Комментарий
4225 19 мая 2020 12:20

Коронавирус спровоцирует этический ренессанс

Николай Кащеев экономистНиколай Кащеев

Николай Кащеев
экономистНиколай Кащеев
Главным в понятии «развитие», ака «прогресс» является развитие личности человека, а не техники. (Хотя на практике это взаимосвязанные процессы.) Развитие же личности — это развитие самосознания и умения рационального владения собой. Человек в ходе социальной эволюции (как и взросления) переходит от «внешнего управления» к «самоуправлению», от регулирования своей жизни извне: родительским контролем, богом, государственным насилием, к осознанию, самопознанию и самоконтролю. По мере того, как людей с известным уровнем самоограничения и самоуправления становится больше, созревает и общество.

Эта эволюция проходит по мере накопления опыта и знаний; при этом чем интенсивнее контакты людей, тем быстрее и эффективнее эволюция. Понятно, что география имеет значение. По крайней мере, имела. «Проводимость» географической среды (транспортная), климат, благоприятный для развития экономики и торговли играли решающее значение для формирования цивилизационных центров. По мере эволюции инфраструктуры изменилась и эта ситуация. Однако процесс эволюции личности и, следовательно, общества инертнее.

По идее, по мере интенсификации обмена созревает и вся цивилизация. Но в ходе этого процесса идет естественная и неизбежная борьба старого и нового, прогресса и реакции, процесс, разумеется, не прямолинеен. Достигнутый социальный опыт развитых обществ может подвергаться эрозии в ходе обмена с более примитивными цивилизациями. Развитие — всегда труд, деградация требует меньших усилий. И, следовательно, in the short run, может быть физиологически приятнее.

Русский коммунизм (и коммунизм советского образца вообще) с его разрушением права собственности как важнейшего элемента воспитания личности, радикальным патернализмом и изоляцией сумел почти на век остановить социальное развитие многих обществ. Парадоксальным (чисто внешне, потому что на самом деле логичным) образом радикальная прогрессорская идея привела к длительной реакции. На положительной стороне: мобилизация конкурирующего типа цивилизации, цивилизации развития.

Опустим возникающее в этой точке рефлекторное обсуждение «дивергенции» «двух систем», которая нам, кажется, светит. Это обсуждение имеет смысл, только если принять к сведению: нет никакой «дивергенции», потому что нет двух систем. Одна из двух приказала долго жить.

Заметим иное. Сегодня интенсификация глобализации уже привела к заметной эрозии цивилизации развития, основанной на достаточно свободной конкуренции в широком смысле и соответствующей этике. Соблазн благ деградации, исходящий из мира «развивающихся рынков», сродни тлетворному этическому влиянию колониализма. Так когда-то потеряла свой экономический, а потом и цивилизационный статус испанская империя. Влияние колониалий на этику метрополии художественно описано у сэра А.Конан Дойля в повести Sign of Four.

Будем надеяться, что китайская история чему-то научит прогрессивное человечество и — взбодрит его. Думается, что и этический ренессанс должен наступить.

Вы спрашивали о том, как повляет covid на судьбы и т.п.? То, что я написал, поважнее дигитализации. Намного.

Источник

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".