Статья
3211 11 февраля 2021 17:01

Инновационные войны

С первых дней холодной войны Соединенные Штаты были мировым лидером в области технологий. В течение так называемого «американского века» страна покорила космос, возглавила Интернет и принесла миру iPhone. Однако в последние годы Китай предпринял впечатляющие усилия, чтобы претендовать на роль технологического лидера, вложив сотни миллиардов долларов в робототехнику, искусственный интеллект, микроэлектронику и многое другое. Пекин играет в более изощренную игру, используя технологические инновации для достижения своих целей, не прибегая к войне. США приближаются к концу своего мирового лидерства, открывая к нему беспрепятственное восхождение Китая, пишут эксперты по национальной безопасности Кристофер Дэрби и Сара Сьюэлл на страницах Foreign Affairs.

Стратеги США призывают правительство действовать более активно, чтобы сохранить лидерство государства в области технологий. Например, увеличить расходы на исследования и разработку, ослабить визовые ограничения и развивать больше отечественных талантов, а также налаживать новые партнерские отношения с представителями отрасли внутри страны, а также с друзьями и союзниками за рубежом. Но проблема намного глубже, считают авторы статьи. В США не понимают, какие технологии важны и как стимулировать их развитие. Поскольку национальная безопасность приобретает новые масштабы, а конкуренция великих держав переходит в другие области, представления и политика правительства отстают. Кроме того, частный сектор в одиночку не сможет справиться со всеми технологическими потребностями безопасности страны.

В первые десятилетия холодной войны Соединенные Штаты потратили миллиарды долларов на развитие своей научной инфраструктуры. К 1964 году на исследования и разработки приходилось 17% всех дискреционных федеральных расходов. Тесно сотрудничая с академическими кругами и компаниями, правительство финансировало широкий спектр фундаментальных исследований, т.е. исследований без конкретного конечного предназначения. Целью было создать технологическую основу, понимаемую в первую очередь как возможность защиты от традиционного и ядерного оружия. Государственные инвестиции породили передовые возможности, которые подкрепляли военное превосходство Соединенных Штатов, от сверхзвуковых реактивных самолетов до атомных подводных лодок и управляемых ракет. Технологии с поддержкой GPS, подушки безопасности, литиевые батареи, сенсорные экраны, распознавание голоса — все это появилось благодаря государственным инвестициям.

Но со временем США стали терять позицию лидера в сфере инноваций. В 1964 году правительство тратило 1,86% ВВП на исследования и разработки, но к 1994 году эта доля сократилась до 0,83%. Частный сектор стал прикладывать усилия в развитии существующих продуктов, увеличивая функционал или делая что-то быстрее, меньше или сокращая потребление энергии. Компании начали уделять внимание быстро достижимым технологиям с коммерческими перспективами, а не широким областям исследований, где на достижение результата могут уйти десятилетия.

Между тем государственное финансирование исследований продолжало сокращаться по отношению к ВВП. Министерство обороны сохранило единственную самую крупную базу федерального финансирования исследований, но в целом денег стало меньше, и они стали более рассредоточенными по различным агентствам и ведомствам, каждое из которых преследовало свои собственные приоритеты в отсутствие национальной стратегии. Лучших ученых переманили в частный сектор, а собственные научные кадры правительства сократились.

Глобализация также вбила клин между корпорациями и правительством. Американский рынок стал выглядеть менее доминирующим в международном контексте, при этом огромный китайский потребительский рынок оказал особенно сильное давление. Тем не менее, хотя гражданские технологии становились все более актуальными для национальной безопасности, правительство США не несло за них ответственности. Частный сектор внедрял инновации с такой быстротой, за которой правительство едва поспевало. Взятые вместе, все эти тенденции привели к тревожному положению дел: интересы частного сектора и правительства расходятся дальше, чем когда-либо.

Все эти события произошли одновременно с появлением геополитического соперника. За последние два десятилетия Китай превратился в страну, которая не только улучшает технологии, но и создает их. Его доля в мировых расходах на технологии выросла с менее 5% в 2000 году до более 23% в 2020 году. Если текущие тенденции сохранятся, ожидается, что Китай обгонит Соединенные Штаты к 2025 году по уровню расходов.

Китай стал ведущим в гонке инноваций из-за стратегии «военно-гражданского слияния», это управляемые усилия по обеспечению сотрудничества между частным сектором и оборонной промышленностью. На национальном, провинциальном и местном уровнях государство поддерживает усилия военных организаций, государственных предприятий, частных компаний и предпринимателей. Поддержка может поступать в виде грантов на исследования, обмена данными, государственных займов или программ обучения. Это может быть даже простое предоставление земли или офисного помещения; правительство создает целые новые города, посвященные исключительно инновациям.

Огромные государственные вложения в искусственный интеллект также окупились. Китайские исследователи сейчас публикуют больше научных работ в этой области, чем американские. Частично этот успех является результатом финансирования, но большую роль играет кое-что еще: доступ к огромным объемам данных. Пекин способствовал появлению мощных компаний, которые собирают бесконечную информацию о своих пользователях.

Кроме того, Китай проявляет интерес к биотехнологиям. В сочетании с огромными вычислительными мощностями и искусственным интеллектом инновации в биотехнологии могут помочь решить некоторые из самых неприятных проблем человечества, от болезней и голода до производства энергии и изменения климата. Экономические последствия грядущей биотехнологической революции поражают. McKinsey Global Institute оценил стоимость многих потенциальных применений биотехнологий в четыре триллиона долларов в следующие 10-20 лет.

Вашингтон следил за технологическим прогрессом Китая с военной точки зрения, беспокоясь о том, как он повлияет на его оборонные возможности. Но проблема гораздо шире. Стремление Китая к технологическому превосходству направлено не просто на получение преимущества на поле боя, Пекин меняет само поле битвы. Хотя коммерческие технологии, такие как 5G, искусственный интеллект, квантовые вычисления и биотехнологии, несомненно, будут иметь военное применение, Китай предвидит мир конкуренции между великими державами, в котором не нужно стрелять.

Технологическое первенство даст возможность доминировать в гражданской инфраструктуре, на которую опираются другие, что обеспечивает огромное влияние.

Несмотря на меняющийся характер геополитической конкуренции, Соединенные Штаты по-прежнему склонны отождествлять безопасность с традиционными оборонительными возможностями.

Правильно запущенный процесс начнется с того, что специалисты по национальной безопасности называют «оценкой системы». В этом случае анализ состояния глобального технологического прогресса и рыночных тенденций даст политикам информацию, необходимую для работы на основе общих исходных условий. Для начала нужно установить несколько краткосрочных и долгосрочных приоритетов. Например, убедительным кандидатом на долгосрочные инвестиции может быть микроэлектроника, которая важна как для военных, так и для гражданских инноваций, но редко привлекает частные инвестиции. Еще одним долгосрочным приоритетом может стать биотехнологии, учитывая их важность для экономики и будущего человечества.

Что касается инноваций, то, если Соединенные Штаты продолжат проводить существую политику, пострадают их экономика, безопасность и благосостояние граждан. Чтобы сохранить свое технологическое превосходство, стране придется коренным образом пересмотреть причины и способы внедрения инноваций. В противном случае США приблизят конец своего мирового лидерства и обеспечат беспрепятственное восхождение Китая.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".