Человек дня
638 1 февраля 2009 16:00

Кирилл I

Состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С этого момента официально начинается его патриаршее служение.

Комментарии экспертов

С возведением на Патриарший престол Кирилла я ожидаю настоящего расцвета Русской Православной Церкви. Если употреблять яркие символами, то я бы сказал следующее. Сам Храм Христа Спасителя, в котором прошла интронизация – это памятник покойному Патриарху Алексею II, Патриарху-восстановителю. Патриарх Кирилл – его продолжатель, но продолжатель в первую очередь в миссионерском ключе. Недаром Поместный собор, большинством своих голосов избравший Патриархом Кирилла, провозгласил миссионерство главной задачей русской церкви. Я вижу развитие храма-символа: при Патриархе Кирилле Храм Христа Спасителя станет миссионерским центром, где по понедельникам будут лекции дьякона Андрея Кураева, по вторникам – кино-клуб, который, допустим, может вести Никита Михалков, по средам – день православного философа Аркадия Малера, по четвергам – сектоведа Александра Дворкина, и что сам Патриарх Кирилл будет проповедовать, встречаться с паствой, отвечать на самые живые и неудобные вопросы в храме Христа Спасителя. И подобным миссионерским центром станет каждый приход РПЦ.

Мне нравится, как служит Патриарх Кирилл. Когда он внятно служит по церковно-славянски, внятно произносит каждый возглас, отпадают вопросы о необходимости перевода богослужения на русский язык, потому что патриарх служит очень ясно, что церковно-славянский язык прекрасно понимается, но при этом проповедует на современном красивом русском языке. Русская Церковь, продолжая служить на церковно-славянском, будет активно проповедовать на русском, японском, украинском, английском и всех языках мира.

Если что и нужно изменить в церкви, так это наследие её советского подавления. Например, большевики боролись с практикой причастия мирян святых христовых тайн на крупные праздники. И даже в Храме Христа Спасителя не причащали мирян на Рождество и на Пасху. Раньше на рождество и на пасху не причащали святых Христовых Тайн, и это неправильно с точки зрения православного вероучения. Участие в Божественной литургии без причастия святых Христовых Тайн обессмысливает её. Я надеюсь, что теперь в храме Христа Спасителя будут причащать мирян (и вип-мирян, и не вип-мирян – всех) на Рождество и на Пасху.

Миссионерский пафос патриарха Кирилла виден во всём, даже в его предложении создать церковно-общественную палату. Здесь, к этой идее, попытались присоседиться и прицепиться люди («мирянские экстремисты»), которые хотели бы, чтобы миряне контролировали бы жизнь епископата. Это неправильно, не соответствует православной экклезиологии, и церковно-общественная палата, на мой взгляд, не должна и не может подменять канонические церковные структуры (в том числе, синодальные), богословскую комиссию и т.д. Вот если бы церковно-общественная палата стала центром встречи церкви и мира, церковных и светских интеллектуалов, то это был бы выдающийся проект. Между тем, миссиофобы и изоляционисты уже пишут, что в церковно-общественной палате ни в коем случае не должно быть политологов, экспертов, журналистов и т.н. олигархов (олигархами они называют всех, кто не бомж). Это попытка скомпрометировать блестящую идею, вставлять палки в колёса великой деятельности Патриарха Кирилла. Но я убеждён, что проект церковно-общественной палаты будет собиранием тех самых звёздочек, которые будет собирать вокруг себя наша главная звезда, Патриарх Кирилл. Это будет соцветие православных богословов, апологетов, миссионеров и место их встречи с теми, кто ещё не пришёл к истине Православия – пока ещё светской интеллектуальной, политологической, философской, журналистской элитой. Такого глобального миссионерского возрождения я жду от Патриарха Кирилла.

Я жду от Патриарха Кирилла и действенных мер по спасению нашей Родины. Я общаюсь с западными журналистами – их абсолютное большинство работает на раскол тандема Дмитрия Медведева и Владимира Путина. И духовная сила русской церкви должна помогать людям (в том числе, политикам) избегать искушений. А ведь любая попытка разделить православных христиан (а президент и премьер – это православные, верующие, церковные люди) – это от дьявола. Поэтому роль Патриарха Кирилла – в спасении российской государственности во время испытания кризисом (а это испытание может быть очень важным, ключевым). И прямая социальная роль Церкви во время кризиса – это тоже испытание для неё. Время фарфоровых иконостасов прошло, и я убеждён, что нужно построить быстровозводимые храмы (а такой проект создан российским клубом православных меценатов) в каждом микрорайоне, чтобы там не только служилась литургия, но и велась миссия, и чтобы там просто людей кормили (в том числе, и безработных людей), чтобы любой человек, пострадавший от кризиса, знал, что церковный приход – это то место, где за него не только помолятся, но где его и накормят, где он получит и духовную пищу, и пищу физическую.

Также я убеждён, что важная часть миссионерской стратегии Патриарха Кирилла будет создание серьёзных православных СМИ. Я имею в виду не русское церковное СМИ, а именно общественно-политические газеты, журналы, теле- и радиостанции, которые будут освещать жизнь нашего народа, общества, государства, культуры, крупнейшие мировые проблемы с позиции Православия. Именно сейчас это необходимо. Это важное средство православной миссии, диалога церкви и общества.

Я, конечно, ожидаю от Патриарха Кирилла действенных шагов по защите единства русской церкви в контексте попыток президента Ющенко оторвать украинскую церковь от русской. Вместо того, чтобы спасать экономику и народ Украины, Ющенко занимается в первую очередь отделением Украинской Церкви от Русской. Только сейчас пришло сообщение, что он продолжает настаивать на попытке созвать в Киеве все православные совещания во главе с Константинопольским Патриархом Варфоломеем для того, чтобы вновь оторвать Украинскую Церковь от Русской и таким образом набрать себе электоральные очки для того, чтобы попытаться переизбраться на пост президента.

Я убеждён, что Патриарх Кирилл, в силу своей харизмы и огромного опыта, сможет грамотно и эффективно пресечь попытки Ющенко, Константинопольского патриархата. Я вообще считаю, что с приходом Патриарха Кирилла проект «восточного папизма» Константинопольского патриархата и вторжения Константинопольского патриархата на Украину и в Эстонию потерпел поражение, потому что Патриарх Кирилл, будучи человеком более ярким, более умным и более убедительным, чем Варфоломей, очень многих людей склонит на сторону канонического порядка и на сторону правды РПЦ. Мало того, я убеждён, что он будет совершать постоянные пасторские визиты на Украину, в Белоруссию, Казахстан и другие страны, находящиеся на канонической территории Московского патриархата, и его посещения, его проповеди уже сами по себе пресекут попытки отделить Украинскую Церковь от Русской.

Я также вижу, что Патриарх Кирилл, будучи ярким человеком, будет собирать вокруг себя мощные апологетические богословские силы, потому что помимо духовной жизни русской церкви необходима и интеллектуальная жизнь. Православное учение говорит о соединении ума и сердца. Нам необходима соответствующая интеллектуальная конкурентоспособность, в том числе для того, чтобы быть более конкурентоспособным, чем Константинопольский патриархат и чем католический мир. Отстаивание Православия – в том, чтобы быть более убедительным, чем католики, а не в том, чтобы их проклинать на каждой проповеди. Это тоже очень важное дело, которое являются частью великого дела –  возвращения в Православие современного человека, нашего народа и по возможности всех народов мира, ибо Православная Церковь является единственной истинной Церковью. К этому тоже есть очень серьёзные предпосылки. Англиканский, протестантский мир разделился на тех, кто теряет остатки христианской идентичности - все эти концессии, секточки, которые рукополагают гомосексуалистов в «священники», и тех честных христиан, которые смотрят на всё это с негодованием и ищут свой путь. И они почти православные, они на пути к Православию. Нужно только объяснить истину Православия, перевести на их языки наших апологетов, и новые апологеты должны написать новые книги о православии. И именно Патриарх Кирилл, как яркий проповедник и убедительный человек, способен сыграть ключевую роль в решении этой задачи.

Что касается возрождения богословия и апологетики, пора реализовать то, о чём говорил Георгий Флоровский - Неокаппадокийский синтез. Напомню, что Каппадокийским синтезом называется задействование понятийного аппарата античной культуры в целях православного благовестия, которое осуществили древние отцы церкви. Сейчас пора задействовать все достижения философской, социальной мысли современности для православной апологетики, православной миссии. В этом контексте именно Патриарх Кирилл уже начал эту огромную работу. Собственно, он является создателям социальной, правозащитной концепции русской церкви, которая вернула своему законному владельцу - Православию такие феномены, как личность, её свобода, незаконно приватизированная секулярными гуманистами. Несомненно, этот глобальный Неокаппадокийский синтез, диалог Церкви и современного человека, современного мира, открытие Православия для нашего народа (ибо Православие в России до сих пор, как это не парадоксально звучит, является неизвестной религией) и открытие Православия для всего мира, для всех ищущих является важнейшей задачей нового Патриарха Московского и всея Руси.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".