и документы, необходимые для формирования единого таможенного пространства. Во многом решение, принятое Лукашенко, было продиктовано экономическими причинами. На Россию приходиться более 33% белорусского экспорта и более 58% импорта. Без обнуления таможенных пошлин стратегические отрасли «братской республики» могли не пережить экономическую турбулентность продолжающегося кризиса.

Однако, несмотря на присоединение к Таможенному союзу, Минск продолжил бороться за отмену экспортных пошлин на нефть. Еще в марте 2010 года Министерство юстиции Белоруссии обратилось в Экономический суд СНГ, оспаривая правомерность взимания вывозных таможенных пошлин на продукты переработки нефти и нефтехимическое сырье, поставляемые из РФ. Осенью экономический суд СНГ принял решение, согласно которому Москве и Минску надлежало в три месяца активизировать свои усилия по поиску внесудебного решения проблемы поставок российских нефтепродуктов в Белоруссию в различных форматах. Фактически суд удовлетворил ходатайство белорусской стороны. Так, стороны в обязательном порядке должны рассмотреть предложение Минска об освобождении нефтепродуктов или их отдельных категорий, поставляемых из РФ в Белоруссию, от обложения вывозными таможенными пошлинами до разрешения спора по существу.

В ответ Минфин РФ предложил ввести заградительную пошлину на нефтепродукты в 90%. Учитывая, что с 2011 года внутренние пошлины на нефть для Таможенного союза должны были обнулиться, только рост пошлин на нефтепродукты мог сделать их продажу в ЕС с белорусских НПЗ нерентабельной.

Тем не менее, несмотря на энергетический конфликт, Москва, Астана и Минск продолжили экономическую интеграцию на постсоветском пространстве. Ее активность существенно выросла на фоне сложностей по вступлению в ВТО. Последние месяцы РФ пытается договориться с Тбилиси.

Дмитрий АБЗАЛОВ,
Центр политической конъюнктуры

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".