Статья
2046 13 октября 2009 0:03

Клинтон и Лавров продвинули СНВ

В Москве состоялись переговоры главы МИД РФ Сергея Лаврова с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Стороны обсудили работу президентской комиссии РФ-США, а также вопросы ПРО и СНВ.  Глава внешнеполитического ведомства США была принята президентом России Дмитрием Медведевым в его резиденции в Барвихе.

По итогам переговоров с госсекретарем США глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о существенном продвижении России и США на пути к выработке нового договора об ограничении стратегических наступательных вооружений.  «У нас есть существенное продвижение вперед (по договору СНВ), в то же время мы обсудили те вопросы, которые еще подлежат согласованию, требуют дальнейшей проработки», - заявил он на брифинге.  По словам главы российского МИД, стороны договорились «продолжить усилия с тем, чтобы сделать все, чтобы эту работу завершить в намеченные сроки - в декабре этого года».

В свою очередь Хиллари Клинтон заявила, что США заинтересованы в сотрудничестве с Россией в сфере ПРО. «Мы заинтересованы работать с Россией, чтобы развить сотрудничество отношений, включая проведение совместной оценки угрозы или создание центра обмена данными, в чем согласились наши президенты, или как способ сделать противоракетную систему общим делом», - сказала она на пресс-конференции в Москве. Как подчеркнула госсекретарь, сегодня Россия и США имеют дело с общей ракетной угрозой из Ирана.

По словам главы американского внешнеполитического ведомства, Россия и США достаточно эффективно работают по урегулированию иранской ядерной проблемы в рамках «шестерки» (пять членов СБ ООН и Германия). При этом Х.Клинтон назвала конструктивной встречу политдиректоров «шестерки», которая прошла 1 октября в Женеве. «Мы стремимся к тому, чтобы Иран работал вместе с нами и ясно показал, что он пытается добиться только мирного использования ядерной энергии», - сказала Х.Клинтон.

«Мы хотели бы видеть, чтобы и Соединенные Штаты, и Россия тесно сотрудничали в вопросе ПРО, мы считаем, что это во взаимных интересах», - сказала Х.Клинтон. Она выразила заинтересованность своей страны в предоставлении соответствующей информации российской стороне по этой тематике.  «Мы хотим быть наиболее транспарентными», - добавила Х.Клинтон.

По мнению госсекретаря, России и США необходимо договориться о принципах определения  «общей угрозы» и совместного реагирования на нее. По ее словам, для США это еще одна область, где можно расширять сотрудничество с Россией.

Госсекретарь США  Хиллари Клинтон был принята президентом России Дмитрием Медведевым в его резиденции в Барвихе. Глава российского государства заявил на встрече, что сотрудничество России и США выходит на новый высокий уровень. По его словам, последние события и саммит, который прошел в Питтсубрге, и Генеральная Ассамблея ООН "показали наш совместный настрой на поиск ответов на самые актуальные вопросы, на самые сложные вопросы, и мы их откровенно и заинтересованно обсуждаем, и ближневосточное урегулирование, Иран, Северная Корея, другие вопросы, которые сегодня являются весьма актуальными для международных отношений".

Дмитрий Медведев отметил насыщенную повестку переговоров госсекретаря США и министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Он также напомнил, главы внешнеполитических ведомств России и США недавно вместе принимали участие в Цюрихе "в трудном деле нахождения взаимопонимания между турецкой и армянской сторонами в части подписания протоколов о возобновлении дипломатических отношений". "Я считаю, что это хороший пример по координации международных вопросов", - отметил Д.Медведев.

Что касается процесса обсуждения нового договора по СНВ, то как известно, президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама в июле этого года в Москве подписали «совместное понимание», в котором подтвердили свое намерение до истечения СНВ-1 заключить новую договоренность, передает «Интерфакс».

После июльской встречи президентов стартовали российско-американские консультации по СНВ в Женеве. Российскую делегацию возглавлял директор департамента МИД РФ по вопросам безопасности и разоружения Анатолий Антонов, американскую - замгоссекретаря США Роуз Гетемюллер. Прошло уже несколько раундов этих консультаций, последний из них длился беспрецедентно долго - более двух недель.

Накануне переговоров Х.Клинтон и С.Лаврова прошли консультации заместителей глав внешнеполитических ведомств России и США Сергея Рябкова и Элен Таушер. Сообщалось, что на этих консультациях американская сторона детально разъясняла новую архитектуру своей ПРО, заменяющую планы прежней администрации США по размещению радара и противоракет в Чехии и Польше.

Что касается программы пребывания госсекретаря США в России. то она весьма обширна. В Москве после переговоров состоялся  прием Х.Клинтон для лидеров гражданского общества. Здесь Хиллари Клинтон воздержалась от критики России в отношении прав человека, но высказала обеспокоенность преследованием активных членов гражданского общества. 

14 октября, госсекретарь дала интервью радиостанции «Эхо Москвы». Далее в программе -  участие в открытии памятника американскому поэту Уолту Уитмену на территории МГУ, после чего пройдет её встреча со студентами.

Во второй половине дня госсекретарь США прибудет в Казань, где совершит экскурсию по Казанскому кремлю и встретится с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Затем запланировано участие Х.Клинтон в заседании «круглого стола» с представителями гражданского общества, религиозными лидерами и участниками российско-американских молодежных и научных обменов из Татарстана. По окончании программы в Казани Хиллари Клинтон отправится в Вашингтон.

 

Комментарии экспертов

На переговорах Лаврова и Клинтон прозвучала тема общей угрозы для России и США. Я  думаю, что Иран ни в коем случае не является такой угрозой, потому что он вообще не является угрозой для России, и наличие у него ядерного оружия будет иметь исключительно стабилизирующее, сдерживающее воздействие, особенно в виду всех попыток взорвать Ближний Восток. Стабильный Иран, обладающий ядерным оружием, для России является скорее фактором стабильности, и, по большому счёту, для всего мира. Для России совершенно непонятен ажиотаж вокруг этой страны, которая вообще была чуть ли не главным союзником США во время начала первой войны в Афганистане. Если бы США не начали кампанию эскалации вокруг Ирана, назвав его частью оси зла, то движение Ирана навстречу Западу было бы гораздо более мощным и нормальным. Это всё относится к разряду проблем, созданных самими США и их союзниками.

Но, действительно,  есть и реальные проблемы. В первую очередь, мы видим, что происходит в Пакистане. Это, несомненно, общая угроза. Ясно, что так или иначе необходим контроль над Центральной Азией. Я не думаю, что здесь Россия и США сильно расходятся в интересах. Проблема наркотрафика – абсолютно очевидно, общая угроза. Есть необходимость каким-то образом прекращать резко усилившийся наркотрафик, идущий из Центральной Азии, в первую очередь, к нам.  

И, наконец, общая угроза – это, безусловно, Северная Корея. Сейчас уже понятно, что режим Ким Чен Ира долго не продержится (просто по его физическому состоянию). В какую сторону он будет меняться, будет он ухудшаться или усиливаться, не произойдёт ли в период неизбежного угасания северокорейского лидера ещё большее увеличение его совершенно очевидной неадекватности? Это, безусловно, наличие общей угрозы, которую Россия и США понимают.

Одной из очень важных для нас угроз, безусловно, является ситуация на Кавказе. Россия и США должны понять, что стабилизация Северного Кавказа имеет прямую связь со всей этой дугой нестабильности, идущей из Центральной Азии. Очень важно, чтобы Россия и США пришли к какому-то общему пониманию угроз.

Затем, безусловно, есть некоторая необходимость сближения с США по Восточной Европе. Во всяком случае, должно быть понимание того, что ситуация на Украине (в не зависимости от того, кому мы сочувствуем, а кому мы не сочувствуем – тем или иным лидерам, фигурам и политическим силам) не должна привести к какому-то гражданскому противостоянию различных частей Украины, к неадекватности действий со стороны украинского руководства. Существует  необходимость сохранения этого государства как целостного и желательно нейтрального. Если оно не будет нейтральным, оно, скорее всего, не будет целостным и, скорее всего, будет гораздо менее стабильным. Естественно, это уже уроза не только одной России, а как минимум Европе, её стабильности и т.д.   

 

Новых серьёзных тем в переговорах между США и Россией во время визита Клинтон в Москву и Казань не появится. Вопрос о едином радиолокационном поле входит в повестку переговоров, о чем было известно заранее. Это связано с обсуждением перспектив создания единой системы ПРО.

Более того, я думаю, что тот пул вопросов, который был заложен в переговорный процесс (а это обсуждение ПРО, иранской ядерной программы, совместного сотрудничества по вопросам Афганистана и обсуждение текущих результатов переговоров по сокращению стратегических наступательных вооружений), скорее всего, не претерпит никаких изменений, и стороны активно пройдутся по нему как на предполагаемых переговорах между Клинтон и Медведевым, так и в ходе запланированной встречи между Клинтон и Лавровым.

Единственное, на чём можно акцентировать внимание – это на возможности более детального обсуждения между сторонами вопроса о работе двусторонней президентской комиссии. Дело в том, что на данный момент далеко не все рабочие группы сумели приступить к предметной деятельности в рамках этой комиссии, а так как Лавров и Клинтон являются координаторами комиссии, я думаю, что эта тематика не будет обойдена вниманием.

Что касается каких-то прорывных решений, здесь изначально возможности Клинтон для инициирования новых шагов в рамках режима перезагрузки ограничены просто в силу того, что ведомство, которое она возглавляет, сегодня выполняет технические функции, заключающиеся в поддержании прямых контактов и реализации дипломатического переговорного процесса между сторонами.

Соответственно, реальных серьёзных сдвигов в диалоге, в том числе в рамках последующего перехода от режима перезагрузки к детализации и расширению полноценного двустороннего сотрудничества следует ожидать в ходе будущего саммита Россия-США, участие в котором должны принять Обама и Медведев, потому что статус перезагрузки подразумевает, что именно они являются теми людьми, которые определяют стратегию двустороннего взаимодействия.

 

Отношение к проблеме американской ПРО у нас было не совсем адекватным. Несостоявшаяся ПРО в Восточной Европе не угрожала нам абсолютно ничем. Обама употребил очень правильное слово «паранойя» по поводу нашей позиции.

У меня не было ни малейших сомнений в том, что Обама в течение первого же года своего президентства от неё откажется, потому что для американцев эта система с любой точки зрения абсолютно бесполезна, при этом чрезвычайно финансово затратна. И он от неё, естественно, отказался. Если какая американская ПРО нам и угрожает, то это система ПРО морского базирования, которую он и собирается развивать дальше, потому что она уже испытана, эффективна и при этом в высшей степени мобильна.

Что касается обмена информацией в сфере противоракетной обороны, то мы им сами это предлагали, поэтому теперь будет довольно странно, если мы будем отказываться от своего собственного предложения. Мы им вообще предлагали использовать свои РЛС, в том числе новейшую в Армавире.

 

27 марта 2024 Новости  Выборы президента США: роль женщин и независимых избирателей Итоги президентских выборов в США будут зависеть от того, за кого проголосуют независимые избиратели, а также женщины, отмечают эксперты американских аналитических центров. Они также указывают на ненадёжность нынешнего преимущества Трампа, которое демонстрируют социологические опросы. 19 марта 2024 Новости  Запад настраивают на поглощение Армении Соединенным Штатам следует начать продавать Армении оружие в случае нового вооруженного конфликта с Азербайджаном, пишет группа экспертов американского аналитического центра RAND*. По их словам, после карабахской войны Армения в настоящий момент находится в политическом кризисе. 15 марта 2024 Новости  Угроза национальной безопасности: американские эксперты о запрете TikTok TikTok угрожает национальной безопасности США, считают эксперты американских аналитических центров. По их словам, соцсеть является частью операции влияния китайского правительства, имеющей целью повлиять на политику США, однако новый законопроект о запрете этой социальной сети несет в себе определенные риски и вызывает вопросы о конституционности такого решения.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".