Инвестклимат: экспертный подход
В Государственной думе прошел круглый стол, в ходе которого депутаты, эксперты и представители бизнеса обсудили предложения президента Дмитрия Медведева по улучшению инвестиционного климата в России, сформулированные им на заседании комиссии по модернизации в Магнитогорске в прошлую среду.
Координатор партии «Единая Россия» по взаимодействию с бизнес-сообществом, депутат Государственной Думы Владимир Груздев предложил дополнить перечень поручений президента бизнесменам.
«Выступая в Магнитогорске, президент Дмитрий Медведев затронул, на мой взгляд, самые важные вопросы, которые касаются модернизации российской экономики. И во многом эти вопросы соприкасаются с теми предложениями, которые были сделаны и «Деловой Россией», и «Опорой России». В частности, было предложено вернуться к обсуждению темы, связанной с выплатой взносов, которые заменили ЕСН», - напомнил Груздев.
Одним из самых важных поручений правительству Груздев назвал просьбу главы государства подготовить предложения о снижении тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование.
«Мы понимаем, что за последние три месяца сборы взносов в ПФР не увеличились, равно как и в Фонды обязательного медицинского, и обязательного социального страхования. При этом мы видим, что многие предприниматели уводят зарплаты “в тень”. И мы видим снижение количества регистрируемых предприятий, которые раньше работали на упрощенной системе налогообложения». Груздев предложил участникам дискуссии обсудить инициативы президента. Озвучить возможные дополнения к ним, чтобы по итогам круглого стола дополнить перечень уже имеющихся поручений предложениями со стороны бизнеса и законодателей.
Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин продолжив дискуссию, заявил, что проблему избыточности госаппарата, его функций, а, соответственно, неэффективности затрат, нельзя решать за счет бизнеса. Инициативы президента по поводу повышения открытости деятельности государственного механизма Плигин назвал наиболее важными. «Партия и клубы партии будут непосредственным образом вовлечены в этот процесс. Мы также будем принимать участие в деятельности рабочих групп по формированию антикоррупционного законодательства, связанных с открытостью расходов из госаппарата, расходов депутатов и членов Совета Федерации», - пообещал он.
Президент организации «Деловая Россия» Александр Галушка заявил, что тезисах Медведева «была сформулирована стратегия модернизации». «Без улучшения инвестиционного климата все разговоры о модернизации останутся только разговорами», - отметил он. Одним из основных тезисов политолог считает введение института уполномоченных по инвестициям. Впрочем, сила мер, предложенных Медведевым, по его мнению заключается в том, что эти меры представлены в комплексе. «Важно, что это единый пакет мер, - подчеркнул Галушко. – И они продиктованы реальными потребностями и нуждами инвесторов и предпринимателей».
Политолог Дмитрий Орлов, в свою очередь, говоря о выводе госчиновников из советов директоров госкомпаний, заявил, что эта мера требует очень серьезного осмысления и достаточно комплексного подхода. «Абстрактно говоря, независимый директор - это прекрасно... Но если он будет голосовать по директиве правительства, то чем, собственно, он отличается от государственного чиновника? А если он не голосует в интересах правительства, то, собственно, в чьих интересах он будет голосовать?» - выразил свои опасения эксперт.
Напомним, на комиссии по модернизации экономики президент произнес жесткую речь в защиту бизнеса и сформулировал 10 первоочередных мер для улучшения инвестиционного бизнеса в России. Среди этих «10-и шагов на встречу инвестициям» были поручения правительству до начала лета подготовить предложения по механизму снижения обязательных страховых взносов, в каждом федеральном округе с мая ввести специальный институт инвестиционного уполномоченного, устранить избыточное влияние госкомпаний на инвестиционный климат и в советах директоров министров и вице-премьеров заменить независимыми директорами.
Прежде всего, Медведев дает ответ с этими тезисами на два вполне определенных к настоящему времени вызова.
Первый вызов - это вывод капитала. Это проблема экономическая, конъюнктурная, но в последние несколько месяцев превратилась в проблему политическую, и инвестиционному сообществу и западному капиталу пора понять, что ситуация будет меняться. Это антикоррупционный вызов, на который президент тоже дал ответ.
Далее, мне не кажется, что стоит ограничиваться инвестиционными уполномоченными в регионах, и, конечно, ими не должны становиться чиновники полпредств. В центре аппарата уполномоченных должна быть довольно мощная группа, я говорил об этом лет 6 назад. Нужна мощная группа, которая будет заниматься разработкой бренда России и целого ряда технологических аспектов его продвижения. Будет заниматься встраиванием в этот проект крупных корпораций, и таким образом, проводить их обновление.
Должны, конечно, появиться инвестиционные уполномоченные за рубежом. И не чиновники должны этим заниматься, а должны этим заниматься специальные инвестиционные компании. Не стоит забывать, откуда приходят наши инвестиции, кто является лидером в этом процессе. Это крупные компании, которые имеют обширные структуры, с которыми нужно правоохранительным органам вести работу. Они помогут привести к пополнению бюджета страны.
По поводу независимых директоров, мне кажется, что введение этой меры требует серьезного осмысления и достаточно комплексного подхода. Абстрактно говоря, независимый директор - это прекрасно, это соответствует мировой практике. Но если независимый директор голосует по директиве правительства, то чьи интересы он тогда защищает? Это только на первый взгляд кажется, что независимый директор будет лучше государственного чиновника. В наших условиях независимый директор, который будет получать от государства некое денежное вознаграждение, допустим, миллион долларов в год. К нему приходит владелец достаточно крупной не государственной корпорации и предлагает ему платить 20 миллионов, чтобы он голосовал в его интересах. Чем эта коррупционная схема будет отличаться от существующей проблемы ? Она будет значительно хуже. Потому что описанную фигуру нельзя будет привлечь к какой-либо ответственности. Независимый директор и порядок его выдвижения должен быть очень тщательно определен. А дальше мы получим то, что было например в 90-х годах, когда коррупционное влияние на власть оказывали мелкие и полукриминальные единицы, поэтому надо очень тщательно в этом разобраться.
Снижение тарифов страховых взносов, по моему мнению, стратегически верная мера. Я убежден в том, что бизнес считает этот налог маркером для усиления инвестактивности. Есть и другие меры. Кроме того, регрессия снижения тарифов страховых взносов, катастрофическая регрессия, недопустима. И по моему мнению, подоходный налог - это базовая нижняя ставка, которую трогать нельзя. Медведев предложил национальную комплексную систему мер.
Населению все равно какой будет инвестиционный климат, поскольку оно не имеет никакого отношения к инвестициям. Это касается бизнеса, а что касается агрессивных критиков власти, кто хочет разложить бюрократию по полочкам, то ассоциации этих людей с тем, что они побудили Медведева к принятию этих решений - абсолютно неверно.
На всех стадиях обсуждения темы страховых взносов (в том числе в формате клубов Партии «Единая Россия») ставился вопрос нахождения компенсации выпадающих доходов малого бизнеса. Способ такой компенсации не был найден, поэтому сейчас мы по предложению президента возвращаемся к формуле, которая предполагает механизм снижения тарифов. В рамках совместного расширенного заседания высшего и генерального советов партии нами был поставлен и вопрос об излишних тратах в рамках госзакупок.
Нам не удалось найти способа компенсации этих выпадающих доходов, и по предложению президента Российской Федерации мы возвращаемся к формуле, которая предполагает механизм снижения тарифов. Одновременно, в течении всего этого времени мы проводили заседания круглых столов не только в Москве, но и в субъектах Российской Федерации по этой теме. По ряду направлений возникают сложности, мы понимали это. Представители малого бизнеса во время встречи со мной в частности в Калининграде ставили вопрос о том, что они вынуждены менять подход к отношению к сотрудникам, они просто были вынуждены увольнять своих работников.
На заседании генсовета и высшего совета партии Единая Россия нами был поставлен вопрос и об излишних тратах или неоправданных тратах в рамках механизма госзакупок. По моим данным, они составляют около одного триллиона. Нужно более детально и предметно оценить количество денежных средств, которое поступает в фонды обязательного пенсионного, социального, медицинского страхования.
В своей законодательной работе мы последовательно выстраиваем механизмы работы госаппарата. Речь идет, в частности, об оптимизации работы судебной, правоохранительной системы и т.д. Такая последовательная работа, которая должна быть продолжена и в следующем политическом цикле – единственное направление развития и выстраивания российской государственности. Эта работа будет продолжена и в следующем политическом цикле. Контроль будет осуществляться, потому что ни один из элементов государственного механизма не существует без избыточностей. Избыточности численной, кадровой. А также избыточность затрат и неэффективность этих затрат, причем, неэффективность эта носит многомиллиардный характер. Избыточность пытается компенсироваться за счет, допустим, бизнеса, активных слоев населения.
Обеспечить поступление недостающих средств в ПФР можно за счет сбалансированности мер по оптимизации системы госзакупок и по снижению ставок взносов. Нужно более детально оценить то дополнительное количество денежных средств, которые поступают на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование в результате увеличения от взносов и, может быть, скорее оптимизировать систему госзакупок в рамках исполнения 94 закона. Может быть, оптимизировать работу госорганов и таким образом выйти на решение вопроса балансирования между процентными ставками, обязательными платежами бизнеса.
Партия и клубы «Единой России» будут также непосредственным образом вовлечены в сотрудничество с рабочими группами по формированию антикоррупционного законодательства, связанных с открытостью расходов из госаппарата, расходов депутатов и членов Совета Федерации
Мне кажется, у любого человека, который разбирается в инвестиционном деловом климате страны, необходимость и правильность тезисов Медведева не вызывает сомнений. При этом, чтобы реорганизация инвестклимата дала толчок новой деловой политике страны, для этого необходимо сделать более глубокие шаги. Я бы особенно выделил 4 тезиса.
Первый пересекается с инициативой президента о снижении налогового бремени. Это не новое предложение. Но для того чтобы все таки получить результат, мы должны создать такие налоговые льготы, налоговые стимулы, которые бы действовали на инвесторов. А для малого и среднего бизнеса я бы предложил создавать налоговые каникулы, и это будет вложением на перспективу, потому что через несколько лет эти люди, которым мы дадим налоговые льготы-каникулы и тем инвесторы, которым мы дадим налоговые преференсы, принесут доход.
Второй тезис о снижении бюрократических препон. Он также пересекается с тезисом президента. Мы предполагаем вести уполномоченных по инвестициях в регионах, и это совершенно правильно. Если они на самом деле будут полноценными уполномоченными, но главная цель не введение такой должности, а упрощение условий настолько, чтобы это быстро позволяло реализовывать инвестпроекты в различных областях максимально быстро. Это снижает возможность для коррупции, потому что большинство бюрократических препон основаны на том клиенте, который «уже созрел».
Третий тезис не пересекается никак с президентским. Это брендирование страны в целом, потому что это нам позволяет показать инвесторам, как мы хотим позиционировать нашу страну, где у нее сильные стороны, и чем она привлекательна. Очень важно брендирование регионов с тем, чтобы каждый субъект РФ был более прозрачным и понятным инвесторам.
Четвертый тезис – последнее из моих предложений. Хочу сказать, что оно очень избито, но и актуально одновременно. Речь идет о безопасности ведения бизнеса в стране. Если 10 лет власти Кубани, скажем, пытаются создать привлекательность в регионе для инвесторов, то одна только ситуация с «Кущевкой» способна перечеркнуть все их планы. После одного такого случая ставится крест на всех тех миллиардных контрактах, которые были обговорены, на всех форумах, олимпиадах и прочих мероприятиях. Чтобы этого не допускать, важно в двух направлениях решать проблему. Первое - это физическая безопасность инвесторов, и второе - это безопасность их собственности, которая должна быть священна.
Опросы показывают, что когда мы говорим об оттоке капитала из страны, жители не считают это таким уж страшным, как отток людей. По опросам, 17 % россиян собрались уехать из страны, а еще 40 не исключают такой возможности. Как мы можем говорить о том, что иностранные бизнесмены приедут в нашу страну , если каждый второй наш бизнесмен собирается уехать? Это главный показатель, без которого мы не сможем добиться успехов.
Наверное выступление президента в Магнитогорске - это одно из лучших заявлений по поводу улучшения инвестклимата, из тех, что мы услышали за последние годы. Медведев озвучил стратегию модернизации и ясно указал на то, что центральное звено в этой стратегии – хороший инвестклимат. Практическая модернизация - это десятки, сотни миллиардов инвестиций каждый год, сотни тысяч рабочих мест, которые в результате этих инвестиций должны создаваться, новых мест рабочих по производительности, а потому и высоко оплачиваемых.
Нельзя не сказать что нам эта стратегия нам очень близка, мы буквально полгода назад подготовили ежегодный экономический доклад от «Деловой России», который так и назывался «За модернизацию кардинального улучшения инвестклимата». Кроме этого, меры предложенные президентом конкретно актуальны и проблемно ориентированы. Это то, что реально волнует бизнес.
Кроме того мы постарались провести предметный и содержательный диалог и с правительством, и с Владимиром Путиным мы об этом говорили. Без содержательного спокойного диалога проблема не может быть решена, и хорошо, что политические решения такого уровня принимаются.
Одна из приоритетных задач - это работа по устранению несбалансированности в системе страховых взносов. Нагрузку на бизнес нужно снижать, а выпадающие доходы компенсировать за счет других налогов, которые не подавляют экономическое развитие и при этом позволяют исполнить социальные обязательства. Дополнительные поступления в значительном объеме может обеспечить повышение акцизов на табак и алкоголь. Если повысить акцизы на табак до среднеевропейского уровня (как указано в Концепции, утвержденной главой правительства) то мы получим дополнительный доход 800 млрд рублей. Это 2% ВВП. Фактически та же сумма, которую хотят получить за счет повышения ЕСН.
Например, Украина (не самая экономически развитая страна), в 8 раз повысила акцизы на табак за последний год. Кроме того, так решается и проблема сбережения здоровья нации.
Очень важна для улучшения инвестклимата инициатива президента о формировании долгосрочного плана закупок госкомпаний. Прозрачность в этой сфере - важный фактор инвестиционной привлекательности.
Важен институт инвестиционных уполномоченных. В регионах этот институт будет ориентирован на связь регионов и центра. Кроме того, должен быть и уполномоченный по правам российских инвесторов и предпринимателей федерального уровня. Важно также, чтобы обязательным стало обсуждение с этим уполномоченным всех законопроектов, затрагивающих интересы бизнеса, с бизнес сообществом.