Статья
1006 14 июля 2010 14:04

Коррупционный айсберг

Президент РФ Дмитрий Медведев выразил неудовлетворение результатами борьбы с коррупцией в России.

«Очевидно, что состоянием борьбы с коррупцией недоволен никто - ни наши граждане, которые считают коррупцию одной из самых серьезных проблем, одним из самых больших вызовов нашему государству, ни чиновники, ни сами коррупционеры», - заявил Медведев на заседании Совета законодателей. «Пока никаких значимых успехов в этом направлении я отметить не могу», - подчеркнул президент.

В то же время «практически все, кто наблюдает за тем, что происходит в стране, люди, которые непосредственно сталкиваются с проявлениями коррупции в повседневной жизни, говорят, что изменений немного, но хорошо, что об этой теме стали говорить вслух», - отметил Дмитрий Медведев.

По его словам, несколько лет назад доминировало мнение, что с коррупцией бороться бессмысленно по нескольким причинам: «Во-первых, она есть во всех странах, а в России она в разы больше, чем в Западной Европе; во-вторых, коррупция - это способ управления в нашей стране; в-третьих, что бы мы ни делали, все равно ничего не получится».

«Таковы были общие представления о том, что делать. Сейчас обычные граждане, представители гражданского общества, бизнеса, разумные представители чиновничества считают, что мы правильно поступили, когда начали эту работу», - сказал глава государства, добавив, что «пока сделано совсем немного».

Президент считает, что реальное число преступлений, связанных с коррупцией, в разы превышает число выявленных. «Общее количество такого рода преступных деяний в десятки, в сотни раз больше того, что выявляется. Это только вершина айсберга», - сказал Дмитрий Медведев.

В то же время президент отметил и некоторые успехи в сфере борьбы с коррупционными преступлениями.

По его словам, в этом году по сравнению с 2008 выросло число выявленных преступлений, направленных против интересов госслужбы и службы в органах самоуправления. «Общий объем таких преступлений составил 43 тысячи», - сказал президент.

Это, отметил Медведев, касается и преступлений, связанных со взятками. «На 10% выросло число выявленных преступлений по факту взятки», - сказал он.

В то же время президент подчеркнул, что во многих случаях борьба с коррупцией ограничивается показными мероприятиями.

«Зачастую сама по себе деятельность сводится к подписанию бумажек, в том числе документов, нормативных актов, что необходимо, конечно, а также актов отчетности, проведению «круглых столов», совещаний», - сказал Медведев.

Президент России считает, что в противодействии коррупции надо активнее использовать институт парламентских расследований.

«Институт парламентских расследований используется не так активно, как требовалось бы. Это такой метод, который нужно использовать не по всякому заурядному случаю. Тем не менее, он может внести свою лепту, быть полезным в деле пресечения коррупционных действий», - заявил Дмитрий Медведев на заседании Совета законодателей.

Глава государства подчеркнул, что важно бороться не только с теми, кто берет взятки, но и с теми, кто их дает.

«Коррупция, как известно, имеет две стороны. Мало обвинять взяткополучателей, не меньшая вина лежит на взяткодателях. А у нас к их числу, к сожалению, относится значительное число людей. И не только тех, кто носит большие взятки чиновникам разного уровня, но и те, кто совершает соответствующие преступления в бытовой сфере, просто не задумываясь об этом», - сказал Медведев.

По его словам, ни один законопослушный человек в Европе не будет давать взятки полицейскому, стоящему на дороге. «У нас, как известно, это совершаются без тени сомнения, потому что так принято, иначе не отвяжешься и т.д.», - отметил президент РФ.

Глава государства полагает, что эта проблема не только юридическая, но также проблема ментальная, проблема бытовых привычек, проблема правомерного поведения всех граждан страны.

Дмитрий Медведев предложил депутатам Госдумы и сенаторам обсудить идею применения крупных штрафов для осужденных за коррупционные преступления.

«Помимо реального лишения свободы, которое, конечно, должно применяться в определенных ситуациях за тяжкие коррупционные преступления, необходимо вернуться к тем идеям, которые мы обсуждали некоторое время назад, в том числе на Совете по борьбе с коррупцией», - заявил президент.

В частности, он напомнил, что высказывалась идея введения так называемых кратных штрафов за совершение коррупционных преступлений.

«К ней по-разному относятся, я получил доклад на эту тему о том, что не надо их вводить, но я предлагаю парламенту - Совету Федерации и Госдуме все-таки на эту тему поразмышлять», - сказал Медведев.

Он пояснил, что речь идет об уплате лицом, совершившим коррупционное преступление штрафа в размере, кратном размеру взятки. «Это суровое наказание, которое будет измеряться миллионами, десятками и сотнями миллионов рублей», - подчеркнул Медведев. Он отметил, что эти суммы осужденному придется выплачивать довольно долго, даже если обвиняемый в коррупционном преступлении останется на свободе.

Глава государства высказался за другие меры наказания, не связанные с лишением свободы, такие, как лишение права занимать руководящие должности в различных структурах. «Об этом тоже необходимо подумать правоприменителям, судебным органам, чтобы более активно использовать меры наказания, которые сегодня существуют», - сказал Медведев.

Президент РФ также считает, что чиновники региональных и муниципальных уровней, как и члены их семей, также должны предоставлять информацию о своих доходах. «Думаю, эту практику следует распространить и на уровень регионов и муниципалитетов», - сказал он.

Дмитрий Медведев напомнил, что в текущем году были поданы данные о доходах госслужащих федерального уровня, а также их семей. «Я уверен, что в перспективе это будет одним из символов качества наших демократических институтов», - подчеркнул глава государства.

Отметим, что комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству внес в нижнюю палату российского парламента законопроект, обязывающий чиновников публично отчитываться не только о собственных доходах и доходах супругов, но также и ближайших родственников: родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, взрослых детей.

Автор законопроекта Александр Куликов пояснил, что чиновники часто ведут незаконный бизнес не только через своих супругов, но и через ближайших родственников, поэтому на них необходимо распространить тот же контроль, что и на супругов, отмечает «Российская газета».

Обязательное публичное декларирование годовых доходов должностных лиц было введено в России указом президента Дмитрия Медведева в 2009 году. О своих доходах и доходах супругов обязаны отчитываться президент, сотрудники его администрации (в том числе полпреды в федеральных округах), председатель и члены правительства, сенаторы, депутаты Госдумы, члены Центризбиркома и руководство Счетной палаты.

Со своей стороны спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что обязанность доказывать законность получения доходов и имущества должна лежать на чиновника. «В нынешнем году были обнародованы сведения о доходах и имуществе федеральных и региональных государственных служащих и членов их семей - в результате мы узнали, что очень многие чиновники нищие по сравнению со своей супругой либо супругом», - заявил Сергей Миронов. Он добавил, что закономерность эта просматривается «независимо от ветви или уровня власти».

«Думаю, нам пора вводить в законодательство принцип, по которому бремя обоснования законности полученных доходов и имущества должно лежать на государственном служащем, если есть аргументированные сомнения в легальности источников, их (доходов) получения или приобретения (имущества)», - сказал Сергей Миронов.
 

Комментарии экспертов

Прозвучавшие инициативы вовсе не абсурдны, но судьбоносными они мне не кажутся. Коррупция – вполне легальная тема для парламентских расследований, для этого не нужно никакого открытия, никто не мешал парламенту заниматься расследованием коррупции. Я не помню случаев, каких-то постановлений или указаний, которые бы говорили парламенту, что ему не надо заниматься коррупцией. Если парламент не догадывался, что ему надо заниматься коррупцией, то теперь он догадался.

Что касается дальних родственников. Мы очень долго дивились по поводу странного финского закона, что родители не являются близкими родственниками. Но там под этим лежит некая логика: нельзя расширять круг родственников до неимоверных масштабов, мы сами все родственники. И потом, если обнаружатся какие-то большие средства, предположим, на счетах двоюродного дяди, какое у вас юридическое основание преследовать этого двоюродного дядю? Или надо вообще менять законодательство решающим образом.

Следующий момент – по поводу бытовой коррупции. Совершенно не секрет, что бытовая коррупция у нас широко распространена. Но наша проблема состоит не в бытовой коррупции. Идея о том, что коррупция проистекает от правового нигилизма, запущенности и дикости нравов и вообще из-за пороков человеческой натуры, сама по себе имеет под собой исторические основания. Ещё Екатерина II в своих журналах активно распространяла эту идею. Но практического значения она не имеет.

Мы говорим об общеизвестной в профессиональной политической, экономической и бизнес среде актах фантастической коррупции, которые не нуждаются вообще ни в каком раскрытии. Посмотрите на новый аэропорт «Шереметьево».  Давайте посмотрим на «Газпром», себестоимость производства газа. Сколько в этой себестоимости заложено издержек не совсем производственного характера? Не менее 50%. Представляйте размеры сумм?

Все мы прекрасно понимаем, что это разговор ни о чём. Но, может быть, в качестве апологетики, а, может быть, наоборот, хочу заметить одну вещь – у нас коррупция является способом управления, единственно работающим способом управления. У нас по-другому экономика и жизнь не управляется.

То, что Путин восстановил вертикаль - это правда, но эта вертикаль уходит сверху очень неглубоко, то есть, грубо говоря, на глубину визуального сигнала. Ты смотришь по коридору, видишь несколько дверей и людей, которые двигаются, и ты способен контролировать этот сигнал, пока ты его видишь. После того, как дверь закрывается, визуальный контакт прекращается, и на этом месте заканчивается вертикаль вниз.

С этим ничего нельзя сделать обычными способами. Рано или поздно нравы смягчатся, всё изменится, пройдут столетия, и, может быть, всё нормализуется, как это было во многих странах. Если хотите серьёзных результатов по существенному снижению коррупционного влияния на принятие решений, то это тяжёлая кровавая революция с известными последствиями, позитивный результат которой не гарантирован. Ещё вопрос, что считать позитивным результатом.

Вопрос в том, можно ли принуждать политическое руководство на этой пойти, готовы ли они к издержкам, готовы ли они обвинить действующей политическое руководство, что оно не хочет этого делать? Оно вроде бы этого пока делать не хочет. Пока никакой готовности совершать кровавый переворот сверху я не чувствую.

Коррупция есть следствие той катастрофы, которую потерпело наше государство. Коррупция – это способ самоорганизации общества, в котором умерло, отвалилось государство. Она формировалась как единственная монопольная система управления. И преодолеть её эволюционным путём, а также путём парламентских расследований, совершенствования человеческих нравов и даже религиозной проповедью, что среди всех мероприятий, наверное, наиболее действенно, всё равно невозможно. По сравнению с этими мерами простая религиозная проповедь – в общем, гораздо более логичная и эффективная мера. Но её результат примерно прогнозируем, не говоря уже обо всё остальном.
 

В целом, инициативы правильные. Действительно, если совершенно коррупционное преступление, у него есть две стороны. Должна нести ответственность и тот, кто берёт, кто злоупотребляет служебным положением, и те, для кого он злоупотребляет.

Относительно конфискации – если это имущество действительно нажито преступным путём в ходе коррупционного преступления, то, конечно, оно должно быть конфисковано. Но если это имущество нажито честным путём, оно должно быть оставлено. То есть конфискация не должна превращаться в раскулачивание.

Сейчас, после опубликования деклараций о доходах депутатов, сенаторов, милицейских начальников, у людей глаза на лоб полезли от громадных состояний. Чиновники объясняют это либо подарками, либо наследством, либо жёны – выдающиеся бизнесмены. Я думаю, что теперь нужно не только публиковать эти данные, но и ввести законодательные инициативы относительно того, чтобы правоохранительные органы проверяли источники этого благосостояния.

Я думаю, что, конечно, нужно проверять все эти схемы относительно родственных связей, потому что имущество часто вывозится за границу, переписывается на дальних родственников. Поэтому нужно очень чётко и грамотно законодательно прописать все эти меры и обязательно устроить общественную дискуссию с привлечением экспертов, правозащитников, думаю, на базе Общественной палаты, в которой есть рабочая группа по борьбе с коррупцией. Все эти инициативы требуется изучить, дополнить.

Хотелось бы, чтобы президент уделил внимание и роли общественности и средств массовой информации. У нас впервые сказано о роли неправительственных организаций и СМИ в общественном контроле, но абсолютно не прописаны механизмы этого контроля. Поэтому нужно разрабатывать такие меры, как общественный запрос, общественный контроль, общественное расследование, чтобы законодательно чётко прописать, что должны делать общественники и журналисты в плане анти-коррупционной деятельности.
 

Единообразие требований к чиновникам всех уровней, начиная от федерального и заканчивая муниципальным, в том числе и в таком вопросе, как публикация сведений о личных и семейных доходах – абсолютно логичный подход. Ведь любой человек воспринимает власть целостно. Для граждан нет большой разницы, о ком идет речь – о должностном лице федерального министерства или сотруднике городской администрации. Уровень требований к представителям всех ветвей власти с точки зрения безусловного исполнения законов и прозрачности их деятельности – это нормальные критерии. Такой подход сегодня ожидаем в обществе.

Что касается предложения Президента о введении кратного штрафа за коррупционные преступления, то это действенная форма ответственности. Возможность лишиться того, что человек приобретает в результате недобросовестного должностного поведения вкупе с тем, что этот же самый чиновник или служащий заработал честным путем – это хорошая мера. Она должна отрезвлять. Ведь вопрос финансовой ответственности выглядит более реалистично, чем некоторые другие абстрактные формы ответственности, которые, кстати, могут наступить, и могут и нет.

 Вместе с тем, этот вопрос не так однозначен. Когда речь идет о финансовой ответственности, и о том, чтобы эта ответственность носила реальный, а не виртуальный характер, то, как мне представляется, нужно вести речь об имущественной ответственности членов семьи. Все эти вопросы, также как и проблема конфискации имущества – перспективные направления, которые, вместе с тем, необходимо детально проработать. Государственно-патриотический клуб «Единой России» готов на своей площадке их обсудить с экспертами с целью выработки конкретных предложений.
 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".