Статья
1915 23 июня 2016 9:42

Когда слабеет дух

Любимых классиков следует чтить не только за всё то великолепие, которое они оставили миру, но и за те редкие огрехи, когда-то ускользнувшие от бдительности редакторов и теперь щедро дарящие надежду сегодняшним поколениям. Особенно тем, которых как раз сейчас просеивают во взрослую жизнь по всей планете через сито выпускных.

Вот ты слепил нечто на письменном экзамене, чего теперь не вырубишь топором и что, «подъезжая к станции и глядя в окно», значительно переплюнуло чеховскую шляпу, тебе стыдно и тоскливо, и кулаками махать поздно, и утешиться вроде бы нечем.

Но так как мир не без добрых людей, добрые люди нашлись, перекопали классику свежим взглядом и вовремя напомнили всем жаждущим совершенства, что и у великих, и y заслуженных тоже случалось, поскольку ничто человеческое им не чуждо.

И изящнейший Шатобриан дал маху, запечатлев: «Я развлекался, наблюдая за полётом пингвинов».

И мощнейший Гюго ляпнул в «Отверженных»: «Он стоя встал».

И опытнейший Бальзак оскоромился: «Уже одиннадцать», – повторил немой».

И Золя сел в галошу: «...он отвернулся, ища шляпу, чтобы вытереть глаза».

И Меримэ тоже с глазами промахнулся: «...прикрывая рукой глаза, на манер испуганных птиц...».

А многие современные и посрамнее перлы выдавали, но не смутились и свой позор сумели заболтать, печатаются себе и в ус не дуют.

Здесь самое обидное в том, что классику оконфузиться – что вам чихнуть и брызнуть: отряхнулся и пошёл. Классик уже на пьедестале и от него не убудет, даже если к нему навеки приклеют ляп: «Девственный лес - это лес, куда ещё не дотянулась и не ступила рука человека» (Клод Фаррер).

Совсем другое дело оконфузиться выпускнику, которому будет достаточно и одной десятой от вышепроцитированного, чтобы потерять оценочный балл и загрустить навеки…

Сегодняшний французский выпускник, дотянувший до рекордной отметки «бакалавриат», можно сказать, одной рукой лихорадочно перелистывает всё то, что вовремя не долистал, а другой – перещёлкивает мышью на компьютере такого рода утешительные напоминания классических промахов, любезно перегоняемые друзьями и знакомыми по всем аккаунтам в целях поддержания морали, когда слабеет дух...

Приятно также просматривать уже заснятые скрытой камерой и опубликованные в сети перлы бакалавриата 2016 года, где особо ославились несчастные, попавшие в объектив, отвечая на вопрос экзаменатора. Подобные сводки появляются каждый год и, судя по их содержанию, положительных изменений не наблюдается.

Наблюдается оторопь и закономерный вопрос: как все эти люди сумели дотянуть до самого финиша образования со смягчающим названием «среднее»?..

Например:

-Как умер Наполеон?
-Ему отрубили голову. Гильотиной. Как и Бонапарту, и всем другим королям...

Или:

- Расскажите о французской революции.
- Они это...Взяли Бастилию, и потом был праздник, 14 июля. С танцами.

Или:

-Кто такой Леонардо да Винчи?
-Это великий писатель, достаточно известный. Его самая известная книга «Код Да Винчи», с Одри Тоту...

И ещё

-Почему Юлий Цезарь считается диктатором?
-Потому что он умел диктовать, сразу много букв, в один присест...

И наконец:

-Дайте краткую хронологию Второй мировой.
-Вторая мировая началась в 39 году, когда американцы напали на Соединённые Штаты, a Франции, сзади, вдули немцы, и всё это кончилось Версальским договором, в 1918, который подписали в Вердене...

Если вы думаете, что это не слишком удачная шутка, позвольте вас разочаровать: это явь, болтающаяся в свободном доступе интернeта, убедиться в коей при желании может каждый, достаточно забить в поисковую систему тeрмины «перлы бакалавриата 2016».

Люди, которых вы увидите на видео, никаких экзаменов, разумеется, не сдали и отправились восвояси во взрослую жизнь с таким вот, батеньки, багажом...

И это немного утешает. То есть утешает то, что они всё-таки не сдали. Потому что если судить по прогрессирущим, как эпидемия, реформам образования во Франции, очень скоро за подобные ответы будут не только вручать бакалавриат, но и украшать оный пометкой «с отличием».

Последняя реформа орфографии, например, позволяет каждому писать так, как ему вздумается, захочется и понравится. И это не шутка, а суровая и безапелляционная действительность. И в этом можно легко убедиться самому.

Остаются те, кто всё-таки действительно сдаёт эти бакалавриатские «выпускные» на подлинно серьёзном уровне. Те самые, кого несколько утешают ошибки классиков, хоть и не особенно радуют доставшиеся сюжеты.

Одна юная начитанная лицеистка, только что отписавшая серьёзную работу по проблемам «Госпожи Бовари», призналась, что справилась вроде бы неплохо, но «конечно, предпочла бы какого-нибудь Пазолини».

-Почему Пазолини?
-Видите ли, по таким авторам легче писать что угодно, ну просто что угодно...Во-первых, нетрадиционная сексуальная ориентация, это всегда хорошо трактуется, можно расписывать его отношения с матерью, экзаменаторы это любят... Во-вторых, он был в компартии, это тоже хорошо – возвышенно, хоть он потом и наговорил много всего такого... неполиткорректного... Но с ним легко: он ничего особенного о своих работах не оставил, как хочешь, так и интерпретируй. А Флобер – это классика. Он оставил такую кучу записей о своих романах и героях, что если ты всего этого не читал и об этом не напишешь – считай, провал...Нас ведь, вы знаете, в литературе учат не записывать как следует наши собственные мысли, а думать, что следует писать...

Вот именно так на сегодняшний день и выглядят результаты многолетних последовательных реформ во французском образовании, между Сциллой и Харибдой: одни писать не умеют вовсе, другие учатся писать – по одобренному трафарету.

И Флобер, известно, тоже не без греха: «Его светло-зелёная риза, украшенная белыми лилиями, была нежно-голубая… » 

Но самое важное в этой истории – что и это поколение когда-нибудь станет классикой, набив руку имeнно на том, «что следует».

Говорят, Вольтер сказал однажды молодому автору о его работе: «Такие вещи, юный друг, вы сможете писать, когда будете старым и знаменитым. До этого вам придётся писать значительно лучше»...

Только это и обнадёживает.

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист, главный редактор литературного альманаха «Глаголъ», Франция

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".