Статья
9119 20 сентября 2011 9:31

Госдума обсуждает транспорт

В Госдуме состоялся внеплановый «правительственный час» по ситуации в транспортной сфере, на котором выступил глава Минтранса Игорь Левитин.

Ранее все парламентские фракции Госдумы высказались за то, чтобы заслушать отчет министра о ситуации в отрасли в связи с рядом серьезных катастроф, которые случились в последнее время на различных видах транспорта.

Как сказал журналистам в понедельник спикер Борис Грызлов, Игорь Левитин ответит на вопросы депутатов в связи с последними катастрофами, случившимися с теплоходом «Булгария» и самолетом Як-42, в результате которых погибли люди.

«Обсуждение будет достаточно серьезное и плотное завтра, но в редакции «требовать отставки Левитина» «Единая Россия» вопрос ставить не будет», - заявил Борис Грызлов, отвечая на вопросы журналистов.

Спикер сообщил, что вместе с Левитиным участие в «правительственном часе» примут руководители Росавиации и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Между тем лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов заявил журналистам, что фракция требует отставки Левитина.

«Мы считаем, что череда катастроф на транспорте свидетельствует о том, что это министерство, в том числе министр, не справляется со своими обязанностями», - сказал Миронов.

Госдума также собирается в среду внести коррективы в график проведения последующих «правительственных часов» с тем, чтобы пригласить на 7 октября руководителя Федерального космического агентства Владмира Поповкина. Он, по сути, продолжит тему «разбора полетов» - речь пойдет о последних неудачных запусках российских ракет.

В повестку заседания включен законопроект, позволяющий региональным парламентам и высшим должностным лицам субъектов РФ выдвигать своих представителей в Совет Федерации из числа депутатов Госдумы. Как ожидается, он будет принят сразу во втором и третьем чтениях.

Соответствующие поправки вносятся в закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Их автором является глава думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин.

В первом чтении данный законопроект был принят 9 сентября голосами фракции «Единая Россия».

Сейчас членом Совета Федерации может стать действующий депутат регионального парламента или муниципального образования.

В соответствии с рассматриваемыми поправками, власти субъекта РФ - как исполнительная, так и законодательная - смогут выдвинуть в сенаторы только того депутата Госдумы, который на парламентских выборах входил в региональную группу кандидатов в депутаты от данного субъекта. Для подтверждения этого соискатель сенаторского кресла должен будет получить справку в Центральной избирательной комиссии.

Предполагается, что в случае принятия законопроекта новый порядок формирования Совета Федерации начнет действовать с момента его официального опубликования и будет распространяться на депутатов Госдумы действующего, пятого, созыва.

В заключении профильного комитета обращается внимание на то, что «депутат Госдумы является лицом, прошедшим процедуру публичного избрания и представляющим не только органы государственной власти субъекта РФ, но и непосредственно его население».

Комментарии экспертов

На мой взгляд, главная причина практически всех авиакатастроф - общее разгильдяйство.

Но нужно признать, что есть и другие причины. Одна из них - ослабление государственных институтов. В том числе - тех, которые должны гарантировать безопасность. И конечно, во многом нельзя сбрасывать со счетов безудержную погоню за прибылью.

Поэтому вышеперечисленные причины являются системными. Чтобы не было разгильдяйства, нужно в целом в обществе повышать чувство ответственности, чтобы были сильными государственные контролирующие структуры. Таковыми они должны быть во всех сферах, чтобы не было погони за прибылью любыми средствами. В обществе должна потерпеть поражение идеология «Деньги любой ценой».

Нельзя отрицать, что у нас ухудшилось качество подготовки летчиков. Поэтому непосредственная обязанность государства – это восстановление системы подготовки и переподготовки летного состава. Частные компании не в состоянии следить за системой подготовки и переподготовки летного состава, авиадиспетчеров и техников. К тому же, владельцами этих компаний могут быть неизвестные лица, оформленные через оффшоры. Нельзя доверять безопасность людям, которые вам даже неизвестны.

На самом деле, у нас не должно быть авиакомпаний, которые имеют неясных владельцев. И конечно, система подготовки кадров и обеспечения безопасности должна быть не отдана на откуп частным компаниям, а быть сугубо государственным делом.

Это возвращение к госконтролю, который есть и в Америке, и в Британии, и в Германии и во всех нормальных странах. Нужно понять, что у нас государство не слишком много и не слишком мало присутствует в бизнесе. Оно у нас просто не там присутствует. Государство должно заниматься своим непосредственным делом, и, конечно, контроль над безопасностью является приоритетом государства.

Еще один важный фактор – это наличие парка современных самолетов. Сейчас идет борьба по этому поводу. Лоббисты Boeing и Airbus исходят из того, что Россия должна полностью угробить свое авиастроение. Кстати, 20 лет назад советское авиастроение было самым сильным в мире. А они хотят его угробить, потому что прекрасно понимают, что с гражданским самолетостроением тесно связано военное авиастроение и космонавтика. Поэтому мы должны производить свои самолеты. У нас - хорошие самолеты. Разница - только в маркетинге. Наши авиапредприятия, которые многократно грабились с 90-х годов, не могут продавать самолеты в кредит и сдавать их в лизинг. Они могут позволить только продавать их сразу, за наличные, в то время, как западные компании продают свои самолеты в кредит и в лизинг, то есть на более выгодных маркетинговых условиях.

Поэтому необходимо обеспечить наше авиастроение мощными кредитными линиями, чтобы они могли продавать свои самолеты на тех же финансовых условиях, на которых продают Boeing и Airbus.

Это - системная проблема. Возрождение российской авиапромышленности - это не сугубо узкая компетенция министра транспорта. Нужно решать сложные системные проблемы. Разрушена система подготовки летного состава. Левитин ее не разрушал. Разграбили российский авиапром в 90-е годы. Как Левитин может отвечать за это? То есть, нужно решать имеющиеся системные проблемы, а не искать одного виноватого.

Для изменения ситуации в авиации необходимо усилить не только методы государственного контроля, но и создать методы горизонтального контроля. То есть разработать механизмы, когда у коллег, которые в общем-то хорошо знают положение дел друг друга, будет мотивация высказываться относительно ситуации. То есть, кроме государственного контроля, на мой взгляд, необходимо создать саморегулирующуюся организацию, куда будут входить авиакомпании, которые несут солидарную ответственность по страховым случаям.

Если происходят авиакатастрофы, не обязательно с человеческими жертвами, но подрывающие рынок в целом, тогда все будут заинтересованы разъяснить ситуацию, поскольку ответственность несет не одна компания, а все, и деньги - тоже общие.

В случае создания такой саморегулируемой компании врачи, которые проводят медосмотр, будут не на службе отдельной авиакомпании, а вот в этой общей организации. Это касается и технического персонала. Такая форма - гораздо лучше, чем только государственной контроль, еще и потому, что саморегулирующая компания сможет платить людям совсем другие деньги. И контроль по горизонтали будет еще пожестче, чем государственный.

Катастрофы – это общий индикатор состояния транспортной отрасли. У нас колоссальный набор проблем по инфраструктуре транспорта. Это касается и аэропортной сети, и морских портов.

Фундаментальная проблема в транспортной отрасли – человеческий фактор. По этой причине, согласно статистике, происходит 85% катастроф. Сегодня требуется серьезный глубокий анализ ситуации в транспортной отрасли, чтобы к программе, которую реализуют правительство России и Государственная Дума, предложить комплекс дополнительных мер.

Фракция «Единая Россия» настроена как раз на такой анализ в ходе правительственного часа.  Мы против «охоты на ведьм» и назначения ответственным министра транспорта. Проблема эта межотраслевая и более серьезная, чем кадровый вопрос, она системная. Поэтому мы считаем необходимым провести глубокий анализ, предложить эффективный комплекс мер, а не использовать этот «правительственный час» как повод и ристалище для предвыборных политических дебатов. Фракция «Единая Россия» не будет поддерживать предложение некоторых депутатов и фракций об отставке министра Левитина.
 

 Наш народ, каждый житель Российской Федерации, вправе задать один простой и справедливый вопрос – сколько еще нужно жертв, чтобы остановить этот вал катастроф и когда это все  закончится? Судя по отношению государства к нашему транспорту, я думаю, что практически любой может сказать, что запас прочности, заложенный еще советскими авиастроителями, не бесконечен. 

Но как это сделать при таком катастрофическом износе основных фондов, при том, что по нашим оценкам, менее 15% выделяется на отрасль, чтобы ее возродить, при том, что у нас менее четверти аэропортов из 300 оставшихся имеет более-менее современные посадочные полосы? 

Мы считаем, что нашим ответом должно быть очень жесткое в рамках парламентского расследования изучение причин и оснований катастроф, предупреждение их в будущем и самое жестокое наказание всех причастных к этим происшествиям. Однако мы считаем, что поиском крайних и стрелочников спасти транспорт невозможно. И только карательными мерами восстановить доверие народа невозможно также.

Авиация традиционно в России держалась на выпускниках советской школы. Но скажите пожалуйста, как может качественно работать инспектор Ространснадзора при зарплате в 12 тысяч рублей, или инженер-техник, инженер авиационных служб при отсутствии материальной базы осуществлять ремонт судов и поддерживать их летную годность? У нас на всю страну в результате бездарной и хищнической политики по отношению к нашим кадрам осталось всего 16 человек летных инспекторов.  

Глава Минтранса говорит, что недофинансирование отрасли - это основная ее проблема. Давайте пройдемся по выступлению министра и подведем итоги. Он выступил, рассказал, какая в России протяженность дорог, сколько в стране транспорта. Но ответа на наши вопросы он не дал, и мы это сделали за него. У нас несколько крупных авиакатастроф в этом году произошло, и я думаю, что по безопасности можно поставить министерству «двойку». 

Потом, что касается цен на авиабилеты – сегодня перелететь из Москвы в Челябинск стоит дороже, чем перелететь из Москвы в любой город Европы, хотя расстояние до Челябинска намного меньше. 

Затем, железнодорожный транспорт. Вспомним последние две катастрофы в Челябинской области, где сошел с рельсов состав и тот беспрецедентный случай, когда в городе-миллионнике пролился бром, а ведь это могло быть какое-то более опасное вещество. Жители долгое время даже не знали, что произошло, никто их не оповестил. 

Следующее: стоимость перевозок на железнодорожном транспорте. Министр нас успокоил и сказал, что реформа железной дороги только начинается. Мы это понимаем, понимаем, что все впереди. Но, тем не менее, уже были созданы две грузовые компании, которые навязывают грузоотправителям совсем не выгодные условия, при которых стоимость железнодорожных перевозок внутри страны возрастает на 15%-20%, а за пределами страны на 30%, 40% и даже 50%, и это много выше установленных тарифов. 

Следующее –  вы говорите, что нужны деньги на транспорт. В 2009 году вагон продавался за 950 000 рублей, сейчас он стоит 2 миллиона 400, то есть в два с половиной раза за два года. Вы говорите: дайте еще денег, чтобы вагон стоил уже 5 миллионов. Получается, что сколько бы вы денег ни давали, будет стоимость железнодорожного транспорта расти, а количество его не увеличится, а проблема останется. 

Вспомним про автотранспорт. Качество наших дорог всем известно, я отдельно на этом останавливаться не буду. Наш коллега, депутат, задал министру вопрос, знает ли он о размерах откатов на госзакупках, строительстве дорог. Он не ответил на этот вопрос, а хотелось бы, чтобы на этот вопрос в министерстве ответили. 

Приведем еще одну цифру: построена платная дорога Москва - Санкт-Петербург, стоимость  проезда по ней, если помножить 3 рубля 63 копейки на длину дороги - 2,5 тысячи рублей в один конец. А знаете, сколько стоит годовой абонемент на проезд по дорогам Швейцарии на целый год? Вдвое дешевле. Это говорит о том, что сколько бы средств не выделили на строительство и ремонт, все равно качественных дорог у нас не будет. 

Я считаю, что главная проблема у нас не в недофинансировании, а в отсутствии грамотной продуманной политики транспортной отрасли. Следующий вопрос, заданный министру, на который тот не дал определенного ответа, был о том, какие причины нужно исключить, чтобы повысить безопасность на транспорте. Игорь Левитин привел первую и главную проблему – незаконные перевозки. Этот ответ, в том числе, говорит о том, что компетенция сотрудников министерства транспорта не может определяться образованием. Левитин акцентировал внимание на том, что все в министерстве имеют специальное образование. Но я думаю, что здесь дело в другом. И еще: министр попросил поддержки здесь, в стенах Государственной думы. Так вот что я отвечу: мы поддержим Левитина, только если он уйдет в отставку.  

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".