Искусственный раскол
В югоосетинских политических кругах нарастает внутреннее напряжение, отчасти связанное с давно накопившимися противоречиями между различными группами влияния,отчасти - намеренно нагнетаемое рядом СМИ и общественных организаций.
Поводом неожиданно оказались споры,предмет которых еще недавно не вызывал в Цхинвале существенных разногласий – речь идет о подготовке нового договора о союзничестве и интеграции с Россией. На сегодняшний день обозначилось два подхода к этому важнейшему двустороннему документу.
Сторонники первого исходят из сложившихся региональных и международных реалий и видят в подписании договора потенциал для долгосрочного обеспечения национальной безопасности, поддержания благополучия республиканского населения и выведения экономики из состояния стагнации.
Их оппоненты, судя по всему, руководствуются достаточно логичной, хоть и несколько циничной моделью поведения. Появление столь значимой дипломатической инициативы они сочли шансом на взятие реванша запрошлые электоральные поражения,вероятно, с целью перераспределения в свою пользу властных полномочий в правительстве.
Соответствующую деятельность можно было бы назвать типичным атрибутом стандартной политической борьбы, если бы не одно «но»: текущая ситуация на постсоветском пространстве предоставила и России, и странам НАТО рычаги для кардинального изменения расстановки сил в закавказском регионе. Если результат взаимных дипломатических усилий Москвы и Цхинвала сведется к закреплению на бумаге банальных формальностей в угоду личным интересам отдельных фигур, возможность преломления инерционного тренда в российско-югоосетинских отношениях будет упущен на годы вперед. В свою очередь, Грузия и ее западные союзники едва ли не воспользуются подобными проволочками для перехвата стратегической инициативы.
Корни возникших сегодня противоречий лежат в предыдущем внутреннем кризисе,дестабилизировавшем РЮО в 2011-2012годах. В тот момент, ради преодоления раскола в обществе Южной Осетии после ухода с президентского поста Эдуарда Кокойты, были предприняты беспрецедентные усилия по стабилизации ситуации. Не без вмешательства России в республике попытались сформировать своего рода правительство национального согласия,в котором наиболее значимые посты получили представители различных конкурирующих партий. В результате этих договоренностей,занявший второе место на выборах Давид Санакоев был назначен министром иностранных дел – несмотря на отсутствие дипломатического опыта и существенного авторитета за пределами РЮО. Собственно, не самые позитивные результаты данного кадрового маневра вскоре стали очевидными – с каждым месяцем в адрес югоосетинского МИДа раздается все больше критических ремарок.
По словам специалиста по кавказской проблематике Евгения Крутикова, в 2014 году «по непонятной, алогичной причине не был использован шанс на признание Южной Осетии со стороны еще двух государств-членов ООН – Эритреи и Южного Судана. Работа в этом направлении не ведется, она провалена; (…) министр иностранных дел Эритреи находился с визитом в Цхинвале минувшим летом по направлению Сергея Лаврова, но МИД РЮО эти переговоры не поддерживал, он в них просто не участвовал.Можно сказать, что он их провалил ничего неделанием». Как добавляет эксперт, «до сих пор не сформулирована концепция внешней политики Южной Осетии, крайне вяло реагировала республика на поведение своего главного оппонента – Грузии. Вообще непонятно, чем занималось внешнеполитическое ведомство в 2014-мгоду, кроме поездок в Москву на мероприятия, проводимые фондом Горчакова».
Заняв достаточно активную позицию вовремя конфликта на Донбассе, возглавляемое Санакоевым министерство не смогло трансформировать в некие конкретные результаты инициативу по признанию ДНР и ЛНР. Впрочем, сегодня Цхинвал обсуждает с Донецком возможность подписания двустороннего договора – также о союзничестве и интеграции. По словам представителя ДНР Александра Кофмана, югоосетинские коллеги дали понять, что он будет заключен сразу после того, как аналогичный документ РЮО «обкатает» с Россией. Такого рода формулировки и подходы также довольно парадоксально смотрятся в контексте тех масштабных задач, которые Москва планирует решать в диалоге с Цхинвалом.
Аналогичного мнения, судя по всему, придерживаются и избиратели Южной Осетии, на последних парламентских выборах оставившие без мандатов партию Санакоева «Новая Осетия». Катастрофическое падение рейтинга непопулярному министру необходимо отыгрывать – отсюда и максимальное запутывание ситуации с проектами договора,вызвавшее столь бурную дискуссию в республиканском Политическом совете.
Создается ощущение, что ценой утраты изначальной смысловой нагрузки, лежащей в основе проработки этого документа, Санакоев пытается сколотить коалицию,манипулируя конфликтами и противоречиями в местном истеблишменте. Сам по себе текущий мини-кризис был спровоцирован легко и изящно: по предложению, в частности, «Новой Осетии» ряд партий, проигравших последние выборы,либо показавших невысокие результаты,обратились к Политсовету с просьбой досрочно опубликовать проект договора (хотя ранее их представители проголосовали против этого). Затем, позитивно отреагировав на де-факто собственное обращение, Санакоев распространил некий разработанный в одностороннем порядке документ, выдаваемый за позицию правительства. Свой поступок министр назвал проявлением гражданской воли, признался,что не согласовывал его с главой Политсовета президентом Тибиловым и развернул кампанию в СМИ, где несогласная с этим решением партия «Единая Осетия» обвинялась в попытке монополизировать процесс принятия решений. При этом скромно умалчивался тот факт,что именно она получила на выборах одобрение большей части избирателей и, соответственно, имеет полное право на отстаивание учета в тексте положений своей предвыборной программы, подразумевавшей полноценную интеграцию с Россией.
В интригу вокруг договора оказались втянуты и другие партийные лидеры,причем, вопреки собственной ранее декларировавшейся позиции.Так, глава партии «Ныхас» Алан Алборов 18января заявил, что«вхождение в состав Российской Федерации через максимальную интеграцию с Великой Россией» остается главной стратегической задачей РЮО; но, по сути,одновременно он же позволил вовлечь себя в борьбу против проекта, который основан именно на высказанном ранее тезисе. Лидер партии «Фыдыбаста» Вячеслав Гобозов также отмечал, что в Южной Осетии нет ни одной политической силы, которая выступает против максимальной интеграции с РФ. «Кроме того, я считаю, - подчеркнул политик, - что абхазский вариант не может служить для нас моделью,как уверены многие. У нас есть север и юг Осетии, и нам нужна более глубокая интеграция с РФ, и этот договор больше необходим нам, чем России». Возникает законное недоумение: насколько осознанно, в таком случае, Гобозов солидаризировался с Санакоевым, предложенный которым проект как раз и подготовлен на основе абхазской модели? Судя по всему, в результате разыгранной руководителем МИДа комбинации, в его группу поддержки вошли те силы,которые в реальности выступают с прямо противоположными тезисами.
Очевидно, что руководство Южной Осетии поставлено на грань раскола искусственно,и если очередной кризис в республике выйдет на новый виток, то виной тому будут нереальные причины, а амбиции и недальновидность отдельных политиков.Ответственность за возвращение ситуации в конструктивное русло в любом случае лежит на президенте Тибилове, который, несмотря на разногласия с той же «Единой Осетией»,сам должен быть заинтересован в скорейшем пресечении попыток ряда деятелей досрочно начать новую президентскую кампанию и обесценить результаты последних выборов в парламент.
Как показывает опыт Абхазии, неспособность политических элит выстроить взаимоотношения с Россией в соответствии с запросами населения нередко может приводить к крайне непредсказуемым и печальным для близоруких руководителей последствиям. Этот урок должен быть памятен всем участникам разгоревшейся в республике борьбы и неустанно напоминать им о необходимости избегать подмены национальных интересов устремлениями отдельных лоббистских групп.
Антон Гришанов специально для "Актуальных комментариев"