Люди в черном
В XIX веке мужчины оставили яркость одежды женщинам. В историю моды этот "уход" вошел как "великий отказ мужчин". Д. Харви рассматривает тип мужчин в черном и анализирует смыслы, которые приписывались этому цвету на протяжении веков.
Книга Джона Харви «Люди в черном» не имеет ничего общего с фильмом. Она рассказывает о странном феномене, связанном с мужским костюмом — феномене черного.
У черного очень печальная история. Вот в античности или средневековье черное не любили. У греков и римлян в черное были одеты фурии, а в Средние века одетые в черное доминиканцы исполняли обязанности инквизиции Святого престола и ввиду этого не пользовались популярностью, особенно в кругах творческих и чувствительных к цвету. Исключение — испанский двор Короля Филиппа и Шекспир. Гамлета, как известно, традиционно актер играет в черном. Зачем это Гамлету? Потому, что это позволяет принцу выделиться. При этом подчеркивая, что он выделяться не хочет. Черный цвет позволяет герою с одной стороны пренебречь семиотическими признаками своего положения, а с другой — тем не менее, воспользоваться всеми его бонусами.
Но при всех не самых лестных ассоциациях, где-то в двадцатых годах девятнадцатого века большая часть мужского населения Европы вдруг неожиданно оделась в черное и не снимала его восемьдесят лет. А если посмотреть на форму нацистских СС или, если посвежее пример, презентации главы «Эппл» Стива Джобса (лысеющего Гамлета, с айфоном ) — то остаются в нем до сих пор.
Как и все плохое, эта мода, пишет Харви, пришла из Англии. Черный костюм, как достаточно респектабельная форма самовыражения как для дворянства, так и для буржуазии сформировалась в эпоху регентства Георга Четвертого благодаря королевскому фавориту Бо Браммелу по прозвищу «Красавчик». А уже к концу девятнадцатого века великий Джон Рескин перефразирует знаменитую характеристику Британии: «Английская империя, над которой прежде не заходило солнце, стала страной, над которой солнце не восходит вовсе», намекая на тотальное затемнение высшего света Империи.
Распространилась в среде английской элиты, перебросилась на континент и — вот вы по сей день не можете зайти в «Хуго Босс» за костюмчиком веселеньких цветов. Книга у Харви получилась хорошая, но уж очень серьезная — автор ощутимо увлекается французскими философами второй половины двадцатого века и Ницше заодно. Отсюда сложные и путаные цепочки причин и следствий, ассоциаций и связок. Нельзя с такими интонациями писать об одежде, даже и черной.
Джон Харви, «Люди в черном», М.: НЛО, 2010 — 304 с.
Книга приобретена в магазине «Фаланстер».