Статья
2912 31 августа 2017 14:47

Мемный Навальный

В сети активно распространяются мемы с Навальным, построенные на фотографии, где оппозиционер скромно есть «Доширак». Критики политика моментально начали раскручивать эту историю, пытаясь высмеять Навального, однако существует мнение, что все эти мемы идут только на пользу оппозиционеру, так ли это?

Эффективность мема

Изначальный посыл был задан именно постоянными критиками Навального. В анонимных телеграм-каналах стали появляться мемы, а далее уже в соцсетях они стали быстро распространяться. Команда Навального периодически сама запускает мемы, вспомнить хотя бы Навального в пиратской повязке с его «Да, капитан!» или «Агитировать мы не бросим, 1488», но сейчас заброс был именно со стороны критиков, которые пытались высмеять политика.

Дискуссия вокруг того, насколько эффективны подобные кампании и не играют ли они на пользу самого Навального возникла из-за того, что не определены цели, которые могут решить вирусные мемы.

Например, политтехнологи Михаил Виноградов и Михаил Ковалев считают, что любое упоминание, цитируемость и пресловутый хайп вокруг персоны в современных условиях всегда играют на пользу объекта информационной кампании. Другими словами, черный пиар — тоже пиар. Но насколько эффективны такие мемы именно в случае Навального и есть ли негатив?

Все останутся при своих

Главная задача вирусного мема — максимально быстрое распространение информации. Нужно ли это Навальному? Практически каждый активный пользователь сети знает, кто такой Алексей Навальный. Проблемы с узнаваемостью у него в других сегментах, а по ТВ эти мемы вред ли покажут. Поэтому за счет этих мемов узнаваемость его не увеличится.
Мемы были эффективными в случае с Алишером Усмановым, когда за их счет он увеличивал свою узнаваемость, а с помощью конкурса мемов переломил негативный тренд и больше критических мемов стало появляться именно про Навального.

Нанесут ли новые мемы вред репутации Навального? — Нет. Они, конечно, более оригинальны, чем лобовая атака с фильмом, где Навальный сравнивался с Гитлером, но никаких пороков они не высмеивают, так как изначально материал выбран обычный. Ну, ест человек «Доширак» и все это похоже на косплей Киану Ривза, что здесь плохого? Но все же стоит отметить креатив, с которым подошли к созданию мемов авторы. Ведь плохие мемы, пусть и про Навального, не получили бы такого распространения.

Единственный минус от этой волны сводится к тому, что фото нельзя будет использовать для транслирования смысла «я такой же простой парень как и вы». Очевидно, что замысел был именно такой, так как после отпусков во Франции и Греции нужно восстанавливать связь с электоратом. Сам Навальный в Инстаграме уже по полной отыграл эту тему, мол, любимый у него вкус — «Говяжий» (вот совпадение, опять попадание в мем про «говяжий дошик»). Отчасти мемы спасли его от банального политтехнологического приема.

Выводы

Этот кейс отлично показывает, что в медиасреде неудачная информационная атака может сыграть только на пользу атакуемому. Если попытка с фильмом на YouTube провалилась полностью (у фильма 176 тысяч дизлайков), то мем с «Дошираком» просто попал мимо цели и значительно на настроения пользователей не повлиял: сторонники Навального остались при своем мнении, противникам мемы понравились, а сомневающиеся просто несколько раз промотали в своей ленте смешные картинки.

Кроме того, случай показывает эффективность инструмента, но чтобы играть на этом поле, нужно включаться по полной, отказываться от серьезности и привычных рамок морали, иначе получится серость и унылость как в случае с Партией Роста образца 2016 года.

Михаил Карягин, политолог
© 2008 - 2022 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".