Статья
1003 11 июля 2014 13:32

Капитализация независимости

Реализация определенно комплекса мер позволит запустить в Абхазии самоподдерживающиеся механизмы развития, которые могут ликвидировать его сегодняшнюю потенциальную уязвимость внешним влияниям, вывести его из состояния затянувшегося безвременья  и превратить в интенсивно развивающееся пространство российской сферы влияния. 

Проблемы

Наиболее существенной проблемой, по сути являющейся «миной», подведённой под сегодняшнюю стабильность, является дискриминация по национальному признаку,  закреплённая на законодательном уровне (как уже говорилось, президентом Абхазии может быть только этнический абхаз) и устойчиво воспроизводящаяся на уровне бытовом. Так, решения судов разных инстанций о возврате отобранных у русских квартир и домовладений просто не выполняются, жалобы русских стараются не принимать и не рассматривать, а из 10 протоколов на нарушения правил дорожного движения 9 составлены на армян, русских, и др. При этом проживающие надеются на российские пенсии. Граждане Абхазии имеют по четыре паспорта (два внутренних и два заграничных), и получают свои пенсии одновременно с более весомыми российскими. 

При этом русские оказываются едва ли не единственным дискриминируемым меньшинством. Абхазы считают своими гражданами адыгов, убыхов и абхазов, где бы те ни проживали, но при этом не дают гражданства русским, родившимся и проживающим на тех же территориях. Кстати, отсюда и вытекает статистическая разница между количеством проживающих в республике абхазов и количеством носителей языка и национальности.

Второй по значимости проблемой является проблема защиты прав собственности и гарантии инвестиций. По национальному законодательству, внешние инвестиции возможны только в формате совместного предприятия с абхазом. На практике это приводит лишь к паразитированию титульного населения на пришлом капитале, и его последующему «отжатию». На сегодня абсолютное большинство инвестиционных проектов российского малого бизнеса, в основном в ресторанной сфере, было благополучно «отжато» абхазскими партнерами. 

Далее следует проблема таможни. Что важно, она является вполне «раскалывающей»: пророссийская часть республики ждет отмены ввозных пошлин, которая мешает сбыту произведённой ими сельхозпродукции. Сторонники же самостоятельности, т.е. национальные элиты, напротив, хотят новых шлагбаумов, у которых они собирают сборы, с этого и имея средства к существованию.

Также не менее важной проблемой является и структура экономики. Кроме курортного и ресторанного, никакого иного честного бизнеса в республиках нет, все остальное – в «серой» зоне. При этом, разумеется, отдельный вопрос, в какой мере, когда и где курортный бизнес был честен. Для понимания драматизма ситуации – по официальным данным, количество официально занятых сегодня в сельском хозяйстве Абхазии – 76 человек. Это означает, что все сельхозпроизводство сегодня рассредоточено исключительно по мелким частным подворьям, ни одного сколь-нибудь крупного хозяйства в республике, которая раньше имела плантации и чая, и табака, нет.

Уровень доходов

Средняя зарплата в республике, на основе данных, опубликованных в республиканской прессе, составляет 7000 рублей. Остальные деньги на проживание население получает с продажи собственной сельхозпродукции и с размещения отдыхающих, а элиты – с освоения бюджетных трансферов из России.

Элиты

Как уже отмечалось, в Абхазии российское присутствие принимается как приемлемая данность, однако показательным является то, что пророссийских национальных политиков в республиках просто нет.  

Так, относительно близкие России Рауль Хаджимба, Беслан Бутба, Сергей Шамба, Сергей Анкваб, Яков и Станислав Лакоба и Заур Ардзинба не являются общенациональными лидерами, и представляют главным образом собственные кланы. Поэтому  они будут всегда искать не столько сближения с Россией, сколько выгодные для клана предложения. Правда, последних, в связи с их малой весомостью, пока ни от кого не поступало, но это не значит, что они не могут поступить.

Алгоритмы решения

До тех пор, пока Россия будет подкармливать национальные элиты и, несмотря на результаты проверок Счётной палаты РФ, будет позволять им разворовывать гранты, никаких прорывов не произойдёт. Более того, не осуществится и давно запланированное открытие автомобильных и железнодорожных коммуникаций на Закавказье, что уже наносит существенный ущерб экономике дружественной России Армении, которая теперь входит и в Таможенный союз.

Движение вперёд возможно только через завоевание лояльности массового избирателя. На уровне практических действий наиболее краткий и очевидный путь – это открытие российской таможни для местной сельхозпродукции. Массовый и при этом легальный заработок достаточно быстро может обеспечить позитивное восприятие России широкими слоями местных обществ, тем самым поставив кланы перед фактом пророссийского давления «снизу».

На следующем этапе уместным будет торг с элитами, когда дальнейшая финансовая помощь и инвестиции будут возможны только в обмен на отмену принципа «абхазского паспорта»: граждане России должны получить те же имущественные и гражданские права, что и граждане России. Это может стать первым, но отнюдь не последним шагом на пути унификации российского и местных законодательств.

Далее представляется целесообразным снятие социальных препятствий в виде единых норм социального обеспечения, введения общих стандартов в плане пенсионного и медицинского обеспечения, а также единых образовательных стандартов.
 
Этот комплекс мер сделает возможным поступление инвестиций в развитие курортного бизнеса, которое должно начаться с элементарного восстановления и запуска рекреационных центров.

И только после того, как национальные элиты будут ощущать, что они в полной мере капитализируют свою независимость, получая в обмен на суверенитет и статус, и ресурсы, можно поднимать вопрос и о военной интеграции.

Грядущие в республике выборы, по идее, представляют собой благодарный коммуникационный формат для легитимации и популяризации этих инициатив России у населения Абхазии. В условиях отсутствия явных лидеров Россия может предложить свою поддержку тому лидеру, кто интегрирует весь этот комплекс мер в свою предвыборную программу и возьмет на себя публичные обязательства их осуществить. Таким образом, как правило плохо воспринимаемое «навязывание извне» российских условий может будет эффективно заменено конкуренцией за принятие этих условий «изнутри».

Оформление интеграции

С юридическим оформлением интеграции с Россией ограниченно признанных республик есть очевидные проблемы. Так, в силу очевидных причин Россия не может, не уничтожая свою международную репутацию, включить их в состав России. В равной мере невозможна и интеграция их Евразийский союз – уже по той простой причине, что остальные страны-члены ЕАЭС эти республики не признают.

Тем не менее, есть вполне подходящее решение – это формат нового договора между Абхазией и Россией, разработка которого может стать предметом общенациональной дискуссии. При этом внешнеполитическая легитимация может быть осуществлена на противопоставлении Договора с Россией Соглашению об ассоциации с ЕС: первое может вполне выигрышно позиционироваться как справедливое, тогда как соглашение об ассоциации – как дискриминационное и несправедливое.

Формат договора не требует внесения изменений в конституцию РФ, поскольку является обычным международным соглашением.

Оснащение армии и милиции

Армия в Абхазии по численности составляет 1500 человек, с резервистами, имеющими оружие и хранящими его дома, – до 5000 человек. Вооружённые силы Южной Осетии составляют 1250 человек, и 15000 – в резерве.

Армия призывная, и солдаты срочной службы или работают на виноградниках и на строительстве у генералов и их родственников, или откупаются от личного присутствия в местах несения службы. Боеспособную единицу представляет собой разве что спецназ.

При этом основной силой в обеих республиках все же является не армия, а ополченцы, которые располагают не меньшим количеством разнообразного оружия, чем армейские подразделения. Национальные вооружённые силы плохо дисциплинированны, склонны к индивидуальной манере боя, и в случае боестолкновений с войсками НАТО будут только мешать, даже зная местные условия.

Как решить

Существенную модернизацию силовых структур по российскому образцу можно осуществлять только после подписания республиками Соглашения об ассоциации с Россией.

При этом модернизация армии должна сопровождаться «подсаживанием» ее на российское жалованье, что будет адекватным времени использованием местной традиции найма воинской силы за деньги: служба в российской армии будет одновременно давать и почётный социальный статус. Тогда это будет порождать системные основания лояльности к России, которые собственно только и могут придавать ей прочность.

Резюме

На сегодняшний день перед Россией, встает выбор из нескольких опций. Во-первых, это опция немедленного восстановления отношений с кланом Анкваба, что представляется как минимум проблематичным после того, как Россия признала его отстранение легитимным, и будет вести к потере лица. Во-вторых, это опция признания победителя – каковым в режиме саморазвития ситуации с наибольшей вероятностью будет Бжания, что будет означать необходимость покупки его лояльности за большие деньги и с неопределенным результатом. В-третьих, это опция активного участия в выборах в качестве внешнего игрока, задающего, тем не менее, довольно многие правила игры внутри Абхазии. Последний вариант делает вероятным не только приход к власти политика, который в ходе кампании станет публично пророссийским, но и последующее осуществление им назревших в стране системных преобразований в русле, в котором наиболее заинтересована Россия. 

При этом в любом случае и при любом раскладе России нужно будет запустить механизмы формирования лояльности к себе в глазах широких слоёв населения: «своего» кандидата это будет усиливать, «чужого» - ослаблять. Открытие дороги к росту массового благосостояния, с одной стороны, и ликвидация дискриминационных правил, с другой, будет ставить местные элиты перед необходимостью конкуренции друг с другом за «пророссийскость» – в противном случае те окажутся вне основных ресурсных потоков и со временем утеряют статус элит.

Политолог, доцент МГИМО Кирилл Коктыш специально для «Актуальных комментариев»

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".