Статья
6567 20 августа 2019 18:36

Грязная нефть «Дружбы»: как «Транснефть» пытается уйти от ответственности

«Транснефть» пытается переложить с себя ответственность за загрязнение нефтяного трубопровода «Дружба», а также усложнить контроль за качеством нефти, поступающей на экспорт. К такому выводу пришли авторы доклада о причинах и следствиях апрельского инцидента главный редактор газеты «Промышленные ведомости» Моисей Гельман и управляющий партнер юридической фирмы ЕМПП Сергей Егоров.

Краткая хронология

19 апреля 2019 года в Белоруссии было зафиксировано повышение уровня содержания хлоридов в поступающей из России нефти. После этого Белоруссия, Польша, Чехия и другие страны временно прекратили поставки российской нефти. Глава «Транснефти» Николай Токарев на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным 30 апреля сказал, что некачественную нефть в нефтепровод «Дружба» намеренно сливало частное самарское предприятие-коллектор «Самаратранснефть-терминал». Всего, по данным ОАО «Гомельтранснефть Дружба», в нефтепроводах России, Белоруссии, Украины и Польши скопилось 5 млн тонн некачественной нефти.

Контроль качества

Все поставки проходят несколько этапов контроля качества. Сначала нефть перекачивается в буферные емкости-хранилища перекачивающих станций, каждая из которых оснащена пунктом измерения и контроля качества нефти. Именно здесь выдается паспорт качества нефти.

Контроль качества нефти производится «Транснефтью», эта услуга включена в стоимость транспортировки нефти, отмечают эксперты. Кроме того, в сливной трубе каждого хранилища установлен промышленный автоматический анализатор качества нефти. В случае превышении допустимых концентраций реагентов (или другого несоответствия ГОСТ), по сигналу анализатора слив нефти автоматически перекрываться.

На территории России действуют 24 нефтеперекачивающие станции, включая четыре головные производственно-диспетчерские станции: «Лопатино» (в условном начале магистрали в Самарской области), «Клин», «Никольское», «Унеча» (на границе с Белоруссией). Общий объем резервуарных парков всех станций — 3 млн. кубометров или 2,505 млн. тонн нефти.

Объемы загрязнения

По расчетам экспертов, в трубопроводах «Транснефти» было загрязнено 7628 км труб — это по 3814 км в каждой линии магистрали. Также авторы доклада рассчитали скорость доставки нефти. Длина нефтепровода от Самары до первой польской нефтеперекачивающей станции «Адамова застава» вблизи белорусско-польской границы составляет 2233 км. Значит нефть от Самары до Польши движется около 12-15 суток. При этом конец загрязненного потока длиной более чем в 3000 км оказался в сливном узле на станции «Лопатино» в то время как его начало вышло за западные границы Белоруссии, и оказалось в Польше и Германии, где пострадали по два НПЗ.

Для того, чтобы слить в нефтепровод такие огромные объемы некачественной нефти с одной станции, по расчетам экспертов, понадобилось бы практически пять лет. Через узел слива, принадлежащий «Нефтеперевалке», можно принимать и сдавать на транспортировку в перекачивающую станцию «Лопатино» не более 1 млн. тонн нефти в год, то есть в среднем около 2800 тонн в сутки, а общая емкость 16 резервуаров «Лопатино» составляет 480 тысяч кубометров, но для слива в нефтепровод используется только один — емкостью 30 тысяч кубических метров.

Все эти факты говорят о том, что версия «Транснефти» об умышленном «сливе нефти, которая не прошла товарную подготовку» через узел слива, принадлежащий компании «Нефтеперевалка», о которой глава компании Николай Токарев, является несостоятельной.

Выводы

Это значит, что «грязная нефть» сливалась в трубу на всем маршруте и на протяжении длительного времени. Примечательно, что ни на одной из 15 станций, расположенных по ходу движения «нефтяной пробки», не сработали датчики, анализирующие качество нефти.

Провернуть столь продолжительную и масштабную диверсию силами нескольких сотрудников дочернего общества довольно трудно, считают эксперты.

Кроме странных обстоятельств загрязнения трубопровода «Дружба» эксперты отметили инициативы «Транснефти», которая пользуется статусом транспортной монополии и пытается получить в операционное управление пункты сдачи и приема (ПСП) нефти в трубопроводную систему. Сейчас из 237 узлов компании принадлежат только 85, остальные 152 — нефтяникам и другим структурам. «Транснефть» же хочет получить контроль за всеми пунктами.

Стремление транспортной монополии единолично распоряжаться нефтяными потоками вполне понятно, ведь для «Транснефти» это — отдельный вид бизнеса: по данным следствия, за временное отключение приборов учета сотрудники «Транснефти» просили от 100 до 200 тысяч рублей. Учитывая объемы нефти, ежедневно перекачиваемые через систему «Транснефти», суммы таких дополнительных поступлений могут быть вполне сопоставимы с официальным бюджетом монополии.

Учитывая тот факт, что компания допустила такую ошибку, которая нанесла серьезный финансовый и репутационный ущерб России, эксперты считают нецелесообразным расширять полномочия «Транснефти».

1 июля 2022 Новости
Котировки «Роснефти» устремились вверх на корпоративных новостях
 Котировки «Роснефти» устремились вверх на корпоративных новостях В начале пятничных торгов на Московской бирже акции «Роснефти» взлетели на 8% (391,85 руб. на открытии против 362,25 руб. на закрытии 30 июня) на фоне новостей о выплате рекордных дивидендов за прошлый год.
30 июня 2022 Новости
«Роснефть» открыла крупное нефтяное месторождение
 «Роснефть» открыла крупное нефтяное месторождение «Роснефть» открыла новое нефтяное месторождение — Мадачагское — на шельфе Печорского моря. Это одно из самых значительных открытий на российском шельфе за последнее время. 82 млн тонн извлекаемых запасов нефти были поставлены на баланс Государственной комиссии.
22 июня 2022 Новости
На АЗС «Роснефть» установили первую зарядную станцию для электромобилей в Бурятии
 На АЗС «Роснефть» установили первую зарядную станцию для электромобилей в Бурятии На АЗК «Роснефти» в Бурятии появилась первая зарядная станция для электромобилей. Станцию установили в Улан-Удэ по адресу ул. Бабушкина, 156, при выборе места учитывались мнения владельцев электромобилей.
© 2008 - 2022 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".