Статья
3588 10 августа 2018 14:19

Мифы и рифы российских выборов

Единый день голосования состоится через месяц, поэтому предвыборные кампании переходят в самую активную стадию, которой предшествовали процедуры выдвижения и регистрации кандидатов. Ассоциация НКО по защите избирательных прав «Гражданский контроль» представила доклад об итогах первых двух этапов. «Актуальные комментарии» подчеркнули главное, что нужно знать из этого документа.

Предвыборная повестка после выборов в Думу переместилась на региональный уровень

В докладе отмечается, что политтехнологические кадры, получившие опыт президентских выборов, устремились на региональные площадки. Отмечается также позитивный фактор того, что предложение профессиональных кадров сегодня существенно превышает спрос на них, что
усиливает уровень конкуренции в борьбе за клиентуру и улучшает качество подготовки кандидатов.

Подчеркивается, что подготовка к выборам проходит в контексте непопулярных мер — пенсионной реформы и повышения НДС — поэтому данную тематику активно пытаются освоить
оппозиционные политические силы.

Кардинальных перемен в базовых параметрах выборов — нет

Нововведения 2017-18 годов — скорее, процедурно-протокольного характера. Они связаны либо со сроками и процедурами избирательных действий, либо со стремлением законодателя распространить позитивный опыт президентской избирательной кампании на иные виды и уровни выборов.

В частности, речь идет об отмене открепительных удостоверений и возможности выбрать участок на сайте «Госуслуги», а также о видеонаблюдении на участках.

В качестве других позитивных изменений в параметрах выборов можно отметить тренд на придание законодательству о выборах внутренней системности.

Рост числа партий после либерализации 2012-2014 годов закончился, но это не говорит о снижении качества политконкуренции

Снижение требований к регистрации партий привело к резкому увеличению количества партий. Сейчас партстроительство пошло на спад. Выяснилось, что у партий нет необходимых ресурсов для успешной конкуренции на политическом поле. У части партий банально не хватает актива для того, чтобы выдвигать своих кандидатов на выборы. Так, в выборах 2018 года всего 27 партий представили своих кандидатов на выборах в региональные парламенты.

Выборы в законодательные органы регионов: партии и кандидаты плохо работают с документами. Это основная проблема

Партии забывают уведомлять избиркомы о мероприятиях по выдвижению, не соблюдают формальные процедуры по выдвижению и зачастую даже с ними не знакомятся. Отсутствие необходимых документов — следствие явной недоработки партийных аппаратов.

Также возникали правовые споры, связанные со структурой списка. В ряде случаев после исправления недостатков списки партий вносились в избиркомы.

Довыборы депутатов Госдумы: меньше всего проблем

Причина проста: в кампании принимали участие либо парламентские, либо крупные и активные партии второго эшелона.

Губернаторские выборы: самые простые правила регистрации, кампании как пиар

Процедура персональной регистрации — самая мягкая среди прочих, поэтому на губернаторских кампаниях было больше всего участников. Поэтому главным основанием для отказа в регистрации стало фактическое отсутствие избирательной кампании у кандидатов.

Ряд кандидатов даже не предоставил необходимые для регистрации на выборах документы. По кандидатам было вынесено решение «отказ в регистрации», хотя они по факту не делали попыток зарегистрироваться. Очевидно, что единственная цель «выдвижения» в губернаторы для большинства из них (в частности, это Илья Яшин и Антон Красовский, объявлявшие себя кандидатами в Москве) — попытка капитализировать личный бренд.

Число реальных отказов в регистрации в связи с непрохождением муниципального фильтра было небольшим — это, в частности, московские экс-кандидаты в мэры Балакин («Союз Горожан» и Дмитрий Гудков «(«Гражданская инициатива»), пытавшийся избраться во Владимирской области Максим Шевченко (КПРФ) и еще несколько менее известных фигур.

Выводы:

Электоральная система в России нормализировалась. Манипуляции, большие скандалы и прочие нарушения перестали сопровождать электоральный процесс. Кроме того, система регистрации позволяет выступать на выборах серьезным кандидатам и ответственным политическим силам разного уровня. Так, не смогли зарегистрироваться в ходе текущей кампании лишь партии и кандидаты-однодневки.

Муниципальный фильтр показал свою работоспособность и отсеял тех, кто пытался использовать кампанию лишь в качестве погони за собственным пиаром.

«Скучные» кампании — показатель того, что выборы из шоу превратились в серьезную работу, где серьезные политики ведут серьезную борьбу.

Таким образом, региональные выборы из борьбы абстрактных политических программ позитивно трансформировались в планы реальных дел. Поэтому на региональных выборах избиратели стали выбирать эффективных управленцев по более предметным и осознанным критериям.

Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".