Лечение вместо наказания
Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».
Законопроект направлен на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается внести изменения в Общую часть Уголовного кодекса РФ.
Согласно новым изменениям, к категории преступлений небольшой тяжести предлагается отнести умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает трех лет, а не двух лет, как это предусмотрено в настоящее время частью второй статьи 15 УК РФ.
Это позволит ограничить действие предусмотренных УК РФ карательных инструментов, которые не могут быть применены к лицам, совершившим преступления небольшой тяжести.
Изучение судебной практики показало, что суды во многих случаях за преступления средней тяжести с учетом обстоятельств дела и личности осужденного назначают наказание в виде лишения свободы, не превышающего двух лет. В то же время считается, что такой осужденный совершил преступление средней тяжести, и для него наступают соответствующие правовые последствия.
В связи с этим в целях индивидуализации наказания и вынесения справедливых приговоров предлагается наделить суд полномочием при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления.
В настоящее время вызывает много вопросов замена одного вида наказания другим. С учетом этого разработана новая градация, позволяющая более четко применять положения уголовного закона, касающиеся замены одного вида наказания другим.
Кроме того, предлагается установить, что исправительные работы суд вправе назначать осужденным, как не имеющим, так и имеющим основное место работы. Последние будут отбывать исправительные работы по основному месту работы.
В целях расширения возможности для суда назначать наказания, не связанные с лишением свободы, вводится новый вид наказания - принудительные работы.
Принудительные работы, предусматриваемые как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой и средней тяжести, а также за совершение впервые некоторых тяжких преступлений, будут отбываться в специально созданных исправительных центрах. Введение этого вида наказания планируется в 2013 году.
В целях гуманизации уголовной политики предусматривается дополнить статью 56 УК РФ положением, согласно которому по общему правилу наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств.
Ряд предложений направлен на смягчение ответственности при назначении наказания по совокупности преступлений.
Целям дальнейшей гуманизации уголовного законодательства РФ будет отвечать механизм предоставления отсрочки исполнения наказания лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести в сфере незаконного оборота наркотиков и страдающим наркоманией.
В связи с этим предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ статьей 82 согласно которой указанным лицам, изъявившим желание добровольно пройти лечение от наркомании, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания курса лечения, но не более чем на восемь лет.
В зависимости от результатов лечения по усмотрению суда лицо может быть освобождено от отбывания наказания или оставшейся части наказания. В случае уклонения осужденного от лечения суд по представлению контролирующего органа может отменить отсрочку отбывания наказания.
Таким образом, создается дополнительный стимул для добросовестного прохождения курса лечения больными наркоманией и осужденными впервые и их последующей социальной адаптации.
Законопроектом также предусматривается внести следующие изменения в Особенную часть Уголовного кодекса РФ.
Оскорбление и клевета по степени общественной опасности, более соответствуют деяниям, предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях, нежели Уголовным кодексом РФ, в связи с чем предлагается статьи 129, 130 и 298 Уголовного кодекса РФ признать утратившими силу, а ответственность за деяния, предусмотренные указанными статьями, установить в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
По тем же причинам ответственность за деяния, предусмотренные частью первой статьи 136 (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина), частью первой статьи 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения) и частью первой статьи 191 (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга) УК РФ, при отсутствии квалифицирующих признаков предлагается предусмотреть в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Ответственность за так называемые компьютерные преступления была установлена в УК РФ в 1997 году. С тех пор в этой сфере произошли столь существенные изменения, что их необходимо отразить в главе 28 УК РФ.
Уточняется редакция части первой статьи 171 УК РФ, в соответствии с которой ответственности подлежит лишь предпринимательская деятельность, которая осуществляется без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна.
В связи с созданием Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС требуется корректировка диспозиции статьи 188 «Контрабанда» УК РФ. В то же время давно назрел вопрос о декриминализации деяния, предусмотренного частью первой этой статьи, устанавливающей ответственность за так называемую товарную контрабанду.
Поэтому предлагается статью 188 Уголовного кодекса РФ, которая содержится в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», признать утратившей силу, а главу 24 «Преступления против общественной безопасности» дополнить статьей 2261 «Контрабанда», предусматривающей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения.
Одновременно предлагается дополнить статью 194 Уголовного кодекса РФ новыми частями, предусматривающими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, и организованной группой.
Назрела необходимость в корректировке статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующей основания и порядок применения к подозреваемым и обвиняемым меры пресечения в виде домашнего ареста. В связи с этим предлагается новая редакция указанной статьи, которая будет во многом способствовать снижению количества лиц, в отношении которых избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.
При подготовке окончательной редакции законопроекта были учтены замечания, высказанные в официальном отзыве Верховного Суда РФ.
Как писали «Актуальные комментарии», ранее президент РФ Дмитрий Медведев сообщал, что разработан новый пакет поправок в уголовное законодательство.
Напомним, ряд изменений, направленных на либерализацию уголовного законодательства, уже был внесен в Уголовный кодекс РФ в марте этого года.
Ранее Госдума завершила работу над законопроектом, направленным на дальнейшую либерализацию уголовного законодательства. Поправки в УК РФ исключают по отдельным составам преступлений нижние пределы санкций в виде лишения свободы, при этом верхние пределы остаются неизменными, также вносится ряд других изменений.
Если брать в принципе идею либерализации системы уголовного наказания, то она абсолютно верная, потому что у нас до последнего времени в стране существовала еще советская система, причем в смягченной сталинской форме, когда ставка делалась на максимальное заключение людей под стражу как при отбывании тюремных сроков и наказаний, так и при рассмотрении дел в суде, когда они еще не являются осужденными и заключенными.
И от этого последнего нужно избавляться по многим причинам. Во-первых, России, которая стремится в Европу, необходимо было смягчать УК. Если в сталинское время можно было все дыры затыкать людьми, то сейчас к человеческой жизни ,человеческой судьбе отношение другое и там, где можно было давать 15 лет, то сейчас надо думать, стоит ли это делать или человек как-то по-другому может загладить свою вину.
И другая причина - советская система, что бы про нее ни говорили, с коммерческой точки зрения была неэффективной. А у нас сейчас очень много видов преступлений, когда человек не причиняет какой-либо физический вред, но наносит существенный экономический урон и он должен это компенсировать, а не просто сидеть на зоне за деньги налогоплательщиков - есть, пить и спать и еще чтобы на охрану государство тратило деньги. Поэтому подход замены наказания связанных с лишением свободы на другие способы, чтобы человек искупил свою вину перед обществом, абсолютно правильно.
Но здесь «дьявол кроется в деталях», потому что, например, недавно был обнародован еще один пакет по либерализации законодательства. Там выясняется, что у нас на самом деле есть два вида преступностей - одна преступность, связанная с физическим насилием и она наказывается так, как она должна была наказываться. А потом выясняется, что та преступность, которая связана с экономическими преступлениями, является привилегированной. И если внимательно просмотреть, проанализировать, то выясняется, что если тот же проворовавшийся чиновник найдет приличного адвоката, который ему в рамках либерализации законодательства найдет приличную статью, то он, украв очень много денег, либо вообще выйдет на свободу, либо отсидит там несколько месяцев. Вот это неприемлемо, созидается впечатление, что бюрократия в рамках этой абсолютно правильной либерализации законодательства пытается для себя выторговать послабление.
Так что здесь любую инициативу надо рассматривать отдельно, но еще раз повторюсь - идея либерализации законодательства правильна по двум базовым моментам - с точки зрения гуманизма и с точки зрения коммерческой окупаемости унитарной системы и сокращения ее расходов.
Борьба с наркоманией для России - одна из самых актуальных тем. По опросу, который проводился недавно, можно сказать, что граждане России самым большим риском считают именно проблему наркомании. То есть, конечно, общество видит, что ситуация в этой сфере ухудшается. Это значит, что государство, да и общество, проигрывают наркодельцам, тем, кто распространяет наркотики. Здесь вопросов много и со стороны социальной политики, и конечно со стороны правоохранительных органов.
Совсем недавно в Общественной палате обсуждали возможности различных подходов к решению этой проблемы. Если рассматривать зарубежный опыт, в частности опыт в Соединенных Штатах Америке, действительно, ситуация, когда наркоманам предлагается либо лечение, либо тюрьма, принес свои плоды. Эта система эффективнее, чем просто упекание их в тюрьму.
К сожалению, мы не может похвастаться единым стандартом подходов или единой сетью государственных клиник, где наркоманы могли бы пройти лечение.
На сегодняшний день это больше похоже на спекуляцию, это либо дорогая частная клиника, которая не факт, что им поможет, либо это методы, известные по Бычкову, которые тоже не факт, что помогают, и совершаются незаконно.
Поэтому предложенные президентом поправки, что обязательное лечение станет альтернативой наказания для наркоманов, - это первый шаг к системе создания цивилизованных форм противодействия наркомании. Это очень верно, хоть и рассматривается с опозданием.
Единственное, что меня немного смущает, это отсутствие некого списка медицинских учреждений, куда можно направлять таких людей, и где можно пройти курс реабилитации для наркоманов. Если сейчас мы обяжем законом человека на такой выбор, то государство вынуждено будет предоставлять ему это лечение. Может быть, я не очень осведомлена о том, готово ли государство к такому предоставлению услуг. Однозначно, если бы подобные услуги были, то и проблем было бы меньше. Будем надеется, что эта поправка подтолкнет к созданию такой сети клиник.
«Деловая Россия» декларировала и продолжает декларировать, что за экономические преступления должны быть экономические наказания. То есть, если есть экономические преступления, за них должна быть по гражданскому законодательству экономическая ответственность.
Поэтому то, что говорит Медведев, это очень актуально. Многие правонарушения происходят из-за неаккуратности, а бывает просто из-за незнания. Сейчас все это переворачивается и за какую-то административную провинность можно понести уголовную ответственность.
Либерализация законодательства – назрела. И еще раз повторюсь, за экономические преступления должны быть только экономические наказания. Пусть штрафы будут очень высокими ( они такими и должны быть), но наказание должно лежать в экономической плоскости.
Я считаю, что если поправки будут одобрены, то в России будет расти бизнес. Это хоть какой-то маленький элемент улучшения инвестиционного климата, так как бизнес будет чувствовать себя более защищенным и не подверженным этим рейдерским атакам. И тогда он хоть как-то начнет развиваться. Это будет маленький шажок, хотя очень много другого надо сделать, чтобы у нас в стране начала развиваться экономика.
Что касается вопроса о том, что в судах есть еще коррупция и не помешает ли она ощутить блага этих поправок, то отмечу, что экономические преступления рассматриваются в арбитражных судах. Мы кстати предложили премьеру, чтобы у нас вообще должна быть ликвидирована система государственных арбитражных судов. Мы полагаем, что у нас должны быть государственные суды общей юрисдикции и частные или общественные третейские суды, в которых должны рассматриваться экономические споры, даже между государством и бизнесом. Поэтому государственный арбитраж в принципе не нужен, мы импортировали эту практику из Советского Союза.