Статья
3285 8 сентября 2011 14:12

Мировой форум в Ярославле

Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия не откажется от демократического пути развития и будет стремиться к тому, чтобы строить свободное общество свободных людей.

«Я хотел бы сказать со всей определенностью, что все проблемы, все издержки, все трудности, с которыми мы сталкиваемся на пути развития нашей страны, не заставят нас отказаться от наших целей», - подчеркнул Медведев, выступая на Мировом политическом форуме в Ярославле.

«Мы хотели и хотим жить в современном демократическом государстве, государстве, которое принято называть свободным обществом свободных людей. В мире без насилия и бедности», - подчеркнул глава государства.

По его словам, «мы обязаны сохранить целостность нашей страны».

«Иначе никакой страны у нас просто не будет. Либо она есть такая, как сегодня, либо у нас не будет никакой России», - отметил Дмитрий Медведев.

Президент также заявил, что сепаратизм и терроризм в России ослаблены, но еще до конца «не добиты».

«Всем известно о проблемах, с которыми сталкивается российское общество. Мы ведем многолетнюю борьбу с сепаратизмом и терроризмом. И хотя этот враг ослаблен, но еще не добит окончательно, он не побежден», - заявил Медведев.

Глава государства отметил, что «расширяется география межэтнической напряженности». «Потоки внутренней миграции движутся в основном с юга на север. В местах традиционного проживания русских появляется большое количество наших граждан, которые приехали с Кавказа, а русское население кавказских республик потихонечку убывает. Это приводит к плохим последствиям», - заметил Дмитрий Медведев.

По его словам, в результате появляется этническая, этнокультурная замкнутость в одних регионах, а в других возникают трения на межнациональной почве.

Преимущество России - в ее национальном многообразии.

«Историческая судьба России - это сплав коллективного творчества всех народов, разных по языку, культуре, обычаям», - сказал Дмитрий Медведев. По его убеждению, «именно это разнообразие позволяло находить ресурсы, знания и силы для ответа на самые проблемные темы на каждом этапе исторического развития, делало Россию жизнеспособной, самобытной и мощной».
 
В своем выступлении глава государства также обратил внимание на то, что «обеспечение порядка и законности не может быть поводом для дискриминации меньшинства или большинства по национальному признаку».
 
«Все национальные культуры России должны свободно развиваться. Каждый гражданин должен иметь возможность там, где хочет, в любом регионе, иначе не будет единой страны», - указал он.

Третий Мировой политический форум проходит под патронатом Дмитрия Медведева.

Мероприятие началось вчера, однако было омрачено авиакатастрофой в аэропорту Ярославля, где погибла ярославская хоккейная команда «Локомотив».

В связи со случившимся, глава государства внес коррективы в свое пребывание на форуме. По прибытии в Ярославль он посетил поселок Туношна, рядом с которым упал Як-42, чтобы почтить память погибших в авиакатастрофе.

Глава государства положил красные розы на берегу реки Туношонка, напротив того места, где в воде лежат фрагменты самолета, перекрестился и постоял минуту, склонив голову.

Самолет Як-42, на борту которого находились члены хоккейной команды «Локомотив», разбился при взлете из аэропорта под Ярославлем в среду. Из 45 человек, находившихся на борту, выжили только двое - хоккеист Александр Галимов и член экипажа Александр Сизов.

При этом глава государства принял решение не отменять свое выступление на Форуме. Другие мероприятия в рамках форума с участием Дмитрия Медведева также остаются в силе.

В частности, у президента запланирована встреча с ведущими российскими и иностранными политологами, главными редакторами крупных иностранных СМИ. Также состоятся беседы президента с приглашенными на форум гендиректором ЮНЕСКО Ириной Боковой и президентом Турции Абдуллой Гюлем. С турецким коллегой, как ожидается, президент РФ обсудит ситуацию в Ливии, на Ближнем Востоке, вокруг Ирана, а также крупные российско-турецкие энергетические проекты.

У здания спортивного комплекса «Арена», где проходит форум, на месте народного поминовения погибших в авиакатастрофе возложены цветы и горят свечи. На плакатах, развернутых у места поминовения, надписи: «Ребята, мы помним о вас». В Ярославской области объявлен траур.

Участники пленарного заседания форума, прервав заседание, также возложили цветы к входу в Ледовую арену-2000, которая является спортивной базы хоккейной команды «Локомотив», погибшей в авиационной катастрофе.

Что касается непосредственно Мирового политического форума, то в этом году его темой стало «Современное государство в эпоху социального многообразия». «Актуальные комментарии» являются официальным информационным партнером Форума.

Руководитель дирекции Мирового политического форума Владислав Иноземцев ранее рассказал о проблемах, вынесенных на форум. «Это и многообразие религиозное, и разделение между богатыми и бедными, и образование виртуальных сообществ, в том числе в интернете. Я думаю, что на этом форуме появятся новые инициативы, как повысить степень управляемости в современном мире», - сказал Иноземцев.

Темы трех секций: «Демократические институты в полиэтнических обществах», «Богатые и бедные: где справедливость?», «Глобальная безопасность и локальные конфликты».

Мировой политический форум в Ярославле проводится третий раз. Каждый год организаторы объявляют новую тему, которая, по мнению широкого круга мировых экспертов, на данный момент является актуальной.

Комментарии экспертов

В секции, в которой я принимал участие, было представлено различное видение проблем социального расслоения, богатства, бедности и справедливости. Довольно много было уделено внимания макроэкономическим предпосылкам расслоения. Были и экзотические выступления (например, Владимира Жириновского, который говорил о том, что социальная справедливость вообще невозможна).

Надо понимать, что в России расслоение велико. Но намного более важен вопрос, каковы его последствия.

В одних случаях, расслоение (как в Соединенных штатах) ведет к мобилизации и социально-экономической активности, а частично - к возникновению особой «культуры бедности» (тех, кто считает, что им уже из бедности не выбраться). И драма в России состоит в том, что есть два типа бедных - те, кто уже культивирует культуру бедности, и те, кто считает, что надо жить на то, что Бог послал.

Да и в Америке, кстати, так же обстоят дела. Есть те, кто живет на пособие, и те, кто мобилизует свои силы, пытаясь выйти из создавшейся ситуации.

Моя идея заключается в том, что концепция противопоставления богатства и бедности устарела. Она не описывает последствий социального расслоения, поведения людей в связи с разницей их доходов. Тема моего выступления – модернизация справедливости. Нам важно понять не абстрактные цифры богатства и бедности, а их последствия для экономического развития страны.

В одних случаях рост дифференциации ведет к мобилизации. Если для этого создаются возможности, если развито образование, если здравоохранение доступно для всех, тогда и бедность не так страшна. А если есть ощущение ситуации безнадежности, то тогда получается социальное гетто, в котором нет социальных лифтов. Это приводит к массовому отчаянию, которое иногда выплескивается на улицы городов. Как говорили во Франции, «мы ждем, когда выступит Сен-Жерменское предместье». И Лондонские беспорядки имеют те же корни. Именно поэтому существующий концепт богатства и бедности в современных условиях не очень работает.

Секция, посвященная социальному неравенству, чрезвычайно важна. В мире существует огромная разница между богатыми и бедными, и вряд ли можно сказать, что глобализация привела нас к равенству и справедливости во всем мире. Хотя, повторяю – глобализация дала возможности некоторым странам ими воспользоваться. Это - внешний аспект.

Еще один аспект проблемы – аспект внутренний. Речь идет о дифференциации и разрыве между богатыми и бедными внутри стран, причем даже в самых развитых странах. Эта проблема стала очевидной в связи с мировым кризисом 2008-2009 годов. Стало ясно, что те процессы, которые начались после Второй мировой войны и были связаны с беспрецедентным ростом благосостояния огромного количества людей в самых развитых странах, давно закончились. И многие исследователи указывают, что, например, в США реальные доходы среднего класса не растут уже около двадцати лет. Более того, они снижаются, и происходит размывание политической опоры режима, размывание среднего класса. И как раз в кризис мы это все наглядно и увидели, когда посыпался средний класс, когда посыпалась основа экономики, как и сектор недвижимости, дома, здания, финансовая система, которая выстроена вокруг этого. Оказывается, проблемы есть у всех, а не только у самых бедных. Причем, как мне кажется, чем страна богаче, тему нее больше проблем. Мы видим это сейчас в Европе.

Таким образом, здесь присутствуют две стороны: одна сторона - международная, другая - внутренняя.

Мировой политический форум становится весомым событием в политической жизни. Безусловно, самое важное в нем - это то, что Форум становится регулярным событием. Люди начинают понимать, что в Европе появилась новая площадка, где обсуждаются серьезные проблемы. Причем, не только российские, а именно глобальные международные проблемы.

Если говорить о перспективах этого форума, то было бы правильным постараться сделать менее формальным формат участия глав государств в работе Форума. Может быть, стоит больше приглашать первых лиц государств. Чтобы лидеры принимали участие не только в пленарном заседании, но и в отдельных дискуссиях, где атмосфера - более демократичная и домашняя. Я думаю, что именно в этом случае Мировой политический форум мог бы стать одним из пяти топовых мировых площадок, которые обсуждают серьезные всемирные проблемы.

Участие президента Медведева в этом году будет таким же по формату, как и в прошлом. Он будет общаться с лидерами развивающихся иностранных  государств. Будут проходить встреча президента с российскими и зарубежными политологами. Подобная встреча была впервые устроена в прошлом году и стала очень успешной, привлекшей большое внимание.

К сожалению, в этом году мы не смогли радикально поменять тему МПФ. Однако, мы попытались привлечь некоторых людей, которых не было в прошлом году. Например, лучших в мире специалистов по вопросам социального неравенства и экономического развития.

Еще одно отличие нынешнего форума от прошлогоднего заключается в том, что на этот раз приглашено большое количество руководителей ведущих российских и западных средств массовой информации. В первую очередь, европейских газет и журналов. Эти люди, безусловно, знают огромное количество конкретных примеров, конкретных проявлений мультикультурализма, конкретных проявлений как национальных проблем, так и, наоборот, позитивных примеров разрешения сложных ситуаций. Это оживит нашу дискуссию.

Изначально и до сих пор, помимо прочего, площадка форума рассматривалась как очень мощная площадка обучения. Многие приехавшие на Форум с российской стороны - это молодые политики, региональные бюрократы в хорошем смысле этого слова. Они все приезжают в Ярославль с тем, чтобы понять, какие именно проблемы сейчас обсуждают ведущие мировые политологи, какие темы находятся в центре общественных дискуссий. Они изучают эти темы для того, чтобы, возвратившись к себе в регионы, учитывать их в повестке дня своей законодательной деятельности, в своем общении с избирателями, в своей деятельности по управлению регионами.

Трагедия внесла коррективы в работу Ярославского форума. На мой взгляд, это печальное событие смогло как раз повлиять на сам градус обсуждения, смогло сделать дебаты более серьезными, более конкретными. Такие события всегда заставляют быть людей серьезнее, более четкими и ясными в своих оценках.

Очень правильно, что президент прежде всего провел совещание на самом месте трагедии. Безусловно, те проблемы, которые обнажила эта трагедия (а именно расхлябанность тех структур и служб, которые проверяют качество воздушных судов, подготовленность воздушных судов), невероятно обострились. Это трагическое событие подстегнет решение давно назревших вопросов – обновлением авиапарка, решение транспортных проблем.

За последнее десятилетие удалось решить целый ряд серьезных проблем. Еще совсем недавно главным считался вопрос сохранения суверенитета страны. Сегодня в повестке дня стоят вопросы экономического и социального характера. Вместе с тем, они напрямую связаны с вопросами национальной и внешней политики, нашей национальной идентичности. Глобализация не отменяет значимость суверенитета, который остается нашим конкурентным преимуществом. Важно продолжить эту логику развития, обеспечивая экономическую и социальную стабильность в обществе.

Особое внимание сегодня нужно уделить вопросам духовно-нравственного воспитания и образования. Если мы говорим о национальном единстве, наших исторический традициях, едином культурном и правовом пространстве, то эти фундаментальные основу могут быть сохранены и развиты в обществе при условии наличия общей системы нравственных ориентиров. Речь идет, в том числе, о патриотическом воспитании, в основе которого всегда была и будет любовь, уважение к своей стране. И то, что сегодня востребована гражданская инициатива, площадки Общероссийского народного фронта, где формируются народная программа развития России и народный бюджет – это как раз путь созидательного объединения на основе патриотизма действия.

Идея провести секцию именно на тему мультикультурализма пришла сразу после известных заявлений президента Франции Николя Саркози, канцлера ФРГ Ангелы Меркель и премьер-министра Великобритании Девида Кэмерона, которые заявили о том, что мультикультурализм в их странах мертв. Действительно, в данный момент во всем мире возникла проблема совместимости демократии и монокультурных многоэтнических обществ. Можно ли сказать, что мультикультурализм – вызов для демократии? Могут ли демократии действительно существовать в полиэтнических обществах и способны ли демократические государства обеспечивать права людей разных национальностей?

Решение провести такую секцию было принято до того, как Брейвик взял автомат и стал расстреливать своих молодых сограждан, будучи недовольным их политическими взглядами (в том числе по национальным и этническим вопросам). До того, как по Лондону прокатилась волна бунтов, в которых многие разглядели некоторый этнический компонент, и еще до того, как начались ливийские события, где победители в Триполи разбились по племенному признаку и оккупировали разные улицы и площади ливийской столицы, исходя из племенных и территориальных общностей, которые существуют в Ливии. Этнический и культурный факторы играют все большую роль в современном мире.

Мы помним, что после окончания Холодной войны появились труды Френсиса Фукуямы о том, что история закончилась, что одна культурная модель в обществе одержала верх, а затем появились работы о том, что мир - плоский. И вот чем дальше мы живем, тем больше убеждаемся, что и мир не такой уж плоский, и история не собирается заканчиваться. История продолжается и, может быть, даже ускоряется, и все больше перемещаясь в плоскость 3D, а может быть и 4D. А те культурные, этнические и языковые различия, которые, как казалось, стираются в мире, на самом деле вновь обретают  силу. Концепция мультикультурализма оказывается мертвой в одних странах (хотя я уверен, что это не вполне так), но очевидно оживает в глобальном масштабе.

Люди начинают говорить о самых разных моделях развития, в разных странах планеты мы видим оживление национального сознания. Мы видим это и во всех без исключения поднимающихся экономиках, будь то Китай, Индия, в меньшей степени Россия и, безусловно, Бразилия. Весь латиноамериканский континент охватывает сейчас обращение к культуре, к истокам коренных народов американского континента. Культурный фактор играет всю большую роль в ходе избирательных кампаний в различных странах (об этом, например, много говорят в Европе). Все это связано, с одной стороны, с тем, что увеличивается и растет политическая активность исламского населения в европейских странах (уже самым популярным именем родившегося мальчика в странах Европейского союза является Мухаммед). А с другой стороны, с тем, что возникает реакция на это в виде роста национализма, который мы наблюдаем практически во всех европейских странах. Победу на выборах, как в Финляндии, уже одерживают партии, которые ставят национальные и этнические лозунги на первый план. Роль культуры в современном мире возрастает.

Но значит ли это, что растущий мультикультурализм противоречит демократии? На мой взгляд, безусловно, нет. Мультикультурное общество способно создавать жизнь. На это способна и демократия. Возьмем самую большую демократию в мире - Индию. Эта страна - безусловная демократия. Индонезия - еще боле мультинациональное общество, и, тем не менее, оно тоже строит демократическое государство. В то же время, мы знаем монокультурные страны, которые не являются демократиями. Возьмем Северную Корею, которая не отличается этническим и культурным многообразием и, безусловно, демократией не является.

Есть проблемы, которые активно звучат в научной литературе: является ли культурно-этнический код той или иной нации своего рода матрицей, из которой нация не может выйти, не может создать определенные демократические традиции? Как, например, исламская матрица, которая не дает многого для развития демократии. Но, есть пример Турции, которая вырвалась из этой матрицы и создает сейчас современное государство, основанное на демократических принципах, хотя и с заметным исламским уклоном.

Современное общество дает массу вызовов, связанных с появлением новых социальных сетей, распространением интернета, появлением новых сообществ, которые оказывают очень серьезное влияние на демократические государства. Причем идеи эти - транснациональные, воздействуют на правительство, и по силе воздействия порой превосходят традиционные политические институты или даже средства массовой информации. О революции Твиттера сейчас не говорит только ленивый или совсем не интересующийся тем, что происходит на планете.

Наши зарубежные коллеги, политологи также скорбят. Все, кроме уж совсем недоброжелательных людей, отреагировали адекватно. Форс-мажор - это форс-мажор.

В прессе появилась информация, что это воздушное судно буквально через три недели должно было быть снято с полетов и что оно находилось в лизинге. На самом деле, причины нужно уточнить, но уже сейчас понятно, что в отрасли, не побоюсь этого слова, творится настоящий бардак. Самолеты - это слишком серьезная вещь, чтобы обходиться с ними таким образом.

Естественно любой форум – это площадка для диалога, для сближения позиций, для презентации своих программ, идей и представлений. С учетом того, что на форуме ждут президента Турции, и в связи с тем, то недавно было принято решение по размещению в этой стране американских ПРО, я не исключаю, что господину Абдуллаху Гюлю будут задаваться самые разные вопросы. Поэтому дискуссия на площадке Ярославского форума действительно имеет значение, и, надеюсь, что она будет интересной.

Ярославль стал брендом еще 1000 лет назад, когда он был основан. Он продолжал быть брендом и в советские годы, когда здесь снимались такие фильмы, как «Иван Васильевич меняет профессию». Ярославль остается брендом и сейчас, как одна из хоккейных столиц России. Ярославль – это еще и бренд как мировой политический форум. Так что у Ярославля - восхитительное прошлое, выдающееся настоящее и великолепное будущее.
Проведение этого форума, конечно, положительно скажется на развитии региона. Для ярославской экономической и политической элиты это прекрасная возможность еще раз укрепить свои международные контакты и экономические связи. Ярославцы могут использовать этот форум в своих интересах, и это очень правильно.

То касается событий на Ближнем Востоке и Африке, то они не несут опасность для мультикультурализма. Это политические реалии, к которым Европа, Америка и Россия были абсолютно не готовы. Это те реалии, которые проморгали все разведки и дипломатические службы мира.

Большой Ближний Восток реструктуризируется. Возникают новые политические реалии, обостряется борьба между сильнейшей шиитской державой Ираном и сильнейшей суннитской державой Турцией. Все то, что происходит сейчас на Ближнем Востоке и в Африке, так или иначе будут отражаться на Европе, где существует большой процент мусульманского населения.

Последние события в Лондоне кто-то назвал крахом мультикультурализма. Но не надо забывать, что аналогичные лондонским событиям происходили и в Париже. Не так давно гремели взрывы и в Мадриде, и в Лондоне, и в других европейских столицах. И за этими событиями стояли, по оценкам экспертов, исламские радикалы. Так что то, что сейчас происходит в Средиземноморье, на Ближнем Востоке и в Африке, требует очень серьезного анализа.

Как эта идея мультукультурализма будет трансформироваться, покажет будущее. Что касается нашего опыта, то мы традиционно были страной, где мирно сосуществовали все четыре мировые религии. Для нашей страны и христиане, и мусульмане, и буддисты, и иудеи были автохтонным населением, а не мигрантами.

Другое дело, что сейчас в Россию устремляются потоки мигрантов из Азии и других регионов. Конечно, мы сталкиваемся с тем, что у нас возникают схожие с Западной Европой проблемы. Нам нужно понять, как интегрировать мигрантов в российское общество. Не всегда это у нас хорошо получается, и именно поэтому для нас так интересен обмен международным опытом и так интересно узнавать, какие есть рецепты у наших партнеров. А европейским коллегам мы готовы представить свой пример, свой опыт того как столетиями представители всех четырех мировых религий жили достаточно мирно на территории России.

Если говорить о мультикультурализме в нашей стране, то он неизбежен, потому что Россия - это и есть многонациональное сообщество, в котором проживает множество национальностей. Безусловно, нам с одной стороны, это тяжелее дается, чем европейцам, но с другой - легче.

Я думаю, что сегодня мы, следуя по пути рыночной модели экономики, не выстроили систему социальной ответственности в плане трудоустройства представителей наших регионов и представителей национальностей, которые в них проживают. Особенно остро стоит вопрос на Северном Кавказе. Там десятки тысяч молодых людей не имеют возможности трудоустроиться, и это - большая проблема. При этом, мы обеспечили доступ в страну неквалифицированной рабочей силы из Средней Азии, а это уже не наши страны. Вот эти вопросы в первую очередь сегодня заслуживают обсуждения и изучения.

В Европе почему наступил кризис мультикультурализма. Если мигрант, имеющий твердую религию, определенный взгляд на происходящие вещи, культурную общность и сохраняющий ее, прибывает на чужую территорию, где нет твердой религиозной составляющей, где вопросы культуры весьма небесспорны, то в этом процессе он не ассимилируется. Его культура позволяет создавать свои корпоративные составляющие – территориальные и национальные. Он начинает влиять очень серьезным образом на происходящее. И тут возникает проблема: кто кого сильнее - коренные жители или те, кто приехал в чужую страну.

Пришлые жители не воспринимают ценностей проживающего оседлого населения, вот в чем проблема.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".