Статья
1382 13 ноября 2020 14:03

Freedom House: коронавирус снижает уровень свободы в интернете

Пандемия коронавируса ускоряет резкое снижение глобальной свободы в Интернете. Уже 10 лет подряд пользователи сталкиваются с общим ущемлением их прав, и это явление способствует кризису демократии во всем мире, пишут эксперты Freedom House Адриан Шахбаз и Элли Фанк.

В эпоху COVID-19 сети — это не удобство, а необходимость. Практически вся человеческая деятельность — торговля, образование, здравоохранение, политика, общение — похоже, переместилась в онлайн. Однако цифровой мир создает особые проблемы для прав человека и демократического управления. Государственные и негосударственные субъекты во многих странах в настоящее время используют возможности, созданные пандемией, для формирования онлайн-повествований, цензуры критических речей и создания новых технологических систем социального контроля.

Эксперты выделили три тенденции, которые указывают на снижение уровня свободы в глобальной сети. Во-первых, политические лидеры использовали пандемию как предлог для ограничения доступа к информации. Власти часто блокировали независимые новостные сайты и обвиняли людей в распространении ложных новостей. Кроме того, власти отвлекали общественность от неэффективных политических мер и искали виновных в этнических и религиозных общинах.

Во-вторых, власти ссылались на COVID-19 для оправдания расширения полномочий по наблюдению и внедрения новых технологий. Кризис общественного здравоохранения создал возможности для оцифровки, сбора и анализа личных данных людей без надлежащей защиты от злоупотреблений. Правительства и частные организации все активнее используют искусственный интеллект, биометрическое наблюдение и инструменты больших данных для принятия решений, затрагивающих экономические, социальные и политические права людей. Важно отметить, что этим процессам часто не хватало прозрачности, независимого надзора и средств правовой защиты. Эти методы открывают перспективы мрачного будущего, в котором частные компании, службы безопасности и киберпреступники будут иметь легкий доступ не только к конфиденциальной информации о местах, которые мы посещаем, и товарах, которые мы покупаем, но и к нашим историям болезней, особенностям лица и голоса.

Третья тенденция — гонка «киберсуверенитетов», когда каждое правительство вводило свои собственные правила Интернета таким образом, чтобы ограничивать поток информации через национальные границы. Ранее заинтересованные стороны из бизнеса, гражданского общества и правительства участвовали только процессе согласования технических протоколов, стандартов безопасности и коммерческого регулирования во всем мире.

Вместо того чтобы защищать пользователей, применение национального суверенитета к киберпространству дало властям полную свободу действий в борьбе с правами человека, игнорируя возражения местного гражданского общества и международного сообщества.

Вызывает тревогу то, что такого рода практики характерны не только для самых репрессивных режимов мира. Страны во всем демократическом спектре устанавливают свои собственные цифровые границы в знак подрыва доверия к открытому Интернету. США и Индия запретили много популярных китайских приложений, ссылаясь на соображения национальной безопасности. Законодатели Бразилии, Нигерии и Турции приняли или рассмотрели нормативные акты, требующие от компаний не допускать передачу пользовательских данных другим странам. Это означает, что правоохранительные органы будут иметь более легкий доступ к конфиденциальной информации. Суд высшей инстанции Европейского Союза постановил, что программы национальной безопасности США нарушают права европейцев на неприкосновенность частной жизни, что делает недействительным одно из крупнейших в мире соглашений о совместном использовании данных. Эти действия служат для легитимации стремления каждого государства контролировать свой собственный «национальный Интернет». Ранее подобной практики придерживались только автократические правительства.

Лучший способ предотвратить рост киберсуверенитета — это восстановить уверенность в законности и эффективности существующей модели с участием многих заинтересованных сторон. Это означает создание новых систем управления Интернетом и платформами, которые поддерживают демократические принципы народного представительства и участия. Существующие механизмы саморегулирования сталкиваются с трудностями, когда общественные интересы вступают в противоречие с личными интересами технологической индустрии. Глобальные организации гражданского общества могут предоставить экспертные знания и независимый надзор, необходимые для решения некоторых проблем, связанных с воздействием технологий на права человека.

Открытый, бесплатный и глобальный Интернет имеет огромную ценность. Неограниченное онлайн-пространство предлагает неизмеримые возможности для свободного выражения мнений, гражданского общества и экономического развития.

Глобальная свобода Интернета снижается 10-й год подряд. В этом году ухудшились показатели 26 стран. Наибольшее снижение произошло в Мьянме и Кыргызстане, за которыми следуют Индия, Эквадор и Нигерия. Если говорить о позитивных моментах, то наибольшие улучшения произошли в Судане и Украине, за которыми следует Зимбабве. США заняли седьмое место в общем зачете, а Исландия снова стала лидером. Уже шестой год подряд в Китае наблюдаются худшие условия для свободы Интернета.

В более широком смысле, в этом году Freedom on the Net зафиксировал преднамеренные перебои в подключении в рекордных 22 из 65 стран. Многие из этих сбоев, включая общенациональное отключение электроэнергии в Иране в ноябре 2019 года, были непосредственно вызваны протестами. Такая практика является высшим выражением неуважения к свободе собраний, а также к праву на доступ к информации.

Улучшение ситуации в Украине на пять пунктов также связано с некоторыми оговорками. Впервые Freedom on the Net исключил из анализа территории на Востоке Украины. Новая администрация президента Владимира Зеленского также осуществила более ощутимые улучшения, такие как отмена требований лицензирования телекоммуникационных услуг, которые исторически были связаны с коррупцией. Он в значительной степени отказался от прежней практики административной блокировки веб-сайтов.

Китай занимает последнее место в рейтинге Freedom on the Net шестой год подряд. О новых средствах контроля контента и арестах пользователей сообщалось на протяжении всего периода охвата. С началом COVID-19 были использованы автоматизированная цензура, высокотехнологичное наблюдение и широкомасштабные аресты.

Исландия осталась самым стойким защитником свободы в Интернете с высокими показателями доступа, небольшими ограничениями на контент и надежными гарантиями прав человека в Интернете.

Свобода Интернета в США снижается четвертый год подряд. Несмотря на то, что Facebook, Twitter и другие платформы социальных сетей были использованы с большим эффектом для организации гражданского активизма, такого как протесты Black Lives Matter, растущее наблюдение за социальными сетями со стороны федеральных и местных правоохранительных органов подорвало полезность этих инструментов, особенно после того, как несколько человек испытали целенаправленное преследование и даже ложные уголовные обвинения за их сообщения или ретвиты. Интернет-сферу также наводняла дезинформация, связанная как с протестами, так и с COVID-19. Хотя это не повлияло на изменение результатов за год, это выявило коллективную неспособность бороться с манипулированием контентом.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".