Статья
9586 14 апреля 2009 0:01

Коллегия Минфина

Состоится расширенная коллегия Министерства финансов РФ. Она будет посвящена рассмотрению итогов исполнения бюджета на 2008 год и задач финансовой системы России на 2009 год.

Основной особенностью исполнения бюджета в 2009 году станет высокий уровень дефицита, который будет покрываться за счёт резервного фонда. Второй, третий и четвёртый кварталы 2009 года будут исполняться по новой бюджетной росписи, которая будет соответсвовать скорректированному бюджету на 2009 год. Как заявил министр финансов Алексей Кудрин на встрече с Дмитрием Медведевым 10 апреля, в первом квартале 2009 года федеральные квартальные доходы в сравнении с первым кварталом 2008 года сократились на 24,5 процента (на 473 млрд рублей), а расходы увеличились на 33,6 процента, или на 447 млрд рублей. Как коментирует статистику Алексея Кудрина и Министерства финансов за первый квартал информационно-аналитический портал Томчин.ру ( www.tomchin.ru ), политику быстрого наращивания расходов при сокращающихся доходах Минфин начал еще в январе 2009 года, причем в феврале—марте несколько сбавил обороты — к февральским показателям 2008 года государственные траты в этот же месяц этого года выросли на 28 процентов, к мартовским — на 32 процента.

Комментарии экспертов

Какие основные проблемы при исполнении бюджета могут возникнуть в 2009 году?

Ситуация с кассовым исполнение расходных обязательств федерального бюджета в течение финансового года традиционно является неудовлетворительной. И хотя по сравнению с 2007 г. наметились незначительные сдвиги в положительную сторону по данному параметру (по итогам первого полугодия кассовое исполнение увеличилось с 33,2% в 2007 г. до 38,7% в 2008 г.), тенденция к росту расходов в конце года остается неизменной.

Кассовое  исполнение  федерального  бюджета в 2008 г.

(в % к бюджетной росписи за год)

 

I квартал 

I полугодие 

9 месяцев 

Год 

РАСХОДЫ 

17,2%

38,7%

59,4%

97,8%

Общегосударственные вопросы

22,3%

40,4%

61,4%

91,6%

из них:  обслуживание государственного долга

33,8%

47,6%

83,2%

97,4%

Национальная оборона

16,9%

39,9%

59,3%

99,7%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

19,4%

43,0%

65,9%

99,9%

Национальная экономика

8,2%

26,3%

42,0%

96,3%

Жилищно-коммунальное хозяйство

2,6%

11,2%

24,8%

93,6%

Охрана окружающей среды

13,1%

36,8%

60,0%

98,8%

Образование

13,4%

37,6%

58,4%

101,1%

Культура, кинематография и средства массовой информации

13,7%

40,6%

60,5%

100,5%

Здравоохранение и спорт

12,3%

33,7%

56,9%

98,9%

Социальная политика

22,9%

44,8%

68,5%

98,4%

Межбюджетные трансферты

19,8%

42,6%

64,6%

98,6%

Источник: Министерство финансов РФ; расчеты ИЭПП.

Наихудшее кассовое исполнение расходных обязательств по итогам года было зафиксировано по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство», в то время как основные направления социальной сферы были профинансированы в среднем на уровне 99,7%. Следует отдельно выделить, что заметно улучшилось кассовое исполнение расходов по приоритетным национальным проектам: в 2008 г. оно составило 94,5% против 82,1% в 2007 г. и 81,0% в 2006 г.  

Однако традиционные причины неравномерного расходования бюджетных средств государственными ведомствами, заключающиеся в поздних сроках  заключения  контрактов на размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг) для  государственных нужд, нарушения сроков их исполнения, отсутствия необходимых для  исполнения федерального бюджета нормативных документов и т.п., не объясняют в полной мере рекордный рост доли расходов в ВВП в декабре 2008 г. (см. рис.). Вероятно, определенное влияние на увеличение доли расходов в ВВП в ноябре-декабре 2008 г. оказало сокращение номинального ВВП в конце года, что было связано с ухудшением деловой активности в стране вследствие развития кризисных явлений в российской и мировой экономике.

 Расходы федерального бюджета РФ в 2006–2008 гг. (в % ВВП)

 

Таким образом, традиционные причины неравномерного расходования средств в 2009 г. могут частично быть скорректированы за счет существенного наращивания расходов в первом квартале 2009 года (расходы увеличились на 33,6 процента, по сравнению с предыдущим периодом), хотя едва ли стоит рассчитывать, что сложившаяся практика серьезным образом измениться в 2009 г.

В свою очередь, принимая во внимание уровень Резервного фонда и динамику цен на нефть, реалистичность исполнения федерального бюджета в 2009 г. сомнений не вызывает. Однако, очевидно, что негативный внешнеэкономический фон и сокращение объемов поступлений от внутренних налогов обуславливают необходимость проведения более сдержанной бюджетной политики, основанной на взвешенном соизмерении объемов принимаемых обязательств с возможностями их финансирования.

 

2. Позволяет ли исправленный бюджет-2009 обеспечить макроэкономическую стабильность, и можно ли гарантировать, что при том уровне госрасходов и дефицита бюджета, который задан сейчас, следующие бюджеты (2010 и 2011 годов) будут исполняемыми?

По сравнению с действующей редакцией закона о федеральном бюджете на 2009 г. прогнозируемый объем доходов снизится 10,93 трлн. рублей (21,23% ВВП) до 6,71 трлн. рублей (16,6% ВВП). Более 60% этого снижения связано с сокращением поступлений от НДПИ и экспортных таможенных пошлин, формирующих нефтегазовые доходы бюджета. Помимо снижения нефтегазовых доходов наибольшее падение поступлений следует ожидать по налогу на прибыль, НДС, по налогу на доходы физических лиц и ЕСН, что будет обусловлено ухудшением финансового состояния российских предприятий, сокращением деловой активности, увеличением количества безработных, снижением доходов от трудовой и предпринимательской деятельности.

Антикризисный характер бюджета проявляется в перераспределении расходов (предложено сократить ранее утвержденные бюджетные ассигнования на 943,3 млрд. рублей) в пользу финансирования приоритетных направлений антикризисной программы, одобренной Правительством РФ: порядка 1,61 трлн. рублей планируется направить на мероприятия по стабилизации финансового рынка, поддержке отраслей экономики и социальной защите населения.

Данные меры не являются неожиданными, их реализация в той или иной мере осуществлялась на протяжении предыдущих лет. Другое дело, что в сложившихся условиях им стало уделяться приоритетное внимание, в результате чего была предпринята попытка комплексного решения существующих проблем в данных направлениях. Однако эти меры несколько запоздали и не носят превентивный характер, так как спад производства и снижение предпринимательской активности уже начались. Переломить начавшуюся тенденцию даже посредством дополнительных вливаний государственных средств едва ли удастся, тем более что нет гарантий их эффективного использования, однако смягчить падение вполне реально.

Представляется маловероятным, что в 2010 и 11 гг. потребуется сохранять расходы на уровне 2009 г., так как целью антикризисных мер является преимущественное сглаживание негативных последствий кризиса и они носят краткосрочных характер. Поэтому проводить параллель между 2009 г. и 2010-11 гг. не следует, однако в случае же сохранения расходов на текущем уровне предстоит всерьез задуматься над источниками финансирования дефицита.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".