Статья
1350 21 февраля 2012 11:03

Европа снова поможет Греции

Министры финансов стран еврозоны достигли соглашения о предоставлении второго пакета финансовой помощи Греции объемом 130 миллиардов евро, которая призвана сократить уровень госдолга страны к 2020 году. 

Частные кредиторы спишут 53,5% задолженности по «старым» греческим облигациям при обмене их на новые госбумаги, заявил глава Еврогруппы, премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер на пресс-конференции во вторник, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на агентство Bloomberg. 

При этом ставка купона по новым греческим бондам до 2014 года будет составлять 2% годовых, в 2015-2020 годах она будет повышена до 3%, а в дальнейшем до 4,3% годовых.

Реальные потери кредиторов с учетом процентных выплат превысят 70%.

Таким образом, списания, которые предусматриваются соглашением, позволят сократить общую сумму греческого долга на 107 миллиардов евро.

Европейский Центральный банк (ЕЦБ) распределит прибыль от принадлежащих ему облигаций правительствам стран еврозоны, которые, в свою очередь, направят эти деньги на помощь Афинам, сообщает The Wall Street Journal.

Тем самым ЕЦБ, у которого в результате интервенций на рынке госбумаг скопилось греческих облигаций на 50 миллиардов евро, не нарушит требований законодательства, которое запрещает ему кредитовать отдельные страны.

Кроме того, правительства стран ЕС снизят процентную ставку по кредитам Греции, предоставленным на 56 миллиардов евро.

Все эти дополнительные меры должны обеспечить снижение уровня долга Греции до чуть более 120% ВВП (с нынешних 160%), что рассматривается экспертами как максимально подъемный для страны уровень.

После сообщений единая европейская валюта поднялась до $1,3293 против $1,3243 в понедельник, затем ее курс стал снижаться, свидетельствуют данные агентства Bloomberg.

Достигнутое министрами соглашение должно положить конец долгому периоду неопределенности в отношении будущего Греции, который держал в напряжении мировые финансовые рынки. В то же время греческая экономика, согласно оценкам официальных кредиторов, остается уязвимой.

Объем первого пакета помощи Греции составил 110 млрд евро, но он так и не позволил стране вернуться на рынок заимствований и спасти ее от дефолта. Без реструктуризации долгов долг Греции вырос бы до 178% ВВП к 2015 году, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на оценки МВФ.

Новое соглашение с Грецией будет включать в себя набор требований, касающихся контроля за использованием кредитных средств. Греция взяла на себя обязательства по сокращению госрасходов, реализации программы приватизации, проведению структурных реформ.

Как пишет Financial Times со ссылкой на анализ, предоставленный участникам встречи в Брюсселе, даже при самом оптимистическом сценарии Греция, если в стране будет продолжаться рецессия, может и не выбраться через три года (пока действует программа) из долговой ямы, и ей может потребоваться новая помощь.

Глава Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард, которая также принимала участие в переговорах, выразила уверенность, что соглашение «создает достаточное пространство для того, чтобы Греция восстановила свою конкурентоспособность».

Она добавила, что проведет дальнейшее обсуждение соглашения на совещании совета директоров МВФ во вторую неделю марта. 

Однако  многие эксперты считают, что пакет экстренной помощи  - лишь  временная отсрочка неизбежных проблем, и Грецию от дефолта они не спасут.

Полный пакет мер финансовой помощи Греции, одобренный Еврогруппой, открывает Греции путь к строительству новой и более устойчивой экономики, заявил во вторник в Брюсселе председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.

«Он также закрывает дверь к сценарию неконтролируемого дефолта со всеми его серьезными экономическими и социальными последствиями», - отметил Баррозу. По его мнению, Греция теперь сможет возрождать экономический рост и создавать рабочие места, передает «Интерфакс».

Президент института Национальной стратегии Михаил Ремизов  сказал «Актуальным комментариям», что разумным выходом из сложившейся ситуации была бы готовность к дефолту Греции и выходу страны из еврозоны. «Лучше было отпустить Грецию, чем сейчас давать эти деньги. Пока не будет экономического роста, новых витков экономического роста, все это выглядит, как попытка отсрочить неизбежное», - сказал Ремизов.

По его словам, теперь  сценарий  с выделением средств придется повторять до тех пор, пока в самых развитых экономиках  Евросоза не будет запущен какой-то новый виток экономического роста.

Комментарии экспертов

Решения, связанные со спасением Греции - это попытки погасить прецедент. Риск банкротства Греции исчисляется не столько в непосредственном экономическом уроне, сколько в проблемах, связанных с последующими прецедентами  в других странах Южной Европы, включая, например, Италию, Испанию, долги которых намного больше, чем долги Греции. 

Вопрос в том, насколько греческая экономика сможет эффективно справляться с теми вызовами, которые перед ней стоят, с моделью, которую ей пришлось принять по требованию МВФ и Европейского союза. Сокращение экономических расходов государства серьезно снижают внутренний спрос на продукцию и товары. То есть, серьезно снижают возможности для роста, и, соответственно, выхода из кризиса. 

Фактически Греция начинает загонять себя в очень сложную ситуацию, когда без внешней поддержки самостоятельно справиться с обеспечением внешней задолженности не сможет. И сейчас важно понять, насколько Европейский союз сможет поддерживать эту южноевропейскую страну в течение ближайших пяти-семи лет. И второй вопрос: насколько греческое правительство сможет удержаться в течение этого времени. 

Абсолютно очевидно, что действующая власть существует до следующих выборов. И не факт, что пришедшие на место чиновников руководители обеспечат преемственность курса. И в этом случае очень высок риск отказа от внешних обязательств. Исходя из этого, в краткосрочном плане вопрос греческого долга решен, (на ближайшие несколько месяцев), но в долгосрочной перспективе данное решение серьезно осложняет возможность выхода экономики из кризиса.

Сама  Европа в этом отношении уже находилась в углу. Без серьезной системы надзора в исполнении экономических обязательств Европе не остается ничего, кроме как поддерживать ослабленные страны. Если бы существовал какой-то механизм контроля, то инструменты работы с Грецией были бы несколько иными. Например, это могли быть штраф или какая-то форма наказания. Но так как система еще до конца не сложилась, Европейскому союзу приходится использовать механизмы поддержки, фактически, решать все вопросы деньгами. Но если небольшой Греции еще можно помочь, то с крупными игроками, конечно же, это создает очень серьезные проблемы.

Следует отметить, что дополнительные возможности выхода из кризисных ситуаций, которые будут возникать, связаны с развитием новых форм поддержки и новых форм политической интеграции, которые предлагают Франция и Германия. Альтернативу этому придумать пока что сложно, хотя бы потому, что совокупные долги проблемных стран серьезно превышают возможности даже локомотивов европейской экономики.  Поэтому решать вопрос исключительно деньгами на протяжении длительного времени  Европе крайне сложно. 

Греция получит списание части дога по облигациям. И это уже не просто перекредитовка, которая поможет лишь на какое-то время, а это - заключение договора о реальной помощи, достаточно серьезное. 

Мне кажется, что европейцы пошли по правильному пути, по которому, они, видимо, давно должны уже были пойти давно. И, конечно, главный вопрос заключается вовсе не в спасении Греции, а, скорее, в необходимости подтверждения того, что европейцы хотят сохранить зону евро. Доказательство - идея о том, чтобы вывести Грецию из еврозоны, которая обсуждалась активно, уже сейчас снята с повестки дня. 

Соответственно, мы наблюдаем переломный момент. Но, в общем и целом, перспективы позитивные. Я думаю, что это начало поворота, который приведет к тому, что еврозона сохранится в полном ее объеме.  

Пока снежный ком греческих долгов только растет. И когда договариваются о реструктуризации долгов или перекредитовании, это -   лишь способ отсрочить неприятности.  Главные из них - дефолт Греции и, возможно, ее выход из Еврозоны. 

Разумеется, это будет проблемой не только для Греции,  но и для держателей греческих кредитных обязательств. Таковыми являются многие европейские банки, которые сегодня оказывают помощь Греции. 

Европейским странам было бы целесообразней пойти на некий риск и оказывать финансовую поддержку этим организациям, которые критически пострадают от греческого дефолта, чем, скажем так, высокой ценой покупать отсрочку дефолта Греции. 

Тем более, что в нынешних условиях нет признаков того, что сама греческая экономика отталкивается от дна, что запускаются какие-то внутренние механизмы преодоления кризиса. Без этого любые вливания являются просто покупкой времени, причем, достаточно дорогой ценой.

А запустить механизм самовосстановления Греция  не может, в том числе, из-за тех ограничений, которые накладывает на экономическое развитие участие в еврозоне и требования тех же самых европейских партнеров. Получается довольно неприятный замкнутый круг. Возможно, самым последовательным, разумным выходом из него была бы готовность к дефолту Греции и выходу страны из еврозоны. Лучше было отпустить Грецию, чем сейчас давать эти деньги. Пока не будет экономического роста, новых витков экономического роста, все это выглядит, как попытка отсрочить неизбежное.

Теперь данный сценарий с выделением средств придется повторять, видимо, до тех пор, пока в самых развитых экономиках Евросоюза не будет запущен какой-то новый виток экономического роста. Тогда это может благоприятно сказаться и на греческой экономике, на общей атмосфере в Европейском союзе.

Тогда можно будет говорить, что речь идет не только о временных мерах, и они не напрасны. Так как этого пока не происходит, придется вести речь о достаточно глубокой перестройки экономической политики и экономического регулирования в Европейском союзе.  

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".