Грубейшее нарушение
профессорДмитрий ЛабинЖителям Крыма уже начали оформлять российские загранпаспорта. Однако для того, чтобы получить шенгенскую визу, проживающим на полуострове гражданам необходимо будет сперва поехать за визами в консульства европейских стран в Киеве, что не гарантирует им получение соответствующего разрешения на выезд в Европу.
Подробнее — в материале «Невъездные».
Профессор кафедры международного права МГИМО, доктор юридических наук Дмитрий Лабин в интервью «Актуальным комментариям» прокомментировал возможные трудности в выдаче шенгенских виз жителям Крыма и о тенденции в отношениях между Россией и государствами ЕС.
«Конечно, отказ в выдаче виз жителям Крыма противоречит шенгенским соглашениям, потому что, насколько я знаю, европейцы могут читать соглашение ещё более глубоко и детально. Шенгенское соглашение не предусматривает возможностей вводить ограничения в отношении отдельных категорий граждан третьих стран.
В данном случае жители полуострова являются гражданами Российской Федерации. И, естественно, если крымчанам отказывают в выдаче шенгенских виз — это прямая дискриминация отдельных граждан РФ, что не соответствует тем нормам международного соглашения, которые существуют между нашими государствами.
Те ограничительные меры, о которых мы говорим, и которые называются в прессе санкциями, в общем-то вводились на индивидуальной основе, и касаются только отдельных лиц и предприятий. Исходя из этих списков, можно увидеть порядка 50. То есть они не касаются граждан Крыма только лишь потому, что они там зарегистрированы по месту жительства. Это предприятия — такие, как "Сбербанк", "Роснефть" и другие мощные крупные предприятия, и отдельные лица — граждане РФ, которые входят в так называемый ближний круг Путина. Все граждане Крыма вряд ли входят в этот круг. Поэтому в данном случае я не видел документов, на основании которых бы вводились какие-то ограничения в отношении жителей Крыма.
Безусловно, если будут иметь место факты отказов в предоставлении шенгенских виз, и если они будут носить массовый характер, то это будет грубейшим нарушением норм международного права.
Во-первых, в современном обществе не обязательно иметь гражданство и жить в этом государстве. Есть много россиян, которые живут в Европейском Союзе, но им не предъявляют претензии, что они живут не там, где, по мнению европейцев, они должны жить. Тем более что российская Конституция предусматривает свободу передвижения. Сегодня он в Крыму живёт, а завтра он может жить в Москве или на Дальнем Востоке. Это его личное право. Европейцы не могут на это никак влиять. Я понимаю, конечно, с чем это связано — с провозглашением независимости и последующим воссоединением с Россией. Но насколько я знаю, пока у европейцев нет никакой правовой основы, чтобы такие ограничительные меры вводить.
Если этот случай произойдёт, то есть стандартная процедура, поскольку европейские государства демократические и предусматривают возможность всеми доступными средствами защищать свои права. Ведь и в Москве тоже есть отказы в выдаче шенгенской визы, они могут, по сути, ничем не обосновываться формально. Но это не означает, что их нельзя оспорить. Поэтому эти решения оспариваются. Либо подаётся апелляция в то консульство, которое занималось выдачей. Если опять ответ неудовлетворительный, то нужно оспаривать уже непосредственно обращением в национальный суд или соответствующие органы юстиции. Это затратно, но, возможно, если будет угроза того, что такие действия будут иметь массовый характер, то юрист возьмёт эти дела и доведёт их до логического завершения, чтобы доказать, что в данном случае это нарушение прав российских граждан.
Во-вторых, несмотря на такое охлаждение в торгово-экономических отношениях между государствами Европейского Союза и России, всё-таки это сотрудничество у нас многоплановое. И буквально вчера появились новости о том, что, несмотря на это, европейцы всё-таки работают над упрощением визового режима между Россией и европейскими государствами, и даже вводится возможность оформления туристической визы непосредственно на границе при въезде в страны Европейского Союза. Поэтому эта тенденция говорит о том, что не всё будет решаться так однозначно в данном случае.
Поэтому, я считаю, что если у крымчан и будут трудности с получением виз в страны ЕС, то это вряд ли будет носить коллективный характер. Повторюсь, нет ни одного нормативного обоснования коллективных санкций в отношении группы населения отдельных территорий. Но если такие решения превысят определённую статистическую массу, конечно, это повод для беспокойства в российском правительстве, которое, полагаю, незамедлительно включится в эту ситуацию и, руководствуясь соответствующими положениями двухсторонних соглашений, эту тему обозначит.
С другой стороны, Европейский Союз — это не отдельные политики, которые попадают в прессу, это очень серьёзный и достаточно отлаженный правовой механизм. Европейцы уже строят свой союз больше 60 лет. Они изначально заложили в фундамент именно эти демократические принципы разделения власти. Это и европейский парламент, и европейский суд, и европейская комиссия. Поэтому если даже и будут какие-то отдельные решения приниматься, то есть надёжные, хорошие правовые инструменты, чтобы эти решения отменить или исправить».
Беседовала Елена Миронова
Фото: Сайт Дмитрия Лабина