Статья
2018 17 февраля 2016 17:01

Киев меняет имидж

Нынешние власти Украины стараются найти новые подходы к европейскому бизнесу для торможения проекта «Северный поток-2». На этот раз руководство «Нафтогаза» стало убеждать представителей Евросоюза в том, что «Газпрому» с 2020 года будет выгоднее транспортировать газ через Украину, так как тарифы на транзит снизятся в девять раз и станут самыми дешевыми в Европе.

Заметим, что предыдущие заявления руководства Украины, касающиеся проекта нового газопровода по дну Балтийского моря, всегда апеллировали к идее его высокой политизированности. Очевидно, что смена риторики стала вынужденной мерой для Киева, который срочно пытается найти новые аргументы в пользу отмены расширения балтийской ГТС.

Любопытно, но последние слова руководства «Нафтогаза» о дешевой транспортировке российского «голубого топлива», никак не коррелируются с недавним сообщением Киева о повышении в одностороннем порядке ставки транзита через украинскую ГТС. Однако, по мнению директора по развитию бизнеса «Нафтогаза» Юрия Витренко, здесь нет никаких противоречий: «Стоимость транзита через Украину для "Газпрома" повысится как раз на период до конца 2019 года, то есть в рамках существующего контракта с "Газпромом" (на что у нас есть право по этому же контракту), а с 2020 года транспортные тарифы снижаются в 9 (!) раз и поэтому транзит газа через Украину будет самым дешёвым в Европе», – цитирует заявление Витренко МИА «Россия сегодня».

Российские эксперты считают, что все разговоры о дешевизне украинской газотранспортной системы свидетельствуют прежде всего о том, что сам Киев начинает верить в реализацию «Северного потока-2». Кроме того, Украина явно меняет стратегию борьбы с Россией в энергетической сфере. Теперь все вопросы политического давления на Германию и Брюссель для закрытия «Северного потока-2» возьмут на себя США. Киев же постарается приобрести новый имидж – владельца самой дешевой газотранспортной системы, который заботится об интересах европейского бизнеса.

Германии нужен дешевый газ

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отметил, что для Германии сейчас неважны политические аспекты российско-украинских отношений – промышленности страны очень важно иметь дешевый газ. «Это позиция всей страны. Госпожа Меркель и так создала кучу проблем и, если еще и сейчас она будет действовать в экономических интересах Украины в вопросе расширения балтийской ГТС, её просто разорвут, потому что без дешёвого газа германская промышленность не выживет», – заявил эксперт «Актуальным комментариям».

По его мнению, сейчас Украина действует с расчетом на то, что для закрытия «Северного потока-2» на Меркель надавят американцы. Однако для того, чтобы ее политика была хорошо аргументирована в глазах собственного бизнеса, надо представить украинскую ГТС как самую дешевую систему транспортировки российского газа.

Транзит не подешевеет

Кроме того, Дмитрий Журавлев подчеркнул, что на удешевление украинского транзита Россия может рассчитывать только в случае расширения балтийской ГТС. «Чисто теоретически, при наличии «Северного потока-2», стоимость транзита через Украину может снизиться именно из-за наличия новой ГТС. То есть Украина пойдет на уменьшение транзитной ставки только для поддержания своей газотранспортной системы», – заметил эксперт.

Вместе с тем Дмитрий Журавлев считает, что объективно по себестоимости дешевле транзит газа через ГТС Украины никогда не будет: «Конечно, постройка подводного газопровода – дело достаточно затратное, но его эксплуатация будет не только не дороже, но и, скорее всего, дешевле. Кроме того, немцы хорошо знакомы с большой «предсказуемостью» украинской политики, они прекрасно понимают – заявления об уменьшении ставки по транзиту в 9 раз еще не означают, что на самом деле она не увеличится в 50 раз. И если об этом не думает руководство ФРГ, то бизнес обязательно учитывает», – указал эксперт.

Он уверен, что Германия не хочет стать заложницей Украины, хотя относится к этой стране хорошо: «ФРГ не против Украины без России, она бы их вполне устроила. Тем не менее немцы хорошо помнят, как украинцы занимались газовым шантажом. Поэтому политически им жалко Украину, а дипломатически они за расширение «Северного потока». И вот это заявление о снижении цены на транзит было сделано именно для того, чтобы сломать равновесие, склонив Германию на сторону Украины».

Украинская ГТС разрушается

Дмитрий Журавлев отметил и тот факт, что всю эпоху украинской национальной политики с 1991 года никто на Украине не вкладывал деньги в ремонт газотранспортной системы и сейчас она даже чисто механически приходит в негодность.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов также указал на полную изношенность украинской газовой трубы. «Проблема ГТС Украины в том, что она уже очень старая, трубы изношены, очень много потерь при транспортировке газа. Надо тратить миллиарды и миллиарды долларов на её модернизацию. Поэтому слова об удешевлении транзита уже ничего не значат, так как фактически для стабильной работы этой ГТС ее нужно построить заново», – заявил эксперт «Актуальным комментариям».

Он также считает, что Украина может и собирается снизить стоимость транзита российского газа через свою территорию в 9 раз, но для начала она его повысит еще больше: «Этих людей нельзя воспринимать адекватно, потому что они очень часто меняют свое мнение и делают абсолютно противоречивые заявления».

Тем не менее Сергей Правосудов уверен, что и после 2019 года украинский транзит в каком-то виде может сохраниться: «Если не построят дополнительную трубу на Юге Европы, этот транзит сохранится, так как надо будет каким-то образом снабжать газом Балканы и Турцию», – уверен эксперт.

США хотят потопить «Северный поток-2»

Стоит отметить, что последние заявления представителей Вашингтона свидетельствуют о его неприкрытом желании помешать развитию немецкой промышленности за счет дешевого российского газа. «Некоторые европейские страны громко сигнализируют о том, что последствия строительства "Северного потока-2" коснутся не только отношений Москвы и Берлина. …Мы продолжаем выражать обеспокоенность «Северным потоком» как на общеевропейском уровне, так и внутри Германии», – цитирует посла США в Германии Джона Эмерсона издание Politico. Поэтому пока будущее проекта «Северный поток-2» все еще находится под вопросом.

Автор:
____________

Читайте также:



© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".