Статья
5721 4 октября 2011 7:50

Евразийский союз

Воссоздать структуру, подобную СССР - задача нереальная, однако на базе Таможенного союза и ЕЭП можно создать полноценный экономический союз, считает премьер-министр России Владимир Путин.

«Строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Одновременно будет идти и постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана», - пишет Владимир Путин в статье, опубликованной на страницах газеты «Известия».

«Мы не останавливаемся на этом и ставим перед собой амбициозную задачу: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции - к Евразийскому союзу», - заявляет глава правительства РФ.

Он подчеркивает: «речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР». «Наивно пытаться реставрировать или копировать то, что уже осталось в прошлом, но тесная интеграция на новой ценностной, политической, экономической основе - это веление времени», - пишет премьер.

«Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. В том числе это означает, что на базе Таможенного союза и ЕЭП необходимо перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз», - отмечает Путин.

Он выражает уверенность, что сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. «И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами - такими как ЕС, США, Китай, АТЭС - обеспечивать устойчивость глобального развития», - подчеркивает российский премьер.

«Евразийский союз послужит своего рода центром дальнейших интеграционных процессов. То есть будет формироваться путем постепенного слияния существующих структур - Таможенного союза, Единого экономического пространства», - считает Владимир Путин.

Он отмечает: было бы ошибкой противопоставлять Евразийский союз и Содружество Независимых Государств. «У каждой из этих структур есть свое место и своя роль на постсоветском пространстве. Россия совместно с партнерами намерена активно работать над совершенствованием институтов Содружества, насыщением его практической повестки», - убежден глава правительства РФ.

Он пояснил, что, в частности, речь идет о запуске в СНГ «конкретных, понятных, привлекательных инициатив и совместных программ» - например, в сфере энергетики, транспорта, высоких технологий, социального развития.

«Большие перспективы у гуманитарного сотрудничества в науке, культуре, образовании, у взаимодействия в сфере регулирования рынков труда, создания цивилизованной среды для трудовой миграции. Нам досталось большое наследство от Советского Союза - это и инфраструктура, и сложившаяся производственная специализация, и общее языковое, научно-культурное пространство. Совместно использовать этот ресурс для развития - в наших общих интересах», - подчеркивает премьер-министр России.

Кроме того, он убежден, что экономической основой Содружества должен стать максимально либерализованный торговый режим. «По инициативе России - в рамках ее председательства в СНГ в 2010 году - был подготовлен проект нового Договора о зоне свободной торговли, базирующийся, кстати, на принципах Всемирной торговой организации и нацеленный на полномасштабное снятие разного рода барьеров. Рассчитываем на серьезный прогресс в согласовании позиций по Договору в ходе очередного заседания Совета глав правительств СНГ, которое состоится совсем скоро - в октябре 2011 года», - пишет в статье Владимир Путин.

Переход от Таможенного союза к Единому экономическому пространству позволит создать колоссальный рынок с более чем 165 млн потребителей, унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы.

В статье Владимир Путин отмечает, что ЕЭП будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях - в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере техрегламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий.

«А затем - и на единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах», - подчеркивает Путин.

По его словам, «теперь не потребуется техническое обустройство 7 тысяч км российско-казахстанской границы. Более того, создаются качественно новые условия для наращивания приграничного сотрудничества».

«Для граждан снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров, так называемых "трудовых квот" будет означать возможность без всяких ограничений выбирать где жить, получать образование, трудиться», - отмечает премьер РФ.

По его словам, начинается и настоящая «конкуренция юрисдикций», борьба за предпринимателя. «Ведь каждый российский, казахстанский, белорусский бизнесмен получает право выбирать - в какой из трех стран ему регистрировать свою фирму, где вести дела, где заниматься таможенным оформлением грузов», - отмечает премьер РФ.

Он подчеркивает, что «это серьезный стимул для национальных бюрократий заняться совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата».

В этой связи Владимир Путин выступил за повышение роли комиссии Таможенного союза, которая уже сейчас обладает значительными полномочиями.

«На сегодня их около сорока, а в дальнейшем - уже в рамках ЕЭП - будет более ста. В том числе это полномочия на принятие ряда решений по конкурентной политике, по техрегламентам, по субсидиям», - отмечает премьер РФ.

По его словам, «решать столь сложные задачи можно только путем создания полноценной, постоянно действующей структуры - компактной, профессиональной и эффективной».

«Поэтому Россия выдвинула предложение создать Коллегию КТС с участием представителей государств "тройки", которые будут работать уже в качестве независимых, международных чиновников», - отмечает Владимир Путин.

Евразийский союз, который сейчас строят Россия, Белоруссия и Казахстан, открыт для присоединения к нему и других стран, при этом он не является альтернативой их европейскому выбору, заявляет премьер-министр РФ Владимир Путин.

«Евразийский союз - это открытый проект. Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества. При этом не собираемся кого-либо торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами»,- пишет Владимир Путин в статье,.

При этом Владимир Путин называет выбор между присоединением к Европейскому союзу и европейской интеграцией «ложной развилкой».

«Здесь хотел бы затронуть одну, на мой взгляд, весьма важную тему. Некоторые наши соседи объясняют нежелание участвовать в продвинутых интеграционных проектах на постсоветском пространстве тем, что это якобы противоречит их европейскому выбору. Считаю, что это ложная развилка», - пишет российский премьер.

«Мы не собираемся ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять. Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов»,- поясняет он этот тезис.

Путин напоминает, что «еще в 2003 году Россия и ЕС договорились о формировании общего экономического пространства, координации правил экономической деятельности без создания наднациональных структур». «В развитие этой идеи мы предложили европейцам вместе подумать о создании гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока, о зоне свободной торговли и даже более продвинутых формах интеграции. О формировании согласованной политики в сфере промышленности, технологий, энергетики, образования и науки. И, наконец, о снятии визовых барьеров. Эти предложения не повисли в воздухе - они детально обсуждаются европейскими коллегами»,- отмечает премьер-министр.

Участие в Евразийском союзе только поможет входящим в него странам интегрироваться в Европу, считает Владимир Путин.

«Теперь участником диалога с ЕС станет Таможенный, а в дальнейшем и Евразийский союз. Таким образом, вхождение в Евразийский союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу»,- пишет он.

Путин считает, что партнерство Евразийского союза и ЕС политически и экономически благотворно сказалось бы на всем континенте, имело бы позитивный глобальный эффект.

«Экономически логичная и сбалансированная система партнерства Евразийского союза и ЕС способна создать реальные условия для изменения геополитической и геоэкономической конфигурации всего континента и имела бы несомненный позитивный глобальный эффект»,- заявляет российский премьер.

Российский премьер Владимир Путин выступил за взаимодействие Европейского союза и формирующегося Евразийского союза в сфере свободной торговли и систем регулирования на пространстве от Атлантики до Тихого океана

Путин отмечает, что «мировой кризис, разразившийся в 2008 году, носил структурный характер». «Мы и сейчас видим его острые рецидивы. Корень проблем - в накопившихся глобальных дисбалансах», - подчеркивает премьер.

По его мнению, «выходом может стать выработка общих подходов, что называется, "снизу"». «Сперва - внутри сложившихся региональных структур - ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН и других, а затем - путем диалога между ними. Именно из таких интеграционных "кирпичиков" может сложиться более устойчивый характер мировой экономики», - отмечает премьер РФ.

«К примеру, два крупнейших объединения нашего континента - Евросоюз и формирующийся Евразийский союз - основывая свое взаимодействие на правилах свободной торговли и совместимости систем регулирования, объективно, в том числе и через отношения с третьими странами и региональными структурами, способны распространить эти принципы на все пространство - от Атлантики до Тихого океана», - пишет Владимир Путин.

По его мнению, это пространство «будет гармоничным по своей экономической природе, но полицентричным с точки зрения конкретных механизмов и управленческих решений».

«Затем будет логично начать конструктивный диалог о принципах взаимодействия с государствами АТР, Северной Америки, других регионов», - считает премьер РФ.

Он отмечает, что Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана уже начал переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли.

По словам Путина, «в повестке форума АТЭС, который пройдет через год во Владивостоке, важное место займут темы либерализации торговли, снятия барьеров на пути экономического сотрудничества. Причем Россия будет продвигать общую, согласованную позицию всех участников Таможенного союза и ЕЭП».

«Таким образом, наш интеграционный проект выходит на качественно новый уровень, открывает широкие перспективы для экономического развития, создает дополнительные конкурентные преимущества», - подчеркивает Владимир Путин.

Он отмечает, что «такое объединение усилий позволит нам не просто вписаться в глобальную экономику и систему торговли, но и реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего».

«Убежден, создание Евразийского союза, эффективная интеграция - это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века. Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания», - подчеркивает премьер РФ.

Комментарии экспертов

Владимир Путин в своем интервью «Известиям» обозначил идеологию своего следующего срока, который будет ориентирован на евразийство. Эту модель давно сформулировал Нурсултан Назарбаев, а также Евразийское движение. Так что все конкретные шаги по реализации и интеграции постсоветского пространства просчитаны и продуманы.

И, самое главное, эта ориентация на создание Евразийского союза – это не только проект, ориентированный на сближение между собой экономик постсоветских государств, но еще и модель полицентричного мира, о котором все чаще говорит Сергей Лавров. Создание такого объединения – также и заявка на национальную идею евразийства. То есть, интеграция постсоветского пространства – это средний уровень, который имеет внутриполитическое и глобальное политическое измерение. Все вместе представляет собой евразийство как позицию, которая включает в себя интеграцию постсоветского пространства, как один из элементов, но не исчерпывается и не сводится к ней.

Для того, чтобы Владимиру Путину укрепиться и быть заново легитимным президентом в 2012 году, ему нужна идея, нужна программа и стратегия. То есть то, чего, по сути, на предыдущих этапах у него не было. На первом этапе он спас распадавшуюся страну. Потом действовал в основном по инерции, предоставив, в общем, политтехнологам право проводить стратегию на их усмотрение. Сейчас уже такими симуляторами не отделаться. И единственная непротиворечивая мировоззренческая идеологическая конструкция, которая остается Путину, – это евразийство. Никаким другим способом национальную идею он не утвердит и стратегию на основании другой национальной идеи не построит. Никто уже не верит в Путина-либерала. В последнее время он резко теряет в глазах патриотов. Все попытки поднять какую-то волну, мобилизовать людей через ОНФ никак не удаются. Путин оказался в непростой ситуации, и ему нужны новая идея и новая стратегия. Новая политика, если угодно. В том числе и в кадровом плане. Нужны новые акценты. Я убежден, что такой платформой может быть только евразийство.

Национализм приведет к краху России, и Путин это прекрасно понимает. Либерализм абсолютно не проходит в нашей стране, да он и на Западе трещит по швам. Соответственно, остается только евразийская модель. Поэтому я считаю, что возвращение к Евразийскому союзу неслучайно, что это - начало нового идеологического поворота в стратегии Путина.

Никаких неразрешимых задач при создании этого объединения я не вижу. Украина, если с ней правильно вести работу, подключится к интеграционным  процессам. Украинские люди - достаточно верные и мягкие. Если к ним правильно подойти, можно изменить их отношение и к Таможенному союзу, и к Единому экономическому пространству, и к Евразийскому союзу. Только к ним нужно подобрать ключ. Этим нужно заниматься. Да, это непросто. Но плясать надо не от ресурсов, а от воли.

Между Германией и Францией были пролиты моря крови, и, тем не менее, они оказались в составе единого Европейского союза. И сделали это, когда еще после Второй Мировой войны прошло не так много лет. Должна быть политическая воля, а под нее уже следует направлять ресурсы.

Мы, кстати, никогда не воевали с Украиной. Вообще не воевали с нашими соседями. Недоразумения бывают у всех, но надо двигаться к общей цели, к общему идеалу. И чем будет более решительно настроена в этом вопросе Россия, тем легче эти процессы пойдут.

Владимиру Путину нужна повестка его будущего президентства. Первый его президентский срок проходил под девизом «Спасти страну, удержать ее от распада, стабилизировать ситуацию». Это он сделал. Тогда, правда, еще была повестка экономических реформ, но она как-то плавно отошла на второй план.

Второй срок проходил под трендом борьбы с олигархами и дальнейшего наведения порядка. Потом уже страна во главе с Дмитрием Медведевым формально боролась с кризисом. И, соответственно, сейчас Путину надо предложить какую-то новую повестку, то есть объяснить, зачем он идет в президенты. Нужна какая-то сверхидея, которой и становится интеграция на постсоветском пространстве. Идея актуальная, востребованная и своевременная, на мой взгляд.

Наиболее проблемная точка интеграционных процессов, и в то же время наиболее привлекательная с точки зрения синергетического эффекта, - это Украина.

Даже с учетом того, что Украина отказалась вступать в Таможенный союз, не все интеграционные процессы завершились. Экономическая ситуация на Украине - действительно тяжелая. Соединенные Штаты готовы помогать советами и консультациями, но не очень готовы помогать материально. Есть кредиты по линии МВФ, но они даются под очень жесткие условия. К тому же, выполнение этих условий приводит к достаточно кризисным ситуациям. Можно вспомнить, как ветераны штурмовали здание Верховной Рады. Так что, на мой взгляд, в коммуникациях с Украиной аргументы у российской стороны пока еще сохраняются.

На азиатском направлении, на мой взгляд, мы вполне можем конкурировать с Китаем, который увеличивает свое влияние на азиатском пространстве. Россия на данном этапе может выстраивать более близкие отношения, например, с той же Киргизией, которая заявила о намерении вступить в Таможенный союз. Конечно, в последнем случае возникает проблема прозрачности границ, в том числе и с Китаем. В Таджикистане - та же самая проблема, плюс очень большие сложности с устойчивостью власти. Но, гипотетически, включение этих стран в евразийское объединение вполне возможно. Только вот включать в это объединенное пространство Киргизию и Таджикистан, но без Узбекистана, было бы тоже достаточно странно. А перенаселенный Узбекистан с пока еще латентно очень сильной исламистской оппозицией, конечно, вызывает много вопросов.

Также в сторону улучшения интеграционных процессов может измениться ситуация с Белоруссией. Не исключено, что будет какая-то неформальная сделка с Лукашенко. Несмотря ни на что, Белоруссия – это наиболее понятное направление интеграции на сегодняшний день.

В любом случае, создание Евразийского союза экономически обосновано. Скорее всего, полноценным конкурентом Евросоюза это евразийское объединение  не станет, но есть большие шансы на то, что это будет солидный самостоятельный игрок.

Сейчас перед Путиным встает очень серьезный вызов, связанный с привлекательностью самой России, с созданием единых и прозрачных для всех участников этого большого евразийского рынка правил игры. То есть, та повестка, которая заявлялась на старте первого путинского президентства, но затем отошла на задний план - борьба с коррупцией и увеличение прозрачности госструктур, - вновь выходит на первый план.
На мой взгляд, если Владимир Путин реально хочет достичь работоспособного объединения, о котором он говорит в своей статье, ему предстоит создать работающую судебную систему и побороть коррупцию.

Очевидно, что СНГ - это такая организация, которая не может выполнить интеграционную функцию в полном объеме, такую же функцию, которую сегодня выполняет Европейский союз.

Когда мы начали создавать Таможенный Союз с Казахстаном и Белоруссией, то мы увидели, что этот путь достаточно перспективен. И есть ощущения, что к Таможенному союзу могут присоединиться другие государства. Однако Таможенный союз - это только первая ступенька в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

В основе зарождения Евросоюза тоже лежало соглашение по углю и стали. Это соглашение не сравнимо с идеей Таможенного союза, там ведется работа по намного большему числу направлений, там, в частности, ведутся разговоры о создании общей валюты для его участников. Нельзя сказать, что Владимир Путин предложил то, чего в мире нет, или чего не может быть.

Отмечу, что сам по себе регион, о котором идет речь в предложении премьера, исторически предполагает возможность интеграции. Все эти государства уже были в интеграционном пространстве. Другое дело, что ранее это пространство существовало на основе такой доминанты, как КПСС, всё это было в условиях не рыночной экономики.

Сегодня, в новых условиях, есть возможность объединить те же государства в более адекватном формате, в реалиях XXI века. Премьер предлагает создать Евразийский союз, и создать его таким образом, чтобы это никак не противоречило интеграционным процессам в Европейском союзе. У нас есть действующее соглашение с ЕС, подтверждающее в перспективе создание единого экономического пространства. И я вижу вполне реальную возможность существования двух союзов на большой территории, которые между собой, конечно, конкурируют в какой-то степени, но и в какой-то степени вступают на путь кооперации. Вообще, такая форма известна. Например, японцы не противопоставляют кооперацию конкуренции. Поэтому я думаю, что возможность реализации этого предложения есть.

С точки зрения времени, которое на его реализацию потребуется, скажу следующее. Говорить о такого рода предложениях председатель правительства вряд ли бы стал, если бы он одновременно с этим не был кандидатом на пост президента. Понятно, что реализацию такой идеи должен нести глава государства, поэтому я не вижу ничего нелогичного в том, что подобного рода заявление было сделано именно Владимиром Путиным в канун выборов. Создание такого союза – задача не на два или три года. А у будущего президента страны впереди шестилетний срок, который  позволит эту идею реализовать в полном объеме.  Кто войдет в союз – посмотрим. Может быть, и Украина будет готова к этому в дальнейшем.

Евразийский союз - это большая перспективная тема. Россия не может жить обособленно, нужно все время во что-то интегрироваться, охватывать новые пространства. И лучше интегрироваться в понятные нам просторы, чем оставаться на задворках Евросоюза. Проблемы с построением любого союза всегда есть и будут, но если союз строится не против кого-нибудь, а для решения насущных вопросов, то его ждет успех.

Что же касается Китая, то он может возбудить вокруг нашего нового образования какие-то политические спекуляции. Но ведь для работы с этим государством у нас есть Шанхайская организация сотрудничества и другие формы - к примеру, БРИК. Объективно, Китай находится за пределами территории, которую должен охватить Европейский союз. Поэтому здесь нет никакой предопределенности на конфликт. Хотя проблемы, конечно, будут, ведь любое большое дело связано с проблемами.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".