Статья
1972 3 ноября 2011 17:00

G20 поставила диагноз экономике

Взоры международного сообщества сегодня прикованы к французским Каннам, куда прибыли лидеры стран-участниц «большой двадцатки», которым предстоит выработать антикризисные меры.

Российский президент прибыл ко дворцу последним из всех участников, поскольку перед заседанием саммита принимал участие в бизнес-форуме «двадцатки».

Перед Дмитрием Медведевым во дворец прибыл президент США Барак Обама.

Выступая на саммите, российский лидер заявил, что страны Евросоюза недостаточно активны в принятии решений по стабилизации экономической ситуации в еврозоне.

«По моим ощущениям, действия наших партнеров должны быть гораздо более активными и более решительными для того, чтобы навести порядок. В противном случае мы будем заложниками этих проблем еще на протяжении длительного периода. И даже всякие отсрочки - будь то референдум или что-то другое, - конечно, не будут идти на пользу для того, чтобы выработать решения по этому поводу», - сказал Медведев.

«Но я понимаю, что это суверенные решения отдельных государств. Нам бы хотелось, чтобы они их принимали как можно быстрее», - добавил он.

Медведев напомнил, что 40-45% валютных запасов России размещены в евро, а потому для нашей страны абсолютно небезразлично, что будет происходить в странах еврозоны.

«Поэтому мы видим роль России в том, чтобы конструктивно и в то же время ответственно помогать нашим партнерам, которые сегодня находятся в сложном положении», - сказал он.

Об этом, по словам президента, шла речь и на саммите БРИКС, который прошел перед саммитом «большой двадцатки».

«Речь шла о том, как нам помочь в этой ситуации нашим европейским партнерам, но сделать это таким образом, чтобы не ослабить наши государства и создать настоящие механизмы стимулирования», - отметил он.

Дмитрий Медведев ранее заявил, что европейские страны должны определиться с источниками финансирования обязательств по поддержке стран ЕС, оказавшихся в критической ситуации.

«Разделение рисков кажется вполне разумными, а заявленные суммы - достаточными для того, чтобы успокоить рынки. Но надо определиться с источниками финансирования этих обязательств. С тем, какова роль МВФ и Европейского центрального банка, а также - что нужно от стран, готовых поддержать европейских партнеров», - заявил Медведев на бизнес-форуме.

Он подчеркнул, что Россия - часть Европы, и ей небезразличны проблемы еврозоны. «Мы будем участвовать в программах финансовой поддержки стран Евросоюза, как минимум через МВФ», - подчеркнул он.

В то же время, по словам российского лидера, «в силу размеров европейской экономики никакая внешняя помощь не может быть определяющей». «Прежде всего, Европа должна помочь себе сама. У Евросоюза сегодня есть для этого все: и политический, и финансовый ресурс, и поддержка многих стран», - отметил глава российского государства.

Главными, по его словам, на нынешнем этапе становятся действия национальных правительств, от которых зависит, «хватит ли принятых решений для полноценной стабилизации европейской экономики».

«Конечно, сейчас все ждут новостей из Греции, хороших, но не экзотических и не популистских. Надеюсь, что ждать придется не слишком долго», - заметил он.

Как отметил Медведев, фундаментальной причиной недоверия рынков к планам оздоровления государственных финансов в странах еврозоны является неопределенность с тем, как сократить долговую нагрузку, превышающую в большинстве стран 80% ВВП, если экономика растет темпом 1-2% в год. «Страны, у которых долговое бремя чрезмерно, должны незамедлительно начинать финансовую консолидацию. Тем же странам еврозоны, которые рассматриваются рынками как "безопасная гавань", было бы целесообразно поддержать спрос и облегчить тем самым положение более слабых партнеров», - считает глава российского государства. 

Президент России, считает, что решение европейский стран о принятии третьего Энергетического пакета вносит путаницу в существующий баланс между поставщиками, транзитерами и потребителями.

«Для нас важно, чтобы соблюдались ранее заключенные договоры. Для нас важно, чтобы те решения, которые принимаются нашими партнерами, в том числе, партнерами по Евросоюзу, были для нас понятными. Вы знаете об отношении нашей страны к так называемому третьему Энергетическому пакету, если говорить о поставках газа: мы считаем, что это решение, которое вносит путаницу в существующий баланс отношений между поставщиками, транзитерами и покупателями», - подчеркнул российский лидер.

По словам президента, никто не любит платить много за газ или нефть, «но здесь должна быть какая-то предсказуемость».

«Я считаю, что мы должны вести себя ответственно, в определенных ситуациях принимать решения, понятные друг для друга. Россия как поставщик нефти и газа должна действовать прозрачно и понятно для покупателей, но в то же время наши партнеры и власти Евросоюза должны принимать такие решения, которые будут правильным образом истолковываться нашими компаниями, а не разрушать то, чем мы занимались последние 20-30 лет», - подчеркнул президент РФ.

Он сказал, что именно поэтому Россия выдвинула специальную Концепцию поддержания энергетической стабильности и безопасности в мире.

Президент напомнил, что Россия была вынуждена приостановить свое участие в Энергетической хартии. «Не потому, что мы против такого инструмента, а потому, что мы считаем, что он отражает только часть интересов - он не отражает полного баланса интересов. Для того, чтобы его достичь, необходимо внести изменения в эту Энергохартию или принять какую-либо новую хартию», - сказал Медведев.

В этом случае, по его словам, Россия и ЕС будут «понимать друг друга, слышать друг друга и принимать ответственные решения».

«Мы к этому готовы. Для России важна предсказуемость на энергетическом рынке в значительно большей степени, чем высокие цены на сырье. Потому что именно в рамках предсказуемости можно планировать развитие», - заключил российский лидер.

Президент РФ на бизнес-саммите «двадцатки» также поделился с коллегами российскими подходами к созданию новой концепции использования и охраны интеллектуальной собственности в Интернете.

«Первое. Государство должно устанавливать определенный уровень правовой охраны объектов авторского и смежных прав в сети Интернет и предоставлять правообладателю возможность выбирать такую модель охраны своего произведения, которая будет наилучшим образом отвечать его интересам», - отметил Медведев.

Во-вторых, по его словам, важным элементом нового подхода к охране интеллектуальной собственности в Интернете «могло бы стать введение презумпции, согласно которой использование объектов авторского и смежных прав в сети Интернет считалось свободным, если правообладатель не заявит об обратном».

«При этом необходимо установление минимального уровня защиты, не требующего заявления правообладателя», - добавил он.

В-третьих, по словам президента, информационные посредники в Интернете при наличии должны нести ответственность за нарушение авторского права и смежных прав на общих основаниях, за исключением ряда особых случаев.

«Реализация предложенных подходов потребует внесения изменений в ряд международных договоров, включая Бернскую Конвенцию по охране литературных и художественных произведений, а, возможно, и отдельного нового международного договора», - заключил глава российского государства.

Накануне в Каннах прошли переговоры лидеров Франции и Германии с премьером Греции. Николя Саркози и Ангела Меркель смогли убедить Георгиоса Папандреу провести референдум по европейскому плану финансовой помощи до конца года.

Наблюдатели отмечают, что лидеры европейских стран настроены крайне решительно. Ранее помощник президента Аркадий Дворкович предположил, что вопрос о ситуации в Греции, который и так стоял на повестке дня, будет обсуждаться лидерами G20 более эмоционально.

В центре внимания глав государств и правительств «группы двадцати» также станут обеспечение занятости, усиление социальной защиты и противодействие коррупции, вопросы энергетики и климата.

Как отметил «Актуальным комментариям» накануне профессор Высшей школы экономики Андрей Хазин, «влияние  экономик тех стран, которые еще  пятнадцать лет назад не входили в тогдашнюю «семерку», а сейчас являются исключительно важными крупнейшими экономиками мира, очевидно растет».

С президентом США Бараком Обамой Медведев будет общаться в рамках заседаний. Об этом сообщил помощник главы государства Сергей Приходько.

В то же время помощник президента РФ отметил, что двусторонняя встреча лидеров России и США пройдет в Гонолулу.

«Мы рассчитываем на полях саммита встретиться с господином Сингхом, Николя Саркози, Пан Ги Муном и Ангелой Меркель», - отметил Приходько.

Выходу из европейского финансового кризиса будет уделяться особое внимание на саммите «большой двадцатки» и российская делегация также будет акцентировать внимание на данной проблематике.

По словам помощника главы государства Аркадия Дворковича, поскольку Европа является ближайшим торговым и инвестиционным партнером России, нестабильность в Европе может вызвать и фазу нестабильности в РФ. «Поэтому президент РФ сделает акцент на сессиях, посвященных обсуждению дел в европейской и мировой экономике. Этому будут посвящены первые два заседания саммита», - цитирует Дворковича «Интерфакс».

Дворкович отметил, что в Каннах Россия будет настаивать на выполнении решений, принятых ранее G20 по ее инициативе, - в частности, об уменьшении дефицитов бюджетов всех стран, а также на решении о предоставлении развивающимся странам больших квот в МВФ.

«Нынешние неопределенности на финансовых рынках, в мировой экономике не должны стать поводом для отказа от тех решений, которые были приняты по перераспределению квот в МВФ. Развивающиеся страны должны получить более высокую долю в принятии всех решений фонда», - заявил представитель Кремля.

По его словам, наиболее важным для финансовой стабильности является решение о снижении бюджетных дефицитов во всех странах. «Мы будем на этом жестко настаивать, будем здесь выступать скоординировано с партнерами по БРИКС. Считаем, что нет никаких поводов отклоняться от намеченных ориентиров», - сказал Дворкович.

Он также напомнил, что президент РФ в последнее время выдвигал ряд серьезных инициатив по энергетической безопасности. «Наша позиция остается прежней: обеспечить стабильность на энергетических рынках, обеспечить надежное снабжение всех стран-потребителей энергии возможно только на основе тех принципов, которые были закреплены на заседании "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге», - отметил Дворкович.

По его словам, именно эту идею на предстоящем саммите будет продвигать президент РФ.

Еще одна инициатива, напомнил он, касалась безопасности добычи нефти на шельфе. «Здесь проведена работа со всеми партнерами, подготовлен механизм обмена новейшим опытом. Мы рассчитываем, что все лидеры "двадцатки" этот отработанный по инициативе России механизм одобрят на саммите в Каннах", - сказал он. По словам Дворковича, этот механизм должен заработать уже в декабре этого года, а на следующем саммите лидеры смогут оценить его эффективность.

Дворкович напомнил также, что ранее Медведев выдвинул предложения, касающиеся установления новых правовых рамок защиты прав на интеллектуальную собственность с учетом особенностей интернет-реальности. По его словам, эти предложения, озвученные на саммите в Довиле, сейчас направляются странам «большой восьмерки» и странам БРИКС, а потом будут направлены нашим партнерам по «большой двадцатке».

В Каннах также будет рассматриваться вопрос председательства в «Большой двадцатки» в 2013 году. На эту роль претендует Россия и Турция.

4 ноября саммит продолжит свою работу, однако Медведев не будет принимать в нем участия, поскольку вернется в Россию, где в этот день отмечается национальный праздник - День народного единства. В Каннах останется российская делегация, в том числе представители Минфина.

Комментарии экспертов

Заявление Медведева на саммите двадцатки оправдано, прежде всего, потому что, России необходимо политически и экономически исходя из глобально-стратегических приоритетов себя в возникшем европейском кризисе как-то себя позиционировать.

Этот кризис затрагивает очень тонкую материю взаимоотношений между государствами. С одной стороны, это, конечно, внутреннее дело Евросоюза - отношения между Германией, Францией и другими членами его с Грецией. С другой стороны, можно говорить об определенном политическом вызове всем остальным европейским государствам. Вызов в том смысле, что либо нужно принять эту модель как некий идеал, вступить, в который нужно стремиться, либо воспринимать как эксперимент пока еще с непредсказуемым исходом и с количеством минусов превышающих возможные плюсы.

То, что Медведев как бы вовлекает Россию в политическое решение этого кризиса, это правильно. Наш валютный запас состоит кроме золота, в евро и долларах. Конечно мы, не заинтересованы ни в коем случае, в том, чтобы наши запасы евро каким-то образом подвергались риску, обесценивались и так далее. Так что, наш резон здесь тоже очевиден.

Мы заинтересованы в стабильности зоны евро до тех пор, пока мы вкладываемся в эту валюту, как в способ сохранения своих резервов. Такой же позиции придерживаются страны БРИКС. Тем самым подчеркивается, что эта грань между развитыми странами и экономиками, которые еще находятся в стадии роста, становится все тоньше. И что, может быть, действительно, в ближайшее десятилетие произойдет некая реконфигурация этой зоны, что называется зоны золотого миллиарда или там центра мировой экономики. И тем самым, Россия, скажем, войдет полностью на равноправных началах в это сообщество, наиболее продвинутых в экономически смысле стран.

В последнее время Европейский союз избегает общения по вопросам энергетического партнерства, особенно после введения так называемого третьего пакета. Он одностороннее пытается закрепить его в национальных юрисдикциях. С экономической точки зрения это достаточно перспективное направление, но, боюсь, в ближайшее время серьезных прорывов здесь ожидать не следует.

Что касается участия перспективы участия стран БРИКС в антикризисном фонде либо в программах поддержки суверенных экономик и банковской системы Европейского Союза, то здесь, конечно же, у Москвы есть свои предложения. Но опять же необходимо придумать схему или модель взаимодействия. Есть модель, например, близкая к Финляндии, связанная с залогами, которые могут застраховать риски. Есть модель, связанная с софинансированием, как с Китаем. То есть, мы должны определиться именно с моделями.

Вполне возможно, что именно Российская Федерация, возглавив «двадцатку», сможет запустить проект реформирования финансовой системы,  что поможет решить проблемы с валютной турбулентностью. Очевидно, что нужны системные изменения, и Российская Федерация, обладая правом делегирования от стран СНГ, может запустить механизмы по реформированию действующей финансовой системы.

Что кается председательства в «большой двадцатке», на что претендуют Россия  и Турция, то шансы у них равны. Понятно, что Турцию будет поддерживать традиционно  США. Может быть, в поддержку Российской Федерации выступят страны Европейского союза. Вполне возможно, чаша весов может склониться в сторону Москвы, прежде всего в связи с  финансовой сферой, которую пока Турция не обозначила.
 

Медведев внес революционное предложение по реформе авторского права на «большой двадцатке». В основе инициативы стоит по умолчанию свободное использование объектов авторского права. Предлагаются новые подходы для реформирования авторского права в документе, который без сомнения является одной из самых смелых и прогрессивных дипломатических инициатив России в глобальном масштабе, которая заинтересует многих в мире. Потому что в данном случае Россия выступает как защитник свободы обмена информацией в Интернете и, в общем-то, как защитник общественного достояния, и как промоутер свободных лицензий. То есть, такого правового режима, при котором люди могут инновационно использовать объекты авторского права.

Я думаю, что в Европе нам в данном случае будет обеспечена поддержка со стороны «зеленых» и  молодежи. Но мне кажется, что в любом случае, не нужно ждать быстрой и легкой победы, потому что реформа авторского права предполагает внесение изменений в массу документов, в которых участвует больше сотни государств. Это процесс, который идет годами, если не десятилетиями. То есть, к сожалению, даже в случае успеха, этой инициативе потребуется довольно много времени, чтобы материализоваться в новые конвенции международные.

На самом деле, думаю, что в данном случае самое главное, что Медведев воспользовался шансом на лидерство. И именно Россия стала страной, которая внесла в международную политическую повестку дня вопрос о реформе авторского права. И, как ни странно, это значит тоже, что наша страна оказалась ближе даже к Европе, к прогрессивным силам Европы и Америки, чем к позиции официальных властей сейчас. И мне всегда очень приятно, когда наша страна выступает на правой стороне.
В целом, в случае успеха, я считаю, что данная инициатива сделает всех людей богаче, потому что они смогут более свободно пользоваться результатами авторского труда. И при этом предложение Медведева не предполагает ущемление интересов правообладателя. Предполагает фактически адаптацию существующего режима авторского права под реально существующие условия интернет-индустрии и интернет-коммуникации.

Страны ЕС сейчас очень заинтересованы в том, чтобы привлечь средства стран БРИКС, у которых есть значительные валютные резервы, в  Европейский фонд финансовой стабильности. Он создан для спасения евро и сейчас активно ищет возможность расширить свою материальную базу. Участие России в этом фонде вполне вероятно. Как сказал Дворкович,  речь идет не об очень большой сумме. Десять миллиардов -  все-таки и в  масштабах фонда, и в масштабах России  не такая гигантская сумма. Этот шаг не будет иметь никаких негативных последствий ни для одной из сторон - ни для дающего, ни для берущего.

Но в Европе говорят о привлечении средств Китая в этот фонд, причем в большем объеме. Это может иметь интересные политические последствия. Китай, таким образом, может получить рычаг воздействия на Европу. И это совершено новая ситуация, которой никогда не было.  На полях «большой двадцатки»  этот вопрос  будет обсуждаться. Думаю, что Россия  не играет ключевую роль и рассматривается в рамках стран- участниц БРИКС.

Если говорить о вероятности председательства России в «большой двадцатке», думаю это возможно, но не в ближайшее время, т.к. роль России  в «двадцатке» не так велика. Конечно, роль Южной Кореи, которая председательствовала до Франции, тоже не гигантская. Но это был жест в адрес средних экономик Азии.

Думаю, что России придется пока подождать,  и вопрос председательства не будет приоритетным. Тем более что, президент Медведев, который приедет на «двадцатку», в силу наших внутренних обстоятельств, будет восприниматься партнерами и собеседниками как уже бывший президент. Мне не кажется,  что с ним это вопрос не будут серьезно  обсуждать.

На председательство претендует и Турция. Учитывая экономические и политические расклады, Турция имеет больше шансов. Она очень активна,  безумно амбициозна,  ее роль в мире и как минимум в регионе  резко растет. Так что у Турции шансов больше получить председательство.

Россия отличается от некоторых своих партнеров по БРИКС, например, таких как Китай. В Китае есть достаточный объем свободного инвестиционного капитала. О России этого не скажешь. Она испытывает дефицит инвестиционного капитала. Свободного инвестиционного капитала в стране не так много. К тому же, Китай осуществляет экспорт капитала на фоне очень активной политики внутренних инвестиций. У нас внутренние инвестиции в основной капитал не дотягивают до той планки, которая была индикатором реальной модернизации. И об этом, кстати, говорили наши премьер и президент совершенно справедливо.

Поэтому, мне представляется, не дотянув до этой планки внутренних инвестиций, нам на государственном уровне осуществлять экспорт капитала не очень нужно. Другое дело, что он сейчас уже осуществляется. Он осуществляется в том плане, что Россия покупает американские ценные бумаги. Это решение в значительной степени имеет политическую мотивировку, как внешнеполитическую, так и внутриполитическую.

Опять же, из политических соображений Россия, наверное, может диверсифицировать в сторону европейских ценных бумаг свои вложения. Наверное, это где-то возможно, но для этого европейцы, в свою очередь, тоже должны предложить финансовые инструменты достаточно надежные и привлекательные. 

Возвращаясь к вопросу о совместном выпуске еврооблигаций, в котором была бы консолидированная ответственность стран еврозоны. Уход в такие финансовые инструменты в принципе мог бы иметь смысл примерно такой же, как и покупка американских ценных бумаг. Потому что это было бы более или менее вложением надежным. А выкуп облигаций проблемных стран, типа Испании, о чем шла речь в российской прессе, на мой взгляд, было весьма странным решением.
Поэтому, действительно, много зависит от того, о каких именно финансовых инструментах идет речь. Это во многом зависит и от Европы, пойдут они по пути выпуска совместных еврооблигаций. Если они не идут по пути предоставления фактически дополнительных гарантий внешним инвесторам, то почему внешние инвесторы должны идти им навстречу?

Но, в любом случае, на мой взгляд, приоритетом должно быть развитие внутренних инвестиций, и даже если бы Россия активнее инвестировало в европейские ценные бумаги, то от кризиса это Европу не спасет. Наши деньги  будут каплей в море европейского кризиса.
Роль Китая в этом процессе может быть значительной, польза, потому что у него большие капиталы, и он уже осуществляет экспансию. Он может быть заинтересован в том, чтобы использовать это как хороший момент для экспансии. А другие страны БРИКС, Россия,  Бразилия, и ЮАР никаких сопоставимых планов и возможностей осуществления глобальной экспансии просто не имеют.

Что касается предложений России по энергетической безопасности, не думаю, что кризис в Европе станет для них поводом пересматривать политику демонополизации и диверсификации энергетического рынка, которую они реализуют достаточно давно. Политика давно сформирована и давно реализуется. Возможно они ее частично пересмотрят, если увидят, что демонополизация может иметь обратный эффект и приводить не к снижению цен, а к повышению.
Например, были исследования по поводу того, какова конечная цена на газ для потребителей, для конечного потребителя. И выяснилось, что в тех странах, которые фактически на 100% зависят от российского рынка газа, например, страны Прибалтики или некоторые страны Восточной Европы, это цена существенно ниже, чем в тех странах, где рынок более диверсифицирован, или где российское присутствие незначительно. Нет четкой линейной зависимости между степенью монополизации газового рынка и конечной ценой на газ для потребителя. Все немножко сложнее. Поэтому какие-то внутренние сложности, противоречия, могут привести к коррекции позиции европейцев. Пока, повторю, они полны решимости доводить до конца вот эту тему диверсификации энергопоставок и демонополизации рынка, что будет бить и по «Газпрому» и по некоторым другим крупным корпорациям, в том числе и европейским.

Напомню, была тема ратификации Россией Европейской энергетической хартии и протоколов к ней, которые обяжут Россию совершенно иные транзиты применять. Россия этого не делает, но она предлагала свои альтернативы. Эти альтернативы по сути даже не обсуждалось. Я думаю, что с инициативой о Конвенции по энергетической безопасности, предложенной нами, будет то же самое. Это могут вежливо выслушать, но я думаю, что это не будет иметь серьезных последствий.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".