Статья
1105 18 апреля 2009 14:38

Евроинтеграция Белоруссии

18 апреля в Могилёве состоялся учредительный съезд "Партии свободы и прогресса", ставящей одной из целей своей деятельности интеграцию Белоруссии в ЕС и либерализацию внутриполитической ситуации в стране. Учреждение этой партии становится поводом для обсуждения темы взаимоотношений Белоруссии и ЕС.

Председателем партии был избран Владимир Новосяд, на учредительном съезде также была утверждена программа деятельности партии и её устав. Ранее (первый раз - в июне 2004 года) Новосяд уже пытался зарегистрировать партию, однако Министерство юстиции отказало в регистрации в связи с выявленными в учредительных документах несоответствиями действующему законодательству. Тогда партия ставила целью «продвижение в общественном сознании ценностей демократии и либерализма, развитие демократических либеральных реформ, содействие утверждению в Беларуси гражданского общества и демократического правового государства, реализацию конституционных принципов и развитие местного самоуправления».

Белоруссия в настоящее время занимает двойственную позицию: с одной стороны, она подчёркивает приверженность построению интеграционного объединения России и Белоруссии - союзного государства, с другой - ведёт активные переговоры с ЕС об участии в программе "Восточное партнёрство". Комиссар по внешней политике ЕС Бенита Ферреро-Вальднер назвала одним из условий успешного взаимодействия с ЕС в рамках данной программы непризнание Белоруссией Абхазии и Южной Осетии. Таким образом, евроинтеграционный процесс рассматривается рядом представителей ЕС как альтернативный интеграции с Россией.

В связи с этим представляет интерес вопрос о выборе Белоруссией нового вектора собственной внешней политики.

На фото: Минск, площадь Победы

Комментарии экспертов

В последнее время наблюдается рост конфликтности в отношениях между Российской Федерацией и Белоруссией. Такое обострение спровоцировано целым рядом причин. С одной стороны, важным является чисто «экономический фактор». Сторонам никак не удается найти компромисс и четко зафиксировать партнерские договоренности по ряду направлений. Прежде всего, это касается транзита российских углеводородов по территории РБ, создания единой рублевой зоны, разрешения российскому бизнесу свободно оперировать на белорусском рынке. С другой стороны, обострению ситуации способствуют политико-экономические мотивы. В частности, в условиях кризиса Москва не готова развивать «затратное» сотрудничество с соседями в силу сокращения своего ресурсного потенциала. В то же время, российская финансовая помощь долгое время являлась «гарантом стабильности» белорусской экономики и социальной сферы. Еще одним «камнем преткновения» является проблема «новосозданных» Абхазии и Южной Осетии: пока руководство РБ не спешит форсировать процесс их признания, ожидая предварительных бонусов от России. Все это побуждает президента РБ Александра Лукашенко использовать тактику «мягкого шантажа». В последнее время он нередко  делает «реверансы» в сторону Запада, а также в сторону своей внутренней либеральной оппозиции. Это призвано напугать РФ возможностью «диверсификации» внешнеполитического курса Белоруссии с целью заставить РФ пойти на экономические уступки. Тем не менее, можно прогнозировать, что Александр Лукашенко вряд ли полностью развернется на Запад, поскольку его восприятие как «последнего диктатора Европы» весьма укоренилось в США и ЕС, а отправляться в Гаагский трибунал в обмен на «европейский выбор» своей страны глава Белоруссии явно не намерен.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".