Комментарий
2114 8 сентября 2014 17:38

Холить и лелеять

Михаил Гуревич медиа-экспертМихаил Гуревич

Михаил Гуревич
медиа-экспертМихаил Гуревич

Неизвестные опубликовали в интернете файл с базой из 1 261 809 паролей к почтовым ящикам на «Яндексе».

Михаил Гуревич, медиа-эксперт прокомментировал «Актуальным комментариям» публикацию паролей «Яндекс».

«Появление в публичном доступе паролей "Яндекса" – это не совсем слив. Возможно, это такая PR-атака.

Сегодня СМИ опубликовали новость о том, что первый зампред комитета Госдумы по информационной политике господин Деньгин потребовал от Роскомнадзора оценить работу украинской версии "Яндекса". Одновременно появились новости о том, что миллион аккаунтов скомпрометированы публикацией паролей к ним.

При этом живых пользователей, которые сказали бы: "действительно, наш активный почтовый ящик вдруг взломан" – нет. Более того, те же "Яндекс. Деньги", например, используют тот же код входа в аккаунт. В случае реального ущерба мы бы об этом подробно знали от пользователей.

Сейчас мы видим публикации исключительно о том, что якобы что-то взломано, якобы что-то выложено. Действительно выложено. Непонятно, насколько взломано. Это просто результат неких PR-усилий, которые мы наблюдаем не первый день и не первую неделю. Ранее глава компании Аркадий Волож был вынужден покинуть пост операционного управляющего по России, и тогда многие тоже связывали это с неким давлением на компанию. Взлом – это не более чем тема для того, чтобы заложить в голову пользователя "Яндекса" идею ненадёжности почты, ненадёжности хранилища своих личных данных.

Интернет, в отличие от других отраслей экономики – действительно глобальная отрасль. И крайне сложно запретить компаниям обслуживать пользователей в одной стране, продолжая их обслуживать в другой. И это, действительно, многим нашим законодателям просто сложно осознать.

Когда поисковик работает на Украине -– вы видите на "Яндекс. Картах" Крым помеченным как украинская территория, если заходите с русской версии -– то видите Крым как российскую территорию, что, на мой взгляд, достаточно логично. Излишний патриотизм в данной работе явно может не обрадовать инвесторов. Если бороться с пользователями на Украине, то можно потерять украинскую аудиторию. "Яндекс", как и Google – компания публичная, с точки зрения инвесторов это будет не очень разумный ход.

Бизнес-компании создаются не для политической борьбы или какого-то иного идеологического воздействия на потребителей. Международные сервисные интернет-компании занимаются тем, что аккумулируют, агрегируют и представляют пользователям то, что они ищут, то, что они хотят узнать из новостей, поделиться со своими друзьями, обслуживают интересы своего потребителя.

В зависимости от каждой страны интересы пользователей разнятся. Соответственно, интересы украинцев некоторым образом отличаются от интересов россиян, особенно в наши дни. Одна информация востребована у россиян, а совершенно другая информация востребована у украинцев. Если компания "Яндекс" будет подходить к этому излишне политически осознанно, то она рискует потерять свой бизнес или на Украине, или в России. И здесь не надо выбирать между двух зол. Надо просто обслуживать аудитории с геотаргетингом немножко по-разному, чем компания Google.

Ситуация с якобы публикацией паролей – это не первая "чёрная" метка этому поисковому сервису. Компания "Яндекс", действительно, крайне бережно относится к своему имиджу и к своему технологическому подходу. Напомню, когда это стало невозможно, компания "Яндекс" сразу отказалась от рейтинга блогов, от многих рейтингов для того, чтобы никоим образом не трогать политическую или медийную составляющую, а оставаться в рамках технологической сервисной компании. Компания "Яндекс" ищет, агрегирует, хранит в "облаке" какие-то данные, и для компании "Яндекс" крайне важно это как с точки зрения их имиджа, их некой такой мифологии внутри компании, так и с точки зрения интересов инвесторов. Давайте не забывать, что компания всё-таки торгуется на Nasdaq.

С точки зрения инвесторов очень важно, чтобы компания, которая действует в зоне политического риска (а с точки зрения любых инвесторов сегодня Россия-Украина – это зона политического риска), могла каким-то образом устраниться от участия в этих политических инсинуациях, которые явно вредят бизнесу.

Кроме того, у "Яндекса" есть большая проблема: помимо лидерства на российском рынке и крайне внушительной базы пользователей на Украине ещё каких-то развитых рынков у нее нет. "Турецкий поход" случился, но нельзя сказать, оказался триумфальным. Страны СНГ присутствуют, но сказать: "с этой аудиторией у нас проблема, зато у нас есть ещё вот такие аудитории..." – пока не получается. Поэтому, отказ от украинской аудитории, с точки зрения инвесторов, повлечет существенное падение капитализации компании.

Если и говорить, что у России есть какие-то передовые инновационные технологии, то "Яндекс" как раз пример этого. И не стоит путать борьбу с американским империализмом с уничтожением собственного инновационного гиганта. Это, в общем-то, наша заслуга и наша слава, как бы к этой компании не относиться. Один из столпов нашей IT-индустрии надо холить и лелеять, а не уничтожать».

16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
КомментарийКомментарий От помощи до подкупа один шаг политологАлексей Чеснаков Оба кандидата на пост президента США все активнее используют украинский конфликт в своих предвыборных кампаниях. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".