Госсовет по ЖКХ
Президент РФ Дмитрий Медведев провел в Сыктывкаре выездное заседание президиума Госсовета, посвященное реформированию ЖКХ.
Выступления участников заседания затрагивали целый круг проблем, в том числе вопросы работы управляющих компаний. Данные организации осуществляют сбор платежей за коммунальные услуги и располагают возможностью оперировать средствами в своих интересах. Как заявил глава Минрегиона Виктор Басаргин, оборот в сфере ЖКХ составляет 3 трлн и существует соблазн «прокрутить» эти деньги. «В одном только Архангельске за восемь месяцев 2010 года разница между платежами, собранными с населения, и переданными ресурсоснабжающим компаниям составила 300 млн рублей», - привел пример Виктор Басаргин.
В целом же общая задолженность управляющих компаний за ресурсы, потребляемые в сфере ЖКХ, сопоставима с затратами на подготовку к зиме и составляет в год более 170 млрд рублей. «Никакие системы финансирования не смогут заработать, если мы в ближайшее время не поднимем управляемость в ЖКХ. Сегодня 46% граждан признают неудовлетворительной работу управляющих компаний», - сказал глава Минрегиона на заседании президиума Госсовета по модернизации ЖКХ.
Для того, чтобы избежать злоупотреблений, деятельность УК должна быть более прозрачной. Президент России Дмитрий Медведев предложил создать единые муниципальные базы данных. «Люди не должны оплачивать безалаберность коммунальщиков и расхлябанность в системе местного самоуправления. Поэтому есть неплохая идея создания единых муниципальных баз данных. В таких базах могла бы храниться информация по всем направлениям в режиме постоянной актуализации: и об объемах поставленных ресурсов, и об истории платежей», - заявил Дмитрий Медведев.
Внедрение системы не должно приводить к росту платежей, при этом должно позволить контролировать информацию о реальных объемах поставленных ресурсов, потребленных ресурсов, о суммах начисленных платежей, о размерах задолженности.
Президент обратил внимание, что граждане в ряде случаев получают несколько счетов. «Это действует крайне раздражающе. Мало того, что тарифы растут, - к сожалению, это в некоторых случаях неизбежно, - так еще и приносят какие-то липовые или двойные счета. Это уже наша с вами непосредственная ответственность», - подчеркнул глава государства.
На заседании поднимала острая тема финансирования коммунального хозяйства, где накопился большой физический износ. Постепенно, по мнению государства, в отрасль должны приходить частные инвестиции. Нужно продумать систему, где будет понятна роль государства, частного бизнеса и населения в плане инвестирования в сферу ЖКХ.
Дмитрий Медведев призвал активнее создавать условия для бизнеса в этой сфере. При этом, по мнению, главы государства, комплексные программы развития коммунальной инфраструктуры должны быть увязаны с долгосрочными планами развития городов и поселков. «Опираясь на эти программы, частные коммунальные операторы могут тогда планировать инвестиции. Но пока этим инструментом пользуются лишь отдельные территории», - констатировал он.
По итогам обсуждений, где был обрисован круг проблем отрасли и предложены механизмы регулирования сферы ЖКХ, президент Дмитрий Медведев сформулировал ряд поручений.
Одно из таких – внести в Госдуму до 1 марта 2011 года законопроект о водоснабжению и водоотведению. По Фонду поддержки реформе ЖКХ президент заявил, фонд себя положительно зарекомендовал и будет принято решение о продолжении его работы. «Если будет приемлемая финансовая ситуация в 2011 году, то мы сможем дофинансировать те программы, которые уже осуществляются. Фонд нужен до тех пор. Пока мы не создадим механизмы частных инвестиций».
Подводя итог заседанию, глава государства призвал обратить внимание на вопросы регистрации имущества в России. По его словам, за 20 лет «перестройки» не появилось четкого представления не только, чем владеет бизнес, но и чем владеет государство. Это положение нуждается, по мнению, Дмитрия Медведева в исправлении.
Завершая работу президиума Госсовета, Дмитрий Медведев упомянул о программе газификации страны, над которой он работал еще будучи в руководстве Газпрома. Президент призвал подходить к реализации любых программ «с умом», чтобы не везти газ в отдаленные деревни, где остались два дома, а снабжать этих жителей электроэнергией по особым тарифам.
Напомним, что тема качества услуг ЖКХ была объявлена одной из ключевых в работе президента с региональными властями.
За прошедшие почти два месяца глава государства провел целый ряд мероприятий, на которых шла речь именно о проблемах в коммунальном хозяйстве страны. В частности, в начале октября он созвал заседание Совета по развитию местного самоуправления, которое практически полностью было посвящено ситуации в ЖКХ малых городов, а также ответственности муниципалитетов и эксплуатационных компаний.
По итогам совета президент поручил правительству и региональным властям разработать правовые механизмы регулирования отношений в сфере строительства, содержания и капремонта внутриквартальных дорог и подъездов. Правительству было поручено сформулировать предложения по определению нормативов благоустройства территорий в муниципальных образованиях. Кабинет министров также должен был сформулировать перечень составов административных правонарушений в сферах благоустройства и обращения с отходами. Отдельное поручение касалось розничного ценообразования на газ, используемый для центрального отопления в жилых домах и продаваемого ТСЖ.
26 октября на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию в Нижнекамске Дмитрий Медведев потребовал от губернаторов представить детальные отчеты о том, что делается в сфере ЖКХ в их регионах.
29 октября президент провел видеоконференцию по результатам выполнения его поручений в сфере ЖКХ. Тогда же он принял решение о продлении работы Фонда по содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства до 1 января 2013 года.
Проблемы коммунального хозяйства Дмитрий Медведев обсуждал в ходе поездок по стране не только с местными руководителями, но и с простыми россиянами. А накануне заседания президиума Госсовета президент в режиме видеоконференции провел личный прием граждан по этой теме.
Дмитрий Медведев отметил, что примерно каждое 15-е обращение, поступающее от в его адрес, связано с темой ЖКХ: людей волнует рост тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приходят жалобы на перебои в газо-, водо- и теплоснабжении, на отсутствие капремонта в домах.
При этом президент обратил внимание на то, что большинство таких жалоб (около 80%) относится к компетенции региональных властей и органов местного самоуправления. Люди, вышедшие на связь с приемной президента, тоже говорили о проблемах с устаревшим тепловым оборудованием в их населенных пунктах, о плохом уличном освещении, о плохом электро- и водоснабжении, о необходимости срочного ремонта жилого фонда.
Центр контролирует эту ситуацию с вопросом подготовки к зиме. Регионы регулярно отчитываются, а Минрегион собирает данные. Все делается для того, чтобы не допустить каких либо чрезвычайных ситуаций в осенне-зимний период. Это еще важно особенно потому что следующий год предвыборный и сейчас федеральная власть предпринимает массу усилий для того, чтобы снизить потенциальные риски дестабилизации.
ЖКХ - это всегда риск, т.к. что проблемы коммунального хозяйства – социально значимые проблемы, это то, с чем люди сталкиваются непосредственно, что сильно влияет на их предпочтения и электоральные настроения в целом.
В марте буду выборы в регионах, поэтому тема социальной политики будет звучать достаточно отчетливо. Очень важно не допустить каких-либо волнений. Поэтому поставлена задача, например, контролировать повышение тарифов. «Единая Россия» занимается этим в рамках подготовки к выборам, мониторинг проводится по регионам, случаи повышения тарифов проверяются на предмет обоснованности, чтобы не было такого.
Это очень важно, потому что люди, как правило, получают новые данные после Нового года и иногда могут быть неприятно удивлены. В прошлом году протестная в регионах началась именно с темы ЖКХ - Калининград, Самара, Иркутск, региональные многие центры. И не всегда это происходило конструктивно, потому что есть несистемная оппозиция, которая стремится такие вещи использовать в своих интересах. Задача – этого не допустить. Поэтому мониторингом, я думаю, могут заниматься и другие партии, но «Единая Россия» уже эту работу проводит.
Что касается реформы в целом, то есть решение продолжать. Будет продлен срок действия Фонда содействия реформе ЖКХ. Он должен был быть до 2012 года, но Фонд будет работать, скорее всего, до 2014 года как минимум. То есть финансирование здесь будет продолжено со стороны центра.
Кроме того, ведутся переговоры с Газпромом по инициативе федеральных властей о том, чтобы не было серьезного роста цены на газ для населения. Для Газпрома это будет социальная инициатива, т.к. прибыль компании здесь уменьшится.
Что касается реформы самых главных направлений, то ключевой момент - энергоэффективность и внедрение технологий, сберегающих ресурсы. Ццентр стремиться стимулировать региональные власти к этому, и они будут отвечать за ситуацию.
Для успеха реформы поставлена задача информировать население, потому что пока люди сами не осознают, что технологии им не просто навязываются, а они им выгодны, они им нужны, потому что позволяют экономить и тепло, и воду и другие ресурсы и платить меньше за те услуги, что они получают. Вот пока этого осознания не будет на массовом уровне, конечно об успехе реформы говорить не приходится.
В сфере ЖКХ работает огромное количество частных компаний. Другое дело, что многие ЖЭКи превратились в частные управляющие компании, просто переквалифицировались в управдомы. Наряду с ними есть и большие компании, которые владеют канализациями, водоканалами, электроэнергией, т.е. бизнеса в ЖКХ много, но особого результата мы не видим.
В этой области существует несколько проблем - большая техническая отсталость и слабая платежеспособность населения. Весь бизнес строится на том, что окончательный платеж должен быть со стороны людей - владельцев квартир, получателей воды и услуг канализации. Но у нас настолько не развита финансовая система, система получения платежей, что жильцы могут такую нагрузку не потянуть.
Из своего опыта могу сказать, что завод шампанских вин в Абрау-Дюрсо обсуждает с городом Новороссийск аренду канализационной сети. Управляющая компания, которая отвечала за канализацию, инвестициями не занималась, также средства в коммуникации не вкладывали ни город, ни государство. При этом канализация находится в таком состоянии, что если что-то произойдет, то на нас, как градообразующее предприятие лягут все рекреационные риски.
.
Поэтому мы хотим взять на себя эту ответственность и реконструировать канализацию, мы также будем строить новую генерацию для производства электроэнергии для себя и для поселка. Кроме того, хотим взять на себя и воду, потому что мы сегодня добываем воду через скважины, а потом продаем местному водоканалу - компании, которая сегодня занимается ЖКХ. Они добавляют свои 300процентов и пытаются продавать воду населению.
Вопрос, зачем это нужно нам, если воду добывает предприятие, а население состоит из его сотрудников. Таким образом мы пытаемся вникнуть в эту тему.
Опыт показал, что от управляющих компаний, которые идут в эту отрасль просто зарабатывать, толку мало.
Рыночными методами заставить вкладывать в ЖКХ можно – например, продавать всю эту коммунальную инфраструктуру на условиях обязательного инвестирования. Но частные руки они попадают во много благодаря взяткам чиновникам. Ведь управляющая компания только формально частные, а на самом деле за ними стоят те же чиновники и бюрократы. И поэтому это все продукт коррупционных схем, а не настоящий бизнес. Нужно снимать эту монополию, снимать эту бюрократию и выходить на чистые, нормальные отношения.