Статья
2298 24 января 2012 12:45

Иран попал под эмбарго

Совет Европейского Союза запретил импорт в Евросоюз сырой нефти и продуктов нефтехимии из Ирана.

«Этот запрет касается импорта, покупки и транспортировки таких продуктов, как и деятельности банковского сектора и страхового бизнеса, к ним относящихся», - говорится в постановлении, принятом министрами иностранных дел ЕС.

Кроме того, Совет запретил импорт в страны ЕС нефтехимических продуктов из Ирана, а также экспорт в Иран оборудования и технологий для отрасли из ЕС.

Отныне запрещено осуществлять новые инвестиции в иранские нефтехимические предприятия или сотрудничать с ними в рамках совместных предприятий.

Также приняты ограничительные меры и в банковской сфере. Они касаются источников финансирования ядерной программы Тегерана «в связи с возрастающей обеспокоенностью ЕС» относительно целей этой программы.

Комментируя возможные последствия эмбарго для нефтяного рынка и для стран-импортеров иранской нефти, верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон отметила, что «санкции не являются самоцелью». Они, по ее словам, предназначены для оказания давления на Иран, чтобы он вернулся за стол переговоров.

«Санкции постоянно пересматриваются, чтобы удостовериться, что они не имеют обратного негативного эффекта. Нужно также проверять их эффективность… В апреле мы пересмотрим санкции, чтобы удостовериться в их последствиях для политической и экономической ситуации», - объяснила верховный представитель ЕС.

Одним из первых на введение нефтяного эмбарго отреагировал Израиль. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху посчитал это «шагом в правильном направлении, хотя и невозможно заранее предсказать его результат».

В свою очередь, президент США Барак Обама отметил, что введенные Евросоюзом санкции в отношении Ирана свидетельствуют о решимости международного сообщества «ответить на серьезную ядерную угрозу, которую представляет иранская ядерная программа», и заявил, что Вашингтон намерен ужесточить давление на Иран.

Решение европейцев готова поддержать и Япония, сократив объем импортируемой иранской нефти.

Между тем, Россия призвала к взвешенному подходу в решении иранской ядерной проблемы.

Постоянный представитель РФ при Евросоюзе Владимир Чижов в интервью «Интерфаксу» отметил, что решение Совета ЕС было ожидаемо, оно «не удивило, но и не обрадовало» российскую сторону.

«Мы будем всех сдерживать от резких движений, будем добиваться того, чтобы переговоры возобновились», - заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, как только стало известно о введении европейских санкций.

В комментарии ДИП МИД РФ относительно санкций, размещенном впоследствии на сайте ведомства, отмечается, что «речь идет о попытке удушения целых отраслей иранской экономики».

В МИД России считают: «Очевидно, что в данном случае имеют место откровенный нажим и диктат, стремление "наказать" Иран за несговорчивое поведение. Это глубоко ошибочная линия, о чем мы не раз говорили европейским партнерам». «Под давлением такого рода Иран не пойдет ни на какие уступки, ни на какие корректировки своей политики», - говорится в комментарии.

«Создается впечатление, что для некоторых наших партнеров наращивание санкционного давления на Иран становится едва ли не самоцелью, не имеющей ничего общего с решением вопросов иранской ядерной программы», - отмечают в российском внешнеполитическом ведомстве.

«Вместо того, чтобы проявлять максимальную сдержанность и осмотрительность, - а с призывом об этом мы также неоднократно обращались ко всем вовлеченным сторонам, - страны Евросоюза действуют так, что общий конфронтационный тон только усиливается», - отметили на Смоленской площади.

«Мы всегда исходили и продолжаем исходить из безальтернативности политико-дипломатического урегулирования вопросов, связанных с иранской ядерной программой, путем равноправного и взаимоуважительного диалога на основе принципов поэтапности и взаимности», - подчеркнули в МИД России.

Кстати, сам Иран считает, что решение ЕС о введении нефтяного эмбарго не принесет никаких результатов.

«Угрозы, давление и несправедливые санкции обречены на провал. Все это не воспрепятствует работе Ирана над атомной программой, являющейся его фундаментальным правом», - цитирует представителя иранского министерства иностранных дел Рамина Мехманпараста иранское государственное телевидение.

Комментарии экспертов

Надо понимать, что нынешнее решение Европейского союза по эмбарго на иранскую нефть  пока ни к каким последствиям не приведет. То есть, надо иметь в виду, что введен мораторий на заключение новых контрактов с Ираном. Это принципиальный момент. То есть, никто пока отказываться от иранской нефти  в Европейском союзе не собирается. Если учесть, что спрос на нефть в Европе практически не растет, то, естественно, никаких новых контрактов с Ираном заключаться не будет. Надо вспомнить, что ливийская нефть уже перераспределена. Там все контракты заключены. И в этом плане нет ничего страшного. 

К тому же, на самом деле, европейские компании давно уже научились обходить эти запреты. Если говорить откровенно, нужно большое внимание, чтобы следить, откуда нефть и какого происхождения. Потому что Иран может продавать эту нефть по сложным схемам:  формально, эта нефть будет уже закупаться не у Ирана, а у других государств. Поэтому мы видим, что Европейский союз поддался, с одной стороны, давлению Штатов, а с другой  стороны,  он понимает, что убрать полностью Иран с рынка будет довольно сложно. И поэтому вопрос о старых контрактах отложен до мая. Так что практически до 1-го июля никаких действий по отношению старых контрактов  предприниматься не будет. 

Таким образом, до мая мы видим некую передышку. И предсказывать до этого времени цены на нефть  очень сложно, так как непонятно, как поведет себя рынок, реагируя на эти истории.  

На самом деле, с одной стороны, есть эмоциональное ощущение, что ситуация может за месяц несколько ухудшится. С другой стороны, как я уже сказал, до июля, с точки зрения реальных поставок, ничего в мире не измениться. 

Что касается дальнейшей истории после июля, то ситуация совсем непростая.  Представим, например, что старые контракты прекратили действия по решению Европейского союза. В этой ситуации, на самом деле, есть разные варианты развития событий. Есть теория, что мировой рынок нефти настолько сбалансирован, что, в принципе, эта нефть найдет себе выход в другом месте. Я с этой точкой зрения не согласен, потому что все равно мы имеем по продаже очень четкую географию поставок. Европейский союз  - третий  покупатель иранской нефти в мире. Первый покупатель – Китай. Понятно, что Иран попытается увеличить поставки в Китай. Пекин, с одной стороны, готов эту нефть закачивать в стратегические запасы, но полностью эту нефть он выбрать вряд ли сможет.

Особенно если учесть, что под давлением США Япония  (второй потребитель иранской нефти) и Индия тоже могут определенные ограничения ввести. Поэтому здесь, на самом деле, полностью заменить иранскую нефть у Европы не получится. В связи с этим определенные сложности, безусловно, возникнут.

Но самое главное не это, а то, что, если Европейский союз аннулирует действующий контракт с Ираном, это фактически сделает возможным самую жесткую  реакцию Ирана на эти события. Естественно мы имеем виду перекрытие Ормузского пролива. Это, извините, 30-40 процентов мировой танкерной перевозки нефти. То есть, фактически, будет заблокирована вся Саудовская Аравия.

А Саудовскую Аравию заменить на рынке просто не кем, даже в теории. То есть, это будет означать полноценный коллапс мирового рынка. Если мы посмотрим на карту, то  перекрыть Ормузский пролив очень легко. И  никакие  авианесущие группы там не помогут. У Ирана есть ракетное оружие, там надо потопить три –четыре танкера, начнется пожар такой, который сделает невозможным полный проход через Ормузский пролив. И ликвидировать эту ситуацию можно будет только начав полноценную войну с Ираном. 

Готовы ли сегодня Соединенные Штаты к такой войне -  это уже вопрос отдельный. Но, по крайней мере, Европейский союз своим решением такое развитие событий провоцирует. 

Поэтому пока, я думаю, до июля у нас определенная передышка есть (до 1-го июля контракты будут действовать, в любом случае). Но в мае Европейский союз, возможно, определится, а, возможно, не определится, будет тянуть до последнего.

Но еще раз повторю, если решение аннулировать старые контракты будет принято, то бессмысленно  анализировать ситуацию на рынке нефти в терминах спроса-предложения. Потому что  ракетные удары по саудовским танкерам в  Ормузском проливе изменят ситуацию на 100 процентов. Дальше события будут развиваться по вполне понятному сценарию: это война в Иране, это война Ирана в Саудовской Аравии, безусловно. И тогда возможный сценарий нового глобального конфликта  не покажется уже таким фантастическими. 

Для России, по-моему, последствия введения эмбарго на иранскую нефть очевидны. Сокращение количества поставщиков углеводородов в Европу ведет к росту цены на этот ресурс. И чем дольше Иран будет удерживаться в состоянии ограниченных возможностей для продажи сырья, тем больше возможностей появится у России для того, чтобы продать свою нефть, и продать ее тем же самым потребителям, которые покупали нефть у Ирана. Помимо роста цены, соответственно, расширяется  и количество потребителей ресурса. И у России есть возможность выступить в качестве альтернативы Ирану. 

Что касается Ирана, то нужно понимать, что любые санкции против любого государства ведут к проблемам. Факт, что экономика Ирана ориентирована в большей степени на экспорт сырьевых ресурсов, энергетических ресурсов. И, конечно, произошедшее ударит по потенциалу экономики республики и отразится на ее политических и военных возможностях. 

При этом, нужно учитывать и то, что Иран сам шел к тому, что он имеет сейчас. Вся политика Ирана на протяжении последних лет, это в общем-то, последовательное ограничение пространства для маневра и создание таких условий, в ходе которых становится  все сложнее и сложнее выдерживать давление. Никто не отрицает необходимости Тегерана развивать свою ядерную программу с акцентом на ее мирный компонент, но вот линия односторонней конфронтации, она, безусловно, ничего хорошего для исламской республики не несет.  

Никакой трагедии не происходит пока в связи с эмбарго ЕС на иранскую нефть. Иран большую часть своей нефти экспортирует не в Европу, а в Китай или Японию. Что касается Европы, то на нее приходится только  одна четвертая  доходов  от  всех поставок иранской от нефти. И то, в общем-то, пользуются иранской нефтью, в основном, страны южной Европы. А, так сказать, гиганты, такие как Великобритания, Германия, Франция, нефтью иранской не пользуются. Так что, отказ от иранской нефти ничем особо Европе не грозит. К тому же, заменить иранскую нефть можно за счет Саудовской Аравии, которая уже изъявила желание увеличить объемы своих поставок в Европу. 

То есть, в Европе пока все будет нормально, они перетерпят. Иран от всех этих санкций потеряет примерно  одну четвертую своих нефтяных доходов. При определенной изворотливости, гибкости экономической линии эти потери тоже возможно восполнить. Но проблема в том, что Ахмадинежад ни разу, с моей точки зрения, не демонстрировал гибкость ни в одном вопросе, а уж в экономических вопросах тем более. 

В этой связи введение этих санкций, если они сейчас не скажутся фатально на иранской экономике, на стабильности иранского режима, то вполне возможно, что это станет одной из причин, которая в перспективе дестабилизирует режим. 

Скажем так, когда критическая масса предпосылок накопится, наступит определенная дестабилизация. К этому добавим санкции, плюс политическое давление, плюс экономическая нестабильность, плюс очень сложная накаленная обстановка. В результате  вполне возможно, что лет через десять иранский режим, в конечном итоге падет, в том числе, и из-за того, что Европа занимает сейчас такую позицию. 

Относительно того, чем Иран ответит на эти происки Европы, существует множество версий. На мой взгляд, ничем он не ответит. Нечем сейчас Тегерану ответить. Все эти разговоры, что он перекроет Ормузский пролив, что он устроит какие-то демонстрационные военные акции в Персидском заливе,  - это все ерунда. Ну сколько иранский флот проживет после того, как он перекроет Ормузский пролив? Час, или полтора, может быть, максимум. Поэтому говорить, что  Иран что-то предпримет, это  слишком смело. Рисковать из-за потери одной четвертой  своих доходов и флотом и обороноспособностью страны, и вообще стабильностью всего режима - просто глупо.  Связываться Тегерану с Америкой сейчас нельзя, не в том он положении. Поэтому, скорее всего, нет  пока никакого обострения.

Америка пока тоже не решится на военную акцию против Ирана, хотя бы в силу того что, иранские ядерные программы - это только лишь повод для вмешательства. Ничего там такого особенного нет в этой ядерной программе. Не будет там никакой бомбы в ближайшее время, я практически в этом уверен.  Вообще ее не будет, скорее всего. Поэтому, если вмешиваться, то только для того, чтобы скинуть режим и поставить под контроль нефтяные доходы и  всю эту территорию. Но Иран – не Ирак, где американцы возились 10 лет и ничего, в принципе, не добились. 

А в Иране  численность населения почти 70 миллионов, а не 27, как в Ираке.  Да и конфессиональная ситуация гораздо более сложная. Поэтому сейчас проводить масштабную операцию военную немыслимо для Соединенных Штатов в этой ситуации. Они ее просто не потянут.

Поэтому, скорее всего, все останется как есть. А вот на перспективу США и  Европа взяли  курс на постепенное расшатывание режима. Они по этому пути следуют уже достаточно давно. Режим  в Иране так или иначе падет, он будет расшатан путем международного давления и так далее. Что будет дальше? Об этом, как говорится, поговорим тогда, когда уже это будет  актуально. А пока я хочу сказать, что курс взят не на краткосрочное изменение,  а именно на такое  медленное расшатывание. И вот эти санкции нужно рассматривать именно в этом контексте. 

Никто этому противостоять не сможет – ни Китай, ни Россия. Что, мы будем ссориться с США и  Европой из-за Ирана? Нет, конечно.  

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".