Статья
443 15 февраля 2012 17:00

Итоги недели

Важным событием недели стало выступление Дмитрия Медведева в ходе встречи с представителями Общественного комитета сторонников. Президент вновь предложил ограничить время пребывания в должности губернатора двумя сроками действия полномочий (в большинстве случаев срок составляет 5 лет). Он уточнил, что в данном случае продолжит действовать правило о том, что закон обратной силы не имеет, однако высказался о целесообразности применения подобной нормы в будущем, наряду с проведением прямых выборов глав субъектов. Отметим, что выборы сами по себе создают «фильтр» для обеспечения сменяемости власти, в этом случае нормы о двух сроках можно рассматривать как дополнительную меру, снижающую возможность злоупотреблений. 

Ограничительные меры не являются принципиальной новацией: приоритеты кадровой политики, связанные с обеспечением регулярной ротации глав субъектов, были обозначены Дмитрием Медведевым вскоре после вступления на президентский пост. Другое дело, что сложность подбора кандидатур и необходимость учета специфики ситуации в каждом конкретном регионе затрудняют реализацию этой идеи на практике. Вместе с тем, население зачастую «устает» от губернаторов-долгожителей, что подтверждается социсследованиями. Неудивительно, что электорально востребованную идею ограничения времени пребывания у власти ранее публично поддерживали многие политики, в том числе, оппозиционеры.

Со вступлением Дмитрия Медведева на пост главы государства необходимость преодоления последствий масштабного экономического спада, в разной степени затронувшего все субъекты федерации, повлекла за собой определенные изменения в системе отношений между Центром и регионами. Роль глав региональных администраций, призванных обеспечивать политическую стабильность и контроль за ситуацией, в кризисных условиях заметно возросла, равно как и ответственность губернаторов за изменения социального самочувствия граждан и общее положение подведомственных территорий. Одновременно обозначилась тенденция к усилению давления на глав регионов со стороны Центра: Медведев неоднократно публично напоминал об ответственности губернаторов за эффективность реализации антикризисных мер, подчеркивая, что в это сложное время востребованы будут только профессиональные управленцы, остальным же придется покинуть посты. 

В условиях экономического кризиса (2008-2009 гг.) приоритеты федеральной кадровой политики определяли несколько основных факторов: способность губернаторов контролировать политическую ситуацию; умение находить оптимальные решения бюджетных проблем; экономическая специфика региона и связанные с последствиями кризиса риски смены власти; привлекательность региона для крупных федеральных бизнес-групп и влиятельных представителей федеральной административной элиты. Большая часть отставок глав регионов в 2008-2009 гг. происходила в связи с завершением сроков действия их полномочий, хотя не были исключены и «внеплановые» решения о смене власти (наиболее часто – в связи с чрезвычайными ситуациями разного рода).

На посткризисном этапе развития (с 2010 г. по настоящее время) основной вектор кадровой политики федерального Центра претерпел изменения: на первый план вышло стремление к обновлению губернаторского корпуса и выстраиванию новых, более контролируемых отношений в рамках существующей «вертикали власти». «Коридор возможностей» федеральной власти в сфере решения кадровых вопросов заметно расширился, хотя активно используемая региональными элитами стратегия «торга» в процессе взаимодействия между федеральной и региональной властью по-прежнему остается актуальной. Основной принцип наделения полномочиями глав субъектов сформулировал Дмитрий Медведев, сделавший целый ряд заявлений о необходимости регулярной сменяемости региональных глав в целях повышения эффективности управления. Вполне логично, что в 2010 г. основной тенденцией развития кадровой политики Центра стало смещение с постов региональных «тяжеловесов» - губернаторов, занимавших руководящие посты в субъектах федерации с начала 1990-х гг.

Введение законодательного ограничения срока пребывания в должности глав регионов в перспективе вполне возможно, вероятный «предел» – 2-3 срока (подряд), при этом право устанавливать продолжительность срока, вероятно, останется в компетенции региональных властей. Приоритетам Центра соответствует также установление (в перспективе) возрастных ограничений при отборе кандидатур на должности региональных глав: практика наделения полномочиями позволяет проследить тенденцию к «омоложению» губернаторского корпуса. Вероятный возрастной «порог» - 55 лет. Наконец, в течение весенней парламентской сессии будут пересмотрены критерии оценки эффективности работы региональной исполнительной власти: можно ожидать радикального сокращения числа учитываемых параметров (с 348 до 10). 

Оксана ГОНЧАРЕНКО

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".