Статья
433 27 марта 2009 16:31

ГД приняла сразу во втором и третьем чтениях закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ. Средства Резервного фонда предлагается направлять на финансирование дефицита федерального бюджета.

Госдума на заседании в пятницу приняла сразу во втором и третьем чтениях закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Документ, в частности, приостанавливает до 2013 года действие норм кодекса, ограничивающих размер дефицита федерального бюджета 1% ВВП, ненефтегазового дефицита бюджета - 4,7% ВВП, а также нормы, в соответствии с которой средства Резервного фонда могут направляться только на финансирование нефтегазового трансферта, передает «Интерфакс».

Средства Резервного фонда предлагается направлять на финансирование дефицита федерального бюджета, который в 2009 году без учета средств Фонда национального благосостояния прогнозируется на уровне 7,4% ВВП.

Также документ предусматривает переход в 2009 году от трехлетнего бюджетного планирования к годовому.

Еще один блок поправок касается расширения возможности предоставления дотаций местным бюджетам. Так, предлагается временно отменить ограничение по предоставлению межбюджетных трансфертов в размере 10% от общего объема трансфертов.

Также закон предоставляет возможность госкорпорациям Фонд содействия реформированию ЖКХ и Роснанотехнологии возвращать в федеральный бюджет субсидии, предоставленные им в виде имущественного взноса РФ.

Кроме того, предполагается возможность приостановки в 2009 году требования Бюджетного кодекса о предоставлении в составе материалов, вносимых одновременно с проектом федерального бюджета в Госдуму, реестра расходных обязательств и отчета о реализации долгосрочных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы.

Законом предусматриваются также поправки в Таможенный кодекс РФ, обеспечивающие перечисление таможенных платежей напрямую в федеральный бюджет, минуя промежуточные счета таможенных органов для учета таможенных платежей. Это позволит ускорить их возможное использование для финансирования расходов федерального бюджета.

Кроме того, предполагается, что обязанность по уплате таможенных платежей может быть исполнена исключительно в валюте РФ. При этом не затрагиваются права участников внешнеэкономической деятельности.

Как пояснил «Интерфаксу-АФИ» первый зампред бюджетного комитета Виталий Шуба, принятие поправок в Бюджетный кодекс РФ создаст правовые основы для внесения изменений в федеральный бюджет 2009 года. Ожидается, что правительство РФ внесет в Госдуму законопроект о поправках в бюджет 2009 года в ночь с 31 марта на 1 апреля. В первом чтении они будут рассмотрены 6 апреля, во втором и, возможно, сразу в третьем чтениях 15 апреля.

Комментарии экспертов

Фактически антикризисные поправки являлись реализацией инициатив Алексея Кудрина. Самое интересное заключается в том, что они фактически дезавуируют все предыдущие достижения министра финансов. Дело в том, что правки предыдущих годов предполагали переход на трёхлетний бюджет, закрепление за резервным фондов соответствующего статуса, как за фондом национального благосостояния. Также там отмечался допустимый трансферт бюджета. В принципе, всё это, включая трёхлетний бюджет и функционал резервных фондов был изменён в бюджетном кодексе.

Понятно, что изменения в бюджетный кодекс были связаны с экономическим кризисом, с пересмотром бюджета, плюс секвестром расходов. В РФ появилось большое количество выпадающих расходов в госбюджете. Для компенсации этих расходов необходимо было использовать средства стабилизационного фонда и его преемников – резервного фонда и фонда национального благосостояния. Для этого необходимо было изменить бюджетный кодекс. Он и предполагает изменение, что резервный фонд можно расходовать при покрытии бюджетного дефицита, причём больше, чем заложено в Бюджетном кодексе. Никто не ожидал таких больших проблем.

Второй момент заключается в том, что были пересмотрены некоторые позиции по трансферту межбюджетных отношений, по трансферту из резервного фонда. Кроме того, важнейшей позицией стала ликвидация трёхлетного бюджета, фактически мораторий. То есть 2009 год мы проживём с одногодичным финансовым планом, с августа уже будет внесён трёхлетний на 2010, 2011, 2012 год.

С чем это связано? Понятно, что в контексте падения цен на энергоносители и абсолютную непредсказуемость экономических рынков планировать бюджет на 2010-2011 год будет нереально. Ранее действовал следующий механизм: на следующий год утверждался бюджет, а на 2010-2011 предполагался финансовый план, то есть предварительное расходование средств, при этом заполнение статьи должно было не превышать определённых процентов. Понятно, что в контексте резкого падения предсказать то, что будет в 2010-2011 году, стало невозможно. Плюс, бюджет составлялся, исходя из реалий середины 2009 года – высоких цен на нефть.

Правительство отказалось от трёхлетнего бюджета и ввело мораторий на его использование. В принципе, все поправки были ранее представлены, они были частично заявлены в антикризисном плане, поэтому никаких проблем с их реализацией не появилось. Вообще тренд заключается в том, что Минфин существенно укрепляет свои позиции в управлении бюджетными средствами. Ранее он получил возможность перекидывать бюджетные средства на следующие года, то есть запуск программ начинать, например, со следующего года, а не 2009-го. Кроме того, он получил колоссальные возможности по трансферту бюджетных средств по субъектам федерации, по различным программам. Таким образом, финансово-экономический кризис может привести к существенному укреплению в аппаратной борьбе позиций Минфина. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".