Кто боится вольных каменщиков?
Сегодня утром умер российский философ Александр Пятигорский, человек, который теперь ничего не боится.
Пятигорский долгое время был погружен в академическую жизнь лондонского
профессора, и на российской сцене появлялись лишь архивные следы его
деятельности, в частности известная книга, написанная в соавторстве с
Мамардашвили. Однако в последние годы он стал гораздо более активным на
родине: появились публикации, он прочитал цикл лекций в РГГУ, который
мне, кстати говоря, удалось тогда прослушать. Пятигорский сейчас
известен в России как модный политический философ.
Тем
интереснее ознакомиться с его интерпретацией такой забавной темы как
история масонского ордена. Книга, вообще говоря, по меркам нынешнего
мира довольно старая - на английском она вышла в 1997 году, а перед
нами - авторизованный автором перевод. Понятное дело, что учитывая
интеллектуальный бэкграунд автора, история масонов в его изложении -
это не столько фактическая биография ордена, сколько история рефлексий.
Во-первых, рефлексии масонов о самих себе, а во-вторых, рефлексии о них
внешних наблюдетелей, общества. Ну, и понятное дело, рефлексии о том,
что сам Пятигорский обо всем этом думает. Без рефлексии Александр
Моисеевич, как известно, никуда не ходит, как лондонский джентльмен без
шляпы.
Вообще этот грузинский напор я подметил еще в ходе
публичных лекций Пятигорского, которые во многом сводились к
скандированию примерно таких лозунгов: "Я мыслю! Я мыслю! А вы? Вы
мыслите? Смотрите как мыслю я, и мыслите еще лучше! Мыслить - это
круто! Мыслить - это почетно!" И так далее. Самое любопытное, что это
имело успех среди студенток, которых согнали с занятий посмотреть на
живого титана. Интересный факт, который, пожалуй, заинтересовал бы
эволюционного биолога. Впрочем, мы отвлеклись.
Итак, масоны.
Феномен огромной важности, - пишет Пятигорский. - Наиболее
представительный и типичный для самого характера британской цивилизации
в ее прошлом и современном виде. Согласно автору, именно масонство
стало тем краеугольным камнем, вокруг которого в XVIII веке
выстраивалась британская нация или, точнее, ее культурная элита. Этот
тезис и отстаивается Пятигорским в ходе его повествования, которое
скурпулезно, шаг за шагом разбирает историю масонства. Получается это,
увы, скучно и пресно, почти как английская овсянка, этот легендарный
завтрак аристократов. Устно зажигательный мыслитель оказывается
письменным занудой. А жаль, мы ведь так ждали сенсационных разоблачений
или хотя бы ответа на вопрос, заявленного в подзаголовке книги.
Книга предоставлена магазином "Фаланстер".