Статья
1072 10 октября 2008 0:01

Медведев в Киргизии

Дмитрий Медведев в ходе визита в Киргизию планирует подписать ряд соглашений в сфере экономического сотрудничества двух стран и принять участие в саммите глав государств СНГ

Комментарии экспертов

Дмитрию Медведеву после саммита в Эвиане есть, с чем ехать на Восток. Визит президента России в Киргизию и его участие в саммитах СНГ и ЕврАзЭс станет первым с момента окончания «кавказской войны» и последующего выхода Грузии из СНГ. В этой связи в ходе мероприятия (в рамках министерского формата) будут обсуждаться  нормативно-правовые аспекты этого решения грузинского руководства. Каких-либо специальных заявлений, сделанных по поводу позиции России на Кавказе, ожидать не стоит, поскольку все участники саммита повторят озвученную ранее позицию об осуждении действий Тбилиси и поддержки реакции Москвы, но не станут актуализировать вопрос о суверенитете Абхазии и Южной Осетии. Об этом свидетельствует, в частности, состоявшийся в конце августа саммит ШОС, в котором принимали участие многие из гостей предстоящих в Бишкеке мероприятий. Кроме того, Дмитрий Медведев проводил встречи с лидерами постсоветских республик и в двустороннем формате: главы государств СНГ по-прежнему избегали комментировать новый статус Абхазии и Южной Осетии. Тогда ни один из участников публично не присоединился к российской инициативе, однако на неформальном уровне позиция Москвы безусловно получила одобрение. Можно предполагать, что СНГ на саммите откажется от санкций против Абхазии. Это следует из заявления первого заместителя министра иностранных дел Андрея Денисова: "Сегодня с учетом принципиально новых реалий наложенные когда-то на Абхазию санкции и вовсе утратили смысл. На международной арене появились два новых независимых государства - Абхазия и Южная Осетия. Из этого исходим и на это обращаем внимание других государств-участников СНГ". Он специально отметил, что Россия "понимает деликатность этого вопроса. Не собираемся "выкручивать руки" нашим партнерам по содружеству. Убеждены, что сама жизнь со временем подскажет им правильные решения".

Вместе с тем участие российского президента в саммите СНГ – дополнительная возможность продемонстрировать Западу наличие у России мощного союзнического «тыла». У Москвы сейчас появляется возможность придать новый импульс своим отношениям с постсоветскими республиками, обозначив в качестве приоритетного направления создание общеевропейской системы безопасности с их непременным участием. Принципиальная позиция, озвученная Медведевым в среду в Эвиане, должна получить поддержку стран СНГ, которые на фоне экономического кризиса не могут не обратить свои взоры на Россию, все активнее позиционирующую себя и в качестве «антикризисного менеджера»

Практические результаты саммита довольно незначительны. Если мы посмотрим, что сообщают сами главы государств по его итогам, то основные достижения были протокольного характера: следующим государством, которое будет принимать саммит ЕврАзЭС, стала Белоруссия, и вручены почетные грамоты Рапоте и Грефу. И все. Из реальных конструктивных итогов саммита можно назвать лишь эти два.

Что касается самого формата проведения саммитов, то впервые в саммитах СНГ и ЕврАзЭС участвовал президент России Дмитрий Медведев, и это существенно меняет значение прошедших событий, несмотря даже на то, что практические результаты были минимальны. Медведев достойно презентовал Российскую Федерацию. Но надо понимать, что сейчас прошли встречи с теми лидерами, с которыми Медведев уже давно работал. Поэтому тот формат представления России, который показал Медведев, для него вполне естественен, потому что контакты были наработаны еще задолго до того, как он стал президентом России.

Что же касается актуальной повестки, то, к сожалению, лидеры стран ЕврАзЭС и СНГ, собравшиеся в Бишкеке, не оценивают должным образом мировые события и мировой экономический кризис. Они не оценивают угрозы этого кризиса для себя лично и для своих государств. Возможно, даже Россия еще пока не до конца оценивает всю глубину внешнего экономического кризиса. По крайней мере, договориться о совместных действиях по урегулированию кризисной ситуации так и не удалось. Удалось лишь договориться о встрече министров финансов стран ЕврАзЭС, которая пройдет в ближайшее время в Москве. Причем этот формат встречи будет лишь разъяснительного характера: Кудрин расскажет об итогах своего визита в США. Кстати, министры финансов - это те люди, которые понимают всю глубину разворачивающегося кризиса. Кудрин абсолютно вовлечен в тему и может оценить масштабы развивающейся ситуации. Не знаю, насколько его коллеги из стран ЕврАзЭС и СНГ будут способны на то, чтобы адекватно понять слова Кудрина. Посмотрим, время покажет.

Экономики стран ЕврАзЭС демонстрируют высокие темпы развития. Но за прошедшие с момента создания организации годы достаточно далеко продвинуться так и не удалось. Конечно, и в рамках ЕС нет особого развития, но в рамках ЕврАзЭС успехи вообще минимальны. Таможенный союз так и не создан, хотя о необходимости и сроках (гораздо более ранних, чем сегодняшний день) его создания говорилось неоднократно. Но, безусловно, отказываться ни от самой организации, ни от такого рода встреч на пространстве бывшего СССР не стоит, потому что существующие сейчас рамки взаимодействия государств на постсоветском пространстве - Совет РФ-Белоруссии, ЕЭП, ЕврАзЭС, СНГ и, в какой-то мере, ШОС - показали, что за всей их необязательностью, не очень большой значимостью и не очень существенной конкретностью скрывается очень важная функция по сближению интересов стран, которые раньше были единым целым, и недопущению существенных расхождений между ними. Несмотря на то, что "бархатный" развод произошел всего лишь 18 лет назад, интересы стран, которые были единым целым, сейчас настолько сильно отличаются, что любой формат взаимодействия на постсоветском пространстве должен приветствоваться. И поэтому даже отсутствие конкретных результатов на этом саммите ни в коей мере не является основанием для того, чтобы отказаться от подобных саммитов в принципе.

Киргизия, несмотря на свою относительную бедность и небольшой размер, важна в геополитическом отношении. Она занимает очень выгодное географическое положение, гранича с Китаем, Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. Киргизия, таким образом, является своего рода ключом к влиянию в среднеазиатском регионе. Поэтому недаром американцы выбрали именно Киргизию в качестве объекта для очередной «цветной» революции. Из Киргизии можно влиять на положение в Китае через прилегающий к ней потенциально сепаратистский Синцзян-Уйгурский автономный район, населённый мусульманским населением. Можно влиять и на богатый нефтью и газом Казахстан, а также на Узбекистан и находящийся на границе с Афганистаном Таджикистан. Киргизия потенциально важна и в экономическом отношении – будет возрастать важность её  водных и энергетических ресурсов, поскольку именно Киргизия снабжает водой и электроэнергией значительную часть прилегающих регионов. Следовательно, у России есть интересы в Киргизии и они должны обеспечиваться дипломатическими усилиями как в рамках двусторонних переговорах, так и на площадках международных организаций – СНГ, ШОС и ОДКБ. Адресованное странам СНГ предложение России снять санкции с Абхазии понятно и вполне перспективно. Многие опасались, что Россия на предстоящем саммите начнёт требовать признания Южной Осетии и Абхазии. В этих условиях снятие санкций – это компромиссный вариант. Даже если такое решение не будет принято на саммите, то перспектива прогресса по этому вопросу объективно существует. Важно и место проведения саммита – Киргизия, и то, что визит Медведева в эту страну происходит одновременно с проведением этого саммита.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".