Статья
2455 19 марта 2021 12:43

Европа берет под контроль искусственный интеллект

Евросоюз приступил к разработке международных инструментов регулирования искусственного интеллекта. Специалисты признают, что надвигающиеся глобальные проблемы, такие как создание вакцины для борьбы со следующими пандемиями или ограничение выбросов, вызывающих изменение климата, будут решаться с помощью инновационных инструментов искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения. Однако власти выражают настойчивое желание ввести государственный контроль, так как технологии ИИ вызывают у них недоверие. Американский Центр стратегических и международных исследований опубликовал оценку уже существующих инициатив в области международных стандартов регулирования искусственного интеллекта и их перспективы.

19 февраля 2020 года Европейская комиссия опубликовала официальный документ под необычным названием «Белая книга об искусственном интеллекте — европейский подход к совершенству и доверию». В ней представлены законодательные предложения, рассмотрение которых ожидается в I кв. 2021 года. Авторы документа выражают недоверие к новым технологиям и требуют ввести государственный контроль, чтобы предотвратить ожидаемые и непредвиденные опасности. В документе отмечается, что при внедрении в сферах с высокой степенью риска, таких как здравоохранение и транспорт, системы искусственного интеллекта должны быть прозрачны, чтобы человек мог их контролировать.

Еврокомиссия уверена, что международное сотрудничество по вопросам регулирования ИИ должно основываться на уважении человеческого достоинства, плюрализме, инклюзивности, недискриминации и защите конфиденциальности личных данных. Очевидно, что Еврокомиссия имеет абсолютную, хотя и необоснованную, убежденность в том, что разработка нормативно-правовой базы в этой сфере повысит статус Европы.

В дополнение к «Белой книге» Еврокомиссия выпустила набор документов по регулированию ИИ, в том числе: заявление о европейской стратегии данных, в котором подчеркнута необходимость инвестирования в высокоэффективные проекты для финансирования «экосистем ИИ», связанных с развитием пространств данных и облачных сервисов; документ под названием «Формирование цифрового будущего Европы» — в нем Комиссия перечислила все ключевые действия, которые должны быть предприняты Европейским союзом для осуществления регулирования ИИ таким образом, чтобы оно не создавало опасности для демократических институтов и конкуренции на свободном рынке; а также «Отчет о последствиях искусственного интеллекта, Интернета вещей и робототехники для безопасности», рассматривающий пробелы в законодательстве о безопасности продуктов, которые не обеспечивают адекватного устранения рисков, таких как кибератаки.

Еврокомиссия отмечает, что существующее законодательство — в частности, Общее положение о защите данных (GDPR) — не решает полностью те проблемы, которые обозначились при использовании алгоритмов искусственного интеллекта в последнее время. По мнению Европейской комиссии, недостатки GDPR заключаются в том, что положение отдает приоритет личной конфиденциальности за счет сбора данных компаниями — это препятствует инновациям и корпоративному росту. Кроме того, 22 статья положения требует, чтобы субъекты данных имели право на человеческую проверку автоматизированного процесса принятия решений. Это требование затрудняет расширение масштабов работы компаний в области ИИ, поскольку затраты на поддержание ручного процесса растут по мере усложнения ИИ. Обновления требуют также статьи 13–15 GDPR, касающиеся объяснения логики автоматизированных решений.

В «Отчете о последствиях искусственного интеллекта, Интернета вещей и робототехники для безопасности» также подчеркивается необходимость законодательного решения таких проблем как неясность в распределении ответственности между разработчиками и производителями в цепочке поставок.

Европейская комиссия планирует выпустить проект закона об искусственном интеллекте в течение первого квартала 2021 года. К тому времени у США будет возможность оценить предложения нового европейского Закона о цифровых услугах (DSA) и Закона о цифровом рынке (DMA), прямо направленных на обеспечение контроля в бизнес-моделях крупных онлайн-платформ, большинство из которых базируются в США. Если Комиссия не откажется от своего нынешнего подхода к жесткому регулированию, можно с уверенностью предположить, что эти меры регулирования вызовут дальнейшие трения в отношениях между США и ЕС и, возможно, поставят под угрозу инициативу Урсулы фон дер Ляйен касательно перезагрузки трансатлантических отношений.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".