Статья
648 7 января 2009 0:40

М. Шевченко: Итоги 2008 года

«Актуальные комментарии» вместе с ведущими российскими политологами и экспертами подводят итоги 2008 года и предлагают прогнозы на новый 2009 год.Мнение известного телеведущего Максима Шевченко.

фотография Дениса Хохлова (с) http://www.denis-khokhlov.ru/

Комментарии экспертов

Я в порядке рейтинговой оценки, с первого до последнего места (примерно 5 позиций) выставлю события 2008 года. Событие номер один — это поражение республиканцев, победа демократической партии на выборах в США. Точнее, наверное, это победа не столько республиканцев, сколько сил, представляющих т.н. вашингтонский консенсус — союза и республиканцев из сферы реальной политики, и демократов. Это, конечно, существенный момент, говорящий о том, что Америка хочет оставлять за собой право на всемирное лидерство, поскольку Обама абсолютно одинок, а администрация сформирована Мадлен Олбрайт, причём сформирована на основе широкого политического консенсуса между демократами и республиканцами. И сейчас, на этот период истории, основной стратегией администрации США будет закрепление тех экспрессионистских успехов, которые были достигнуты во время правления Буша. Это будет иными методами, но продолжение линии Буша, и это для меня важнейший итог развития человечества на ближайшие годы.

Второе — это наступивший кризис. Кризис наступил не вследствие перепроизводства или каких-то объективных предпосылок, кризис имеет субъективную природу. Я считаю, что следствием кризиса могут быть два развития событий. Первое — негативное для человечества, другое — позитивное. Негативный вариант — это то, что правящие и финансовые элиты мира (США и Запада, в первую очередь) обанкротят всё остальное человечество, наши активы обесценятся, они скупят по дешёвке практически всё человечество.

Важнейшее событие года — война на Кавказе. Я имею в виду, Южную Осетию и Грузию, и участие российской армии в этой войне. Это война для России в итоге имеет негативные последствия, потому что она очень резко сузила пространство политического манёвра РФ. У нас осталось очень мало стратегий, которые мы могли бы воплотить. Признание Абхазии и Южной Осетии было правильным решением, но понятно, что оно безумно сузило пространство манёвра нашей дипломатии в кавказском регионе (где отношения с Грузией являются ключевыми) и вообще в отношении с Западом и миром. Оно, скорее, ослабило внешнеполитическую позицию России, если только мы не будем идти до конца в этом вопросе, усиливать свою военную мощь и выстраивать стену между собой и тем, что называется Запад. Объясню почему. Теперь какой бы режим в Тбилиси не возник (допустим, там возникнет супер-пророссийский режим), всё равно вопрос о принадлежности Абхазии и Южной Осетии будет возникать с любым грузинским режимом — антироссийским или пророссийским. Для грузин это крайне важная тема, которая имеет отношение к их национальной и духовной идентичности. Поэтому или таким образом надо развивать формат союзного государства, включая в него не только Абхазию и Южную Осетию, но и Грузию, или смириться с тем, что мы укрепляем внешние границы Абхазии и Южной Осетии, а Грузию так или иначе теряем навсегда, и она становится членом НАТО. То есть тут для России осталось очень узкое вариативное поле, и поэтому, скорее, это серьёзно осложнило наши внешнеполитические позиции.

Точно такая же ситуация в отношениях с Украиной. Я считаю, что это связанные вещи. В отношениях с Украиной мы сумели счастливым образом (несмотря на провокации разных империалистов внутри страны, которые являются, на мой взгляд, просто пособниками Запада) избежать прямого столкновения. Избегание прямого столкновения с Украиной является жизненно важным форматом российской внешней политики. Стабильная Украина, в которой нет гражданской войны и которая не расколота, является наилучшим вариантом для нашей политики на европейском, западном направлении. Если же Украина будет расколота, мы опять будем вынуждены признавать условный Донецк, условный Луганск, условный Крым, что приведёт нас к ситуации прямой конфронтации. Поэтому грузинская война мне кажется событием крайне важным, описавшим новый формат международной политики, и в частности политики в отношениях с Западом, с мировым лидером.

Четвёртым результатом года я назову избрание Дмитрия Медведева, которое привело к тому, что в России постепенно формализуются два, условно говоря, тренда элитного настроения. Это был большой риск. Я понимаю сторонников третьего срока, которые активно выступали в конце 2007 года за то, чтобы Владимир Путин остался на посту президента. Но гораздо важнее, на мой взгляд, чтобы «Единая Россия» была большой партией, консолидирующей все типы элит (либеральных, консервативных, патриотических — каких угодно), чтобы она связывала единое пространство между Кремлём и Белым домом, условно говоря. А иначе последствия могут быть тяжёлыми.

И пятый пункт, который является итогом года — это атаки на Конституцию, которые произошли в конце года. Хорошо, если это легитимные атаки, произведённые президентом с его продолжением срока. Но атака с отменой суда присяжных по политическим делам, которая произведена комитетом по безопасности Госдумы, кажется мне крайне опасным итогом. Дело в том, что это противоречит статье Конституции, которая гарантирует каждому гражданину страны право на суд присяжных, предусмотренное федеральным законом. А другая статья Конституции говорит о том, что никакие законы не могут умалять (то есть уменьшать) те права, которыми обладает гражданин в соответствии с Конституцией. Аргументы, которые приводится сторонниками отмены суда присяжных по политическим делам, мягко выражаясь, несостоятельны. Сошлюсь на Владимира Васильева, он говорил: «Что ж такое — следствие изобличает, а суды оправдывают?» Но следствие не изобличает, следствие собирает доказательную базу, а изобличают, то есть признают вину или не вину, суды. Здесь происходит подмена правосудия.

Мне кажется, что идёт разрушения формата, политического поля, с огромным трудом созидаемого в стране, и здесь бы надо президенту как гаранту Конституции, вступиться и обратить на это внимание. Это требование об отмене судов присяжных является для меня проявлением системного кризиса, который в нашей стране проявился к концу 2008 года, кризиса, который опять говорит о том, что является следствием 4-го пункта — что расхождение точек силы современной России, эти игры в западную демократию до добра не доводят. Они приводят к образованию элитных клубов, которые начинают конфликтовать и конкурировать между собой. Благо, только за экономическое пространство, но они начинают конкурировать и за политическое пространство, и за законодательное пространство, поскольку они в России в последние годы, благодаря Путину, оказались очень сильно переплетены между собой.

Страна испытывает огромное напряжение. 2009 год будет решающим годом. Мы должны его пережить, пройти без регионализации страны, без разрушения страны, без лишних внутренних конфликтов.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".