Статья
1465 29 октября 2017 13:40

Миротворцы или охранники: дилемма контингента ООН

Введение в Донбасс «голубых касок» ООН сейчас является единственной идеей, с которой с теми или иными оговорками согласны все участники мирного процесса.

Несмотря на то, что Москва и Киев исходят из разного понимания мандата миссии (на линии разграничения сторон плюс доступ ооновцев к складам хранения тяжелых вооружений или на всю неподконтрольную Киеву территорию), по крайней мере, они согласны в принципе, что такая миссия необходима и готовы обсуждать ее функционал и дислокацию.

В настоящий момент ситуация на переговорах такова, что единственной альтернативой «голубым каскам» является дипломатический тупик вокруг имплементации минского Комплекса мер. То есть пролонгация на неопределенный срок незамороженного конфликта с почти каждодневными нарушениями режима прекращения огня, жертвами среди мирного населения и происходящими по несколько раз в год масштабными всплесками вооруженного противостояния, которые вынуждают международных посредников в пожарном порядке призвать стороны прекратить огонь. В результате возрастают риски того, что Соединенные Штаты и Россия будут наращивать военные возможности Украины и республик соответственно, что, в свою очередь, может повысить градус столкновений.

Если переговоры в Совбезе ООН по поводу «голубых касок» провалятся и компромисс так и не будет найден, в Донбассе продолжится позиционная война, а «нормандской четверке» и Соединенным Штатам придется признать, что, с одной стороны, есть мирный договор, о приверженности которому на словах заявляют все стороны конфликта, а с другой — все шаги по его выполнению завели в никуда, поскольку опять-таки стороны конфликта не заинтересованы в его буквальной имплементации. Киев отказывается от легализации сепаратистов и от проведения конституционной реформы ради Донбасса, в то время как ДНР и ЛНР не скрывают отсутствие желания интегрироваться в националистическую Украину и считают присоединение к России по крымскому сценарию оптимальным вариантом завершения конфликта.

Дислоцирование войск ООН в зоне конфликта содержит одно важное условие, озвученное российской стороной, на экспликацию которого часто мало обращают внимание. Его выполнение радикально изменит ситуацию «на земле» в лучшую сторону и освободит пространство для переговоров по политической части Минских соглашений.

Если даже вынести за скобки спорные вопросы параметров миссии и ее технического оснащения, очевидно, что Россия не даст согласия на введение миротворцев без пусть формального, но одобрения республик и с широким мандатом на принуждение сторон к прекращению огня. Кремль не хочет, чтобы «голубые каски» вольно или невольно сами превратились в сторону конфликта и наказывали виновных за пределами решения довольно узкой задачи по охране и сопровождению наблюдателей ОБСЕ. При этом Россия ставит в качестве предварительного условия размещения миссии прекращение огня и отвод тяжелых вооружений.

Ооновцы смогут выполнять свои даже ограниченные функции только при действующем режиме «тишины» на линии разграничения. В противном случае, либо среди «голубых касок» начнутся случайные или намеренные жертвы, и тогда Совбез ООН окажется перед необходимостью пересмотра мандата или вообще вывода контингента. Либо они окажутся в незавидном положении пассивных наблюдателей происходящего, будучи не в состоянии помочь СММ ОБСЕ выполнять свои функции. Другими словами, чтобы «голубые каски» получили полный доступ на линию разграничения и смогли сопровождать на всем ее протяжении мониторинговую миссию ОБСЕ, стороны как минимум обязаны обеспечить режим прекращения огня. Иначе появление контингента ООН в зоне конфликта не изменит ровным счетом ничего. Наблюдатели в сопровождении вооруженных охранников продолжать посещать те ограниченные зоны, на которые стороны им будут предоставлять доступ, а качество их мониторинга никак не изменится из-за отсутствия условий для безопасности.

Поэтому, прежде чем войска ООН будут размещены в Донбассе, международные посредники и стороны конфликта должны предоставить твердые гарантии прекращения огня. Парадоксально, но факт — миротворцы нужны, чтобы наблюдатели ОБСЕ выполняли функции по мониторингу режима прекращения огня и отвода тяжелых вооружений, при этом для полноценной работы миротворцев нужен уже действующий режим прекращения огня. Таким образом в ходе обсуждения размещения миссии ООН придется решить проблему безопасности при том, что до сих пор ни одно из соглашений о прекращении огня так и не заработало.

Решения этой проблемы, скорее всего, пока нет. Все, в конечном счете, будет упираться в обещания Киева и республик, что под развертывание контингента ООН огонь прекратится, а тяжелые вооружения будут все-таки отведены. По всей видимости, расчет России основан на том, что Украина больше всего заинтересована в развертывании «голубых касок», а потому предоставит такие гарантии, после чего ДНЛ и ЛНР сделают шаг навстречу. Порошенко выгодно закрыть историю с контингентом ООН до конца 2018 года и желательно до октября, когда вновь истечет срок действия закона об особом статусе, чтобы перед выборами получить доказательства нормализации ситуации в Донбассе и выбить почву у радикалов, которые используют Минские соглашения как повод для фронтальной атаки на власть.

Однако сам по себе дипломатический ход, что переговоры по подключению ООН к решению конфликта могут вывести конфликтующие стороны на решение проблемы, которая не могла быть решена в течение всего периода противостояния, на фоне общего пессимизма вокруг имплементации Минска-2 кажется, если не прорывным, то точно открывающим новые миротворческие перспективы.

Олег Игнатов, политолог

Центр политической конъюнктуры специально для «Актуальных комментариев» 


29 июня 2022 Новость  НАТО выступает против мирного урегулирования конфликта на Украине Саммит НАТО заявил Зеленскому, что конфликт должен быть разрешен военным путем, и альянс будет продолжать помогать Киеву для этого. Об этом во время саммита сообщил премьер-министр Бельгии Александр де Кроо.  28 июня 2022 Новости
Черный список: каким западным политологам запретили въезд в РФ
 Черный список: каким западным политологам запретили въезд в РФ Россия внесла в «стоп-лист» 25 граждан США. В санкционных списках также оказался американский философ, политолог и автор книги «Конец истории и последний человек» Фрэнсис Фукуяма. Ему запретили въезд в Россию «на бессрочной основе».
28 июня 2022 Новости
Военное поражение или политическая капитуляция: американские эксперты о вариантах завершения конфликта на Украине
 Военное поражение или политическая капитуляция: американские эксперты о вариантах завершения конфликта на Украине Военное поражение или политическая капитуляция могут быть единственным путем к урегулированию военного конфликта на Украине, пишет политолог корпорации RAND Рэймонд Куо.
© 2008 - 2022 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".