Статья
2247 23 мая 2009 0:01

Миграционная политика

При правительстве РФ будет создана комиссия по миграционной политике. Поток мигрантов в Россию несколько снизился, однако приехавшие ранее иностранцы не спешат покидать пределы страны. За последние годы на территории страны "осело" более 5 млн. приезжих.

Комментарии экспертов

В феврале-марте текущего года администрация президента провела несколько конкурсов на проведение исследовательских работ по вопросам миграции, по вопросам отношения к мигрантам, по вопросам опасности, которая исходит от мигрантов, в частности, государств, поток мигрантов которых составляет наибольшее число. Естественно, следствием подобного конкурса и подобного внимания к проблеме является создание рабочей комиссии, которая будет заниматься вопросами миграции на профессиональной основе. Здесь очень важно то, что руководство страны подходит к этому вопросу комплексно, не передавая решение проблем или принятие решения по данному вопросу в руки какого-либо одного ведомства.

Мы были свидетелями того, как Федеральная миграционная служба откровенно не справилась с общественной миссией, которая была на неё возложена. Именно с общественной миссией, то есть я не хочу упрекать ФМС в том, что они не справились именно с потоком миграции, но с высокой общественной миссией, которая на них возлагалась (это создание нормального отношения в обществе к мигрантам) она совершенно не справилась. Общество у нас к мигрантам настроено в лучшем случае настороженно (в худшем - резко отрицательно), это факт. И в первую очередь оно настроено именно из-за действий ФМС, потому что было очевидно, что если поток миграции нарастает такими темпами и ФМС ничего с этим сделать не может, то общество будет настроено к мигрантам крайне негативно. В результате эта миссия, которая возложена на ФМС, была провалена.

И сейчас руководство страны должно будет решать сразу несколько грандиозных по своим масштабам задач: определить истоки этой мигрантофобии (хотя они достаточно очевидны, но необходимо их определить научно), определить необходимость российской экономики в этих мигрантах (довольно-таки сомнительную на самом деле, но определить тоже с научной точки зрения) и принять соответствующие решения по миграционной политике, основываясь и базируясь не просто на интересах одного конкретного ведомства, а на интересах всего общества.

 

Если создаётся государственная комиссия по миграционной политике, то она должна, во-первых, объединить несколько ведомств, которые занимаются этими проблемами, а не только лишь одно МВД или ФМС. Это должны быть, наверное, и социальные службы нашего ведомства, и образование, и информация – множество служб. Затем можно рассмотреть основные миграционные потоки – и иммиграции и эмиграции. Есть проблема возвращения интеллектуальных кадров в Россию, особенно научной молодёжи. Есть проблема предотвращения «утечки мозгов». Она хоть и не такая, но в условиях кризиса может актуализироваться. Так что в этом плане задача – ограничить миграцию в страну и желательно вернуть квалифицированную силу, особенно получивших образование, студентов, которые учились в западных университетах.

Что касается иммиграции, то есть въезда в нашу страну, то это в подавляющем большинстве страны бывшего СССР, страны СНГ. Здесь у нас остаётся режим достаточно свободный, поскольку нет виз с большинством стран бывшего Советского Союза. Объём этой иммиграции сохранился за последние годы, особенно за последние полтора-два года, в силу кризисных явлений, сокращения возможности получить работу здесь и в силу более жёсткого контроля со стороны властей РФ. Но какой-то достаточно серьёзный объём всё равно будет оставаться, иначе встанут многие сферы нашей жизни, мы нанесём ущерб развитию нашей страны и интересам граждан, которые пользуются услугами иммигрантов в личном порядке, начиная с рабочих которые ремонтируют квартиры, дачи или строят что-то для частных лиц. Я уж не говорю о крупных работодателях, которые, начиная с олимпийских объектов и кончая мелким бизнесом, пользуются этими услугами.

Этой комиссией должна рассматриваться и региональная специфика, и проблема квот, потому что есть крайности в установках квот. Они исходят только из интересов работодателей, юридических лиц. А добрая половина тех, кто к нам приезжает, работают не на юридические лица, а на физические лица. Физические лица не имеют возможности как-то зафиксировать тот факт, что они используют наёмного работника и тем самым легализовать этот процесс и статус этого наёмного работники. По этой части были обещания ввести какие-то нормы и правила, но до сих пор ничего не сделано.

Наконец, для этой комиссия есть ещё одна очень большая сфера – это проблема интеграции мигрантов, особенно тех, которые здесь живут подолгу и, вероятно, хотели бы остаться на постоянное жительство с перспективой получения гражданства. О такой перспективе в своё время говорил президент в своём послании, когда затрагивал проблемы миграции. Нужны какие-то образовательные, языковедческие курсы, необходимы какие-то контакты с населением,  людьми других культур, традиций, другого облика, вероисповедания.

Есть проблема адекватного образа роли миграции, образа самих мигрантов. В нашей стране господствуют мифы и порой просто ложные данные о том, что по лесам бродят какие-то банды мигрантов, которые совершают преступления. Это  вселяет ужас и страх у населения по отношению к гражданам других государств, которые приехали сюда работать.

Никого не наказывают за то, что люди жестоко обманывают мигрантов, не выплачивая им зарплаты за сделанный труд, и тем самым ставят их в отчаянное положение. Они не могут не только получить эти деньги, но даже купить билеты и нормально уехать из страны. Беспредел и преступления по отношению к мигрантам  оправдывают тем, что всё равно мигранты – преступники, бесправные, их никто сюда не звал, тем самым позволяют себе  бессовестный обман и эксплуатация труда. Это очень отрицательно сказывается на образе нашей страны среди этих людей. Это отрицательно сказывается и на отношении к русским и русскоязычным, которые продолжают жить в тех странах, куда мигранты вернутся. Это вообще чревато негативными последствиями.

Естественно, комиссия по миграционной политике должна чётко разграничивать зарубежных, иностранных мигрантов, и тех наших советских граждан, которые меняют своё место жительства и едут за работой в другие места проживания, на временной или на сезонной основе. Это совсем другая категория людей. Это наши российские граждане. Здесь должны быть совсем другие подходы.

В целом, наверное, такая комиссия, если бы в неё ещё вошли представители научного сообщества, представители общественных организаций, которые занимаются миграцией (уже есть и собственно мигрантские организации типа профсоюза), могла бы быть полезной.

Ситуация сейчас  не такая  драматическая, как, скажем, было 4-5 лет назад, когда неконтролируемая и незарегистрированная миграция составляла подавляющее большинство. Сейчас, в результаты усилий, которые предприняты государством, властями, большая часть мигрантов всё-таки относится к категории контролируемых или зарегистрированных. О них имеется информацию, имеются данные. Возможность воздействия и управления гораздо больше со стороны государства и со стороны общества.

14 мая 2024 Новости  Перестановки в правительстве: эксперты о главных политических событиях Что означают перестановки в правительстве и как они отразятся на политическом процессе? ВС РФ активизируются сразу на нескольких направлениях фронта. Как ситуация на земле отразится на динамике конфликта? 20 мая истекает срок полномочий Зеленского, что ставит под вопрос его легитимность. Как это повлияет на процесс урегулирования конфликта и кто может заменить Зеленского? Эти и другие актуальные политические вопросы обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 13 мая. 13 мая 2024 Новости
Новое правительство: протокол и стратегии
 Новое правительство: протокол и стратегии Путин продемонстрировал курс на стабильность и преемственность, внеся в Госдуму кандидатуру Мишустина на пост премьер-министра, отмечают политологи. При этом новый состав правительства, по их словам, является свидетельством технологизации государственного управления.
23 марта 2023 Анонс  Отчет правительства в Госдуме 23 марта премьер-министр РФ М. Мишустин выступит в Госдуме с отчетом правительства. По видеоконференцсвязи его будут смотреть все законодательные собрания регионов.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".