Статья
2382 18 сентября 2014 11:11

Исправленному верить?

Народный депутат Украины Анатолий Гриценко (фракция «Батькивщина») утверждает, что текст закона № 5081 об особом статусе ряда районов Донецкой и Луганской областей был изменен после его принятия парламентом. «Подтверждаю. Текст закона 5081 "об особом статусе" был изменен», — написал Гриценко в своем Фейсбуке в среду вечером.

По сообщению депутата, на сайте Верховной Рады размещен текст, который существенно отличается от президентского законопроекта, за который проголосовали 277 депутатов. У самого Гриценко остался на руках документ законопроекта, розданный депутатам ещё утром 16 сентября.

Депутат сообщает, что определять, какие именно территории Донбасса получают «особый статус», будет не Верховная Рада (как было написано в проекте), а генерал-лейтенант СБ Василий Грицак, руководитель Антитеррористического центра при СБУ.

«Он внесен президентом, зарегистрирован в Раде в тот же день (есть соответствующий штамп регистрации), на проекте — подпись президента. Другого проекта депутаты не видели. 277 депутатов проект "одобрили" сразу в целом, без какого-либо обсуждения, без внесения поправок», — подчеркнул Гриценко.

По мнению Гриценко, президент не имеет права оставить без внимания подмену закона и подписать его, а должен инициировать расследование инцидента и наказать виновных.

Как сообщалось, 16 сентября Рада Украины приняла законы «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и «О недопущении преследования и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой и Луганской областей». Согласно закону, особый статус части Луганской и Донецкой областей, контролируемых ополченцами на три года, на этих территориях вводится «особый порядок местного самоуправления», а также предлагается амнистия для участников сражений. В тексте законопроекта, размещенного в настоящее время на официальной странице Верховной Рады, части областей, подпадающие под закон, определяются руководителем Антитеррористического центра при СБУ.

Руководство ДНР выступило с заявлением о том, что республика руководствуется решением о независимом статусе своей территории. Закон об особом статусе Донбасса в целом соответствует переговорным позициям, озвученным российской стороной 1 сентября в Минске на встрече, предшествовавшей подписанию перемирия. Об этом заявил глава ЛНР Игорь Плотницкий. Кроме этого, представители ополчения отмечают, что все территории Луганской и Донецкой областей должны принадлежать ДНР и ЛНР.

Законом устанавливается проведение на территориях с особым статусом внеочередных местных выборов на 7 декабря 2014 года.

«Полномочие депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на внеочередных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены», — сказано в документе. Кроме того, вводится особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, который предполагает участие органов местного самоуправления. Досрочные выборы в Верховную Раду 26 октября на территории самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) проводить не будут, заявил один из лидеров ДНР Андрей Пургин.

В принятом законе один из пунктов посвящен использованию русского языка без придания ему статуса регионального или государственного языка. Право использовать русский или любой другой язык «гарантируется государством» «в общественной и частной жизни».

Закон «О недопущении преследования и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой и Луганской областей» утверждает амнистию для участников конфликта на востоке Украины. Согласно документу, государство гарантирует «недопущение уголовного преследования, привлечения к криминальной, административной ответственности и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой, Луганской областей».

«Запрещается дискриминация, преследование и привлечение к ответственности лиц по поводу событий, которые имели место в Донецкой, Луганской областях», — говорится в законе. Предлагаемая Киевом амнистия не распространяется на лиц, совершивших тяжкие преступления.

Экономическое, социальное и культурное развитие отдельных районов Донбасса будет обсуждаться правительством Украины с «соответствующими органами местного самоуправления». «Господдержка состоит во введении отличного от общего экономического режима осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности, направленного на восстановление объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры, жилищного фонда, переориентацию промышленного потенциала, создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций и кредитов для восстановления и развития объектов, расположенных в отдельных районах», — объясняется в законе.

Районы с особым статусом, по принятому закону, могут «усиливать и углублять добрососедские отношения» с «административно-территориальными единицами Российской Федерации». Создается «народная милиция» из местных жителей, которая будет управляться местными властями Донбасса.

На прошлой неделе на заседании кабинета министров президент Украины заявил, что законопроект об особом статусе отдельных районов Луганской и Донецкой областей будет внесён в парламент, отметив при этом, что минский протокол не предусматривает ни федерализации, ни отчуждения украинских территорий. Законопроект был внесен в Раду 16 сентября.

Ранее президент России Владимир Путин и президент Украины выразили удовлетворение тем, как в целом соблюдается режим перемирия. О телефонных переговорах двух президентов сообщает официальный сайт президента России. Путин подтвердил готовность содействовать мирному урегулированию кризиса на Украине.

Киевские власти в апреле начали на востоке Украины силовую операцию против недовольных февральским госпереворотом жителей региона. Жертвами конфликта, только по официальным данным ООН, стали уже более 2,7 тысячи мирных жителей. В Москве спецоперацию назвали карательной и неоднократно призывали мировое сообщество принять все возможные меры для перемирия. В рамках встречи контактной группы по урегулированию кризиса на Украине, которая прошла в Минске 5 сентября, киевские власти и ополченцы Донбасса договорились о прекращении огня, которое вступило в силу с 19.00 мск того же дня. Основой для мирного урегулирования стал «План Путина», согласно которому Донецкая и Луганская области получают статусы особых территорий.

 

Комментарии экспертов

Киеву стоит разобраться с законотворческой деятельностью своего парламента. Но гораздо важнее сейчас соблюдение режима перемирия, который, судя по сообщениям от жителей Донбасса, от ополченцев, многократно нарушался и нарушается украинскими войсками и вооруженными формированиями, различного рода батальонами, которые действуют под руководством олигархических структур, не подчиняющихся центральной власти в Киеве.

Киев должен соблюдать условия перемирия. Рада приняла закон об особом статусе территорий, и сразу пошли протесты против этого закона. «Партия войны» хочет биться до победного конца, невзирая ни на жертвы, ни на крах, ни на абсолютный коллапс в экономике. Что в тридцатые годы для фашистов, что сейчас для неофашистов человеческая жизнь ничего не стоит. Они готовы убивать соплеменников только из-за того, что кто-то не желает участвовать в фашистских маршах, не признаёт героем Бандеру, разговаривает на русском языке и на русском же языке учит детей и ведёт делопроизводство.

Вместо переговорных процессов между Порошенко и руководством Донецкой и Луганской народных республик продолжаются убийства мирных жителей, потому что на Донбассе действуют не подчиняющиеся Киеву вооруженные формирования, банды наемников и фашистов.

Если любые решения органов государственной власти, которые не устраивают толпу на улице, настроенную крайне радикально, толпу фашистов, легко подменяются, то возникает вопрос — а кто, собственно, руководит на Украине? Либо, по результатам прошедших выборов, Порошенко, Рада, которая сохраняет свою условную легитимность с учетом фактически блокирования деятельности двух крупнейших фракций, либо всем руководят радикалы с улицы.

Законы о Донбассе принимала Рада, которая тем же самым Порошенко, внесшим законопроект, распущена. Распущена она не просто так, а под крики о том, что этот парламент больше не соответствует воле народа. Порошенко заявлял, что эти депутаты никого не представляют. Соответственно, законы, которые приняты депутатами, которые никого не представляют, ну, как минимум, условно легитимны. То есть, завтра можно сказать: «Так эти же депутаты никого не представляли, мало ли чего они там напринимали».

У Киева сейчас около 100 тысяч вооружённых людей, для которых нет работы. Та, которая была, уже закончилась. Ему бы сейчас сказать: «Дорогие друзья, пошутили, повоевали, теперь, пожалуйста, складывайте оружие, расходитесь по домам, будете трудиться простыми безработными». Кстати, без каких бы то ни было компенсаций, и даже без пособия по безработице, потому что на всё это на Украине нет денег. Но эти люди, которые сейчас служат в армии Порошенко, никогда не согласились бы на такие условия.

Президент Порошенко – это ставленник Майдана. Майдан возглавляли ярко выраженные нацистские силы - это «Правый сектор» и партия «Свобода». И поэтому их оценки, их позиция не могут быть для Петра Порошенко не влияющими. Именно эти силы резче всего высказались против закона о Донбассе. «Правый сектор» в лице своего руководителя Дмитрия Яроша вообще поставил ультиматум, он сказал, что если не пересмотрит свою позицию президент Порошенко, то на Украине будет новый президент и главнокомандующий. Это Ярош написал в Facebook. Позиция эта ультимативно-категоричная, на Порошенко это очень влияет, хоть он и пытается заручится поддержкой Запада, и Канады, и Соединенных Штатов, и др. Я не исключаю, что Порошенко закон подпишет. Но тогда в Киеве опять будут бесноваться праворадикалы.

Если центр принимает решение, то вся периферия зависит от центра. В начале девяностых, после развала Советского Союза была реальная угроза того, что Крым выйдет из состава Украины. И, чтобы снять эту угрозу, снять это напряжение, Крыму дали возможность разработать свою конституцию, потом в 1997 году подписали большой договор с Россией, где гарантировалось полное сближение и недопущение насильственной ассимиляции, и недопущение заключение с другими странами договоров, которые бы нарушали интересы этих сторон.

Когда закон подписали, эту автономию Крыма свели до нуля, она осталась чисто номинальной, и Крым был в полном ведении центральных властей Украины. Парламент Крыма, хоть он и назывался парламентом, по своей сути парламентом не был, и никакие вопросы – ни языковые, ни территориальные, ни культурные Крым фактически не мог решать в своих интересах, не согласовывая это с Киевом.

Киевские власти будут давить Донбасс все больше. Они, безусловно, через год, через три, вытравят оттуда все русское, все патриотическое, все антифашистское, они просто это умертвят, и они насадят свою нацистскую идеологию, что происходит сегодня в Киеве. Вот тот психоз милитаристский, будет потом раскатан и на Донбасс, никаких исключений делать не будут. И этот закон просто ничего не решает.

Первым пунктом соглашения о перемирии в Минске должно было быть положение о запрете нацистских партий и движений. А нацисты - это «Правый сектор» и «Свобода», это те политические силы Украины, которые не скрывают свою идеологию и выражают ее в конкретных действиях. И суть нацистской идеологии заключается именно в том, что нужно постоянно раскручивать военные действия.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".